Судья Бахарева И.В. |
№ 33-828-2024 УИД 51RS0011-01-2023-000702-30 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
г. Мурманск |
28 февраля 2024 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Власовой Л.И. |
судей |
Старцевой С.А. |
Тищенко Г.Н. |
|
при секретаре |
Кандевиц О.К. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-712/2023 по иску прокурора города Оленегорска в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант+», администрации муниципального округа ... с подведомственной территорией, Министерству строительства Мурманской области о возложении обязанности по совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе Министерства строительства Мурманской области на решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Тищенко Г.Н., выслушав объяснения представителя Министерства строительства Мурманской области Ширяевой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы прокурора прокуратуры Мурманской области Мунтян Р.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор города Оленегорска обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ВИКОМ» (далее – ООО «ВИКОМ»), администрации муниципального округа ... с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности произвести замену лифта, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ....
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Оленегорска во исполнение плана мероприятий прокуратуры, направленных на совершенствование подходов к организации надзора по отдельным направлениям деятельности, утвержденного прокурором Мурманской области 30.03.2023, реализации национального проекта «Жилье», проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан на безопасные условия проживания в многоквартирном доме при эксплуатации лифтового оборудования.
Управление многоквартирным домом по адресу: ... с 01 июля 2023 года осуществляется ООО «УК Гарант+».
Данный многоквартирный дом является девятиэтажным зданием, оснащенным лифтовым оборудованием, установлен лифт пассажирский ПП-0471, заводской №24440, тип редукторный, производства Могилевского лифтостроительного завода (0471.00.00.00 ПС) №85475, год ввода в эксплуатацию 1990, дата установки 17 октября 1990 г. Со ссылкой на правила эксплуатации и обслуживания лифтов в МКД, установленных Техническим регламентом Таможенного союза 01/2011 «Безопасность лифтов», утвержденных решением ТС от 18.10.2011 № 824, указывает, что срок службы данного лифта приравнивается к 25 годам со дня ввода в эксплуатацию, затем без предварительного освидетельствования использовать его запрещено.
Исходя из вышеупомянутых требований закона, срок эксплуатации указанного лифта окончен в 2015 году. Проверкой установлено, что лифт эксплуатируется с нарушениями, только в июне 2023 года произведено 6 остановок лифта в связи с неисправностью. Согласно данным паспорта региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы, государственным заказчиком является Министерство строительства Мурманской области. Капитальный ремонт лифтового оборудования в МКД ... региональной программой предусмотрен в период с 2032 по 2033 годы, в том числе замена лифтов.
Эксплуатация указанного лифта нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизнедеятельности, поскольку в любой момент лифт может выйти из строя, что повлечет за собой непредотвратимые последствия.
В ходе рассмотрения иска прокурор изменил исковые требования и со ссылкой на пункт 5 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных в Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 10 сентября 2020 года № 626-ПП, просил возложить обязанность на ООО «УК «Гарант+» внести в срок до 1 апреля 2024 года в Администрацию муниципального округа ... с подведомственной территорией Мурманской области обращение о переносе срока замены лифтового оборудования, расположенного по адресу: ...; возложить обязанность на Администрацию муниципального округа ... с подведомственной территорией Мурманской области в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления ООО «УК Гарант+» о переносе срока замены лифтового оборудования, расположенного по адресу: ..., направить его в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в Мурманской области Министерства строительства Мурманской области; возложить обязанность на Министерство строительства Мурманской области включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2023-2025 годы, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 04.07.2022 № 526-ПП, в части произведения замены лифтового оборудования в срок до 01 октября 2024 года.
Определением Оленегорского городского суда Мурманской области от 15 августа 2023 года в качестве соответчика привлечено Министерство строительства Мурманской области.
Определением Оленегорского городского суда от 5 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены ООО «Инженерный центр Лифтэксперт» и Северо-Западное управление Ростехнадзора по Мурманской области.
Определением Оленегорского городского суда Мурманской области от 5 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Мурманской области и ТСЖ «***»; произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «ВИКОМ» на надлежащего ООО «УК Гарант+».
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены. На ООО «УК «Гарант+» возложена обязанность в срок до 1 февраля 2024 года внести в администрацию муниципального округа ... с подведомственной территорией Мурманской области обращение о переносе срока замены лифтового оборудования, расположенного по адресу: ... для направления его в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в Мурманской области Министерства строительства Мурманской области.
На Администрацию муниципального округа ... с подведомственной территорией Мурманской области возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления Общества с ограниченной ответственностью «УК «Гарант+» о переносе срока замены лифтового оборудования, расположенного по адресу: ..., направить его в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в Мурманской области Министерства строительства Мурманской области.
На Министерство строительства Мурманской области возложена обязанность в срок до 1 июля 2024 года включить многоквартирный дом ... в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Мурманской области, на 2023-2025 годы, утвержденный Постановлением Правительства Мурманской области от 4 июля 2022 года № 526-ПП, в части замены лифтового оборудования в указанном доме в 2025 году.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности министра строительства Мурманской области Грачиков А.Н. ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильную оценку обстоятельств дела, просит решение суда в части возложения обязанности на Министерство строительства Мурманской области отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не учтено то обстоятельство, что требования истца о возложении обязанности на Министерство строительства Мурманской области внести изменения в краткосрочный план в части спорного многоквартирного дома фактически является оспариванием нормативно-правового акта – постановления Правительства Мурманской области от 04.07.2022 № 526-ПП. Спорный многоквартирный дом не был включен в Краткосрочный план региональной программы в части замены лифтового оборудования.
Полномочия Министерства определены Положением, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 28.11.2019 № 529-ПП. Согласно пункту 2.2.27 положения министерство осуществляет формирование и актуализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, а также формирует сводный краткосрочный план ее реализации.
В данном случае соответствующая программа была актуализирована, соответствующие изменения в региональную программу внесены и утверждены постановлением Правительства Мурманской области. Истец в данном случае не согласен с действующим нормативным правовым актом, оспаривание которого должно осуществляться по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом оставлено без внимания, что требования о понуждении к внесению изменений в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта предъявлены к Министерству строительства Мурманской области, в то время как изменения в региональную программу утверждаются Правительством Мурманской области.
Полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования о переносе срока капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на более ранний период, по сути, подменил собой комиссию при Министерстве, к компетенции которой относится принятие решения по такому вопросу. Указывает на то, что суд первой инстанции проигнорировал требование Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 10.09.2020 № 626-ПП.
Обращает внимание, что краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД на 2023-2025 годы утвержден с полным распределением предусмотренных НКО «ФКР МО» финансовых средств, фактически у Фонда отсутствуют денежные средства для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в спорном многоквартирном доме. Данное обстоятельство не было учтено судом первой инстанции.
Указывает, что доказательства неисправного состояния лифтового оборудования истцом не представлены. По информации, представленной Министерством государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, лифтовое оборудование в указанном МКД находится в рабочем состоянии. До 15 февраля 2025 года, независимо от истечения назначенного срока службы объекта, его использование допускается в случае проведения обследования и выполнения условий использования объекта, предусмотренных оформленным по результатам обследования заключением.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель НКО «ФКР МО» Комягин А.В. просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора города Оленегорска Попильнух А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель Ростехнадзора Маленкина О.А. оставила принятие решения по апелляционной жалобе на усмотрение суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков администрации муниципального округа ... с подведомственной территорией Мурманской области, ООО «УК «Гарант+», представители третьих лиц НКО «ФКР МО», Ростехнадзора, ООО «Инженерный центр Лифтэксперт», Правительства Мурманской области, ТСЖ «***», извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в том числе в порядке, предусмотренном статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственников жилищного фонда.
Как установлено статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Согласно статье 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 г. № 168-ПП утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы (с изменениями) (далее – региональная программа). Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» является исполнителем региональной программы капитального ремонта.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Порядок подготовки и утверждения региональной программы, требования к ней, порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, а также проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов регулируются Законом Мурманской области от 24.06.2013 № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области» (далее – Закон № 1631-01-ЗМО).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 1631-01-ЗМО в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта до 1 июля года, предшествующего планируемому периоду, нормативным правовым актом Правительства Мурманской области утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.Согласно пункту 5 статьи 5 Закона № 1631-01-ЗМО, краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов, установленных частью 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона № 1631-01-ЗМО внесение изменений в утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Мурманской области.
Правила эксплуатации и обслуживания лифтов в многоквартирных домах установлены Техническим регламентом Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утверждённым решением ТС от 18 октября 2011 г. № 824.
В Приложениях 1 и 3 регламента подробно изложены требования к безопасности лифтов и схемы подтверждения соответствия оборудования этим требованиям.
Согласно частью 5 статьи 4 ТР ТС 011/2011, если в паспорте оборудования не указаны сведения о сроке службы, то он приравнивается к 25 годам со дня ввода в эксплуатацию. Затем без предварительного освидетельствования использовать его запрещено (часть 3.4 статьи 4 ТР ТС 011/2011).
Как установлено судом и следует из материалов дела, управляющей компанией в отношении многоквартирного дома по адресу: ... является ООО «УК «Гарант+».
Указанный многоквартирный девятиэтажный дом оснащен пассажирским лифтом ПП-0471, заводской № 24440, тип редукторный, производства Могилевского лифтостроительного завода (0471.00.00.00 ПС) № 85475, год ввода в эксплуатацию 1990, дата установки 17 октября 1990 г. Указанные сведения подтверждаются паспортом лифта № 24440.
Срок эксплуатации указанного лифта истек в 2015 году, в последующем эксплуатация лифта допускается после освидетельствования (обследования) лифта специализированной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию.
Согласно заключению № 2022-10-467 по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы (лифт № 85475, адрес установки: ...), выданного испытательной лабораторией (центром) ООО «Инженерный центр Лифтэксперт» 21 октября 2022 г., лифт частично не соответствует общим требованиям безопасности, установленным Приложением 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным Приложением 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования лифта до 31 октября 2024 года при соблюдении условий: а) использование лифта по назначению и в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации; б) выполнение осмотров, технического обслуживания и ремонтов лифта в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации; в) соблюдение условий эксплуатации лифта; г) проведения оценки соответствия в форме периодического и частичного технического освидетельствования в соответствии с требованиями ГОСТ 53783-2010.
Определены необходимые мероприятия по обеспечению соответствия лифта требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и владельцу указано на то, что лифты введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и отработавшие назначенный срок службы должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего технического регламента в срок, не превышающий 12 лет с даты вступления в силу настоящего технического регламента.
Рекомендовано выполнить полную замену лифтового оборудования до 31 октября 2024 года, устранить выявленные дефекты и неисправности, указанные в таблице № 2 настоящего заключения в рекомендованные сроки.
Исходя из изложенного, эксплуатация данного лифта после 15 февраля 2025 года не является безопасной, возраст лифта на указанную дату составит 35 лет, при допустимом сроке эксплуатации в 25 лет.
Согласно Акту об остановке лифтов в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., в июне 2023 г. лифт останавливался по причине застревания в связи с проявлением различного рода неисправностей: 2 июня, 25 июня, 27 июня, 30 июня, 1 июля, 2 июля, 3 июля.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 г. № 168-ПП утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы (далее – Постановление № 168-ПП).
В постановлении № 168-ПП многоквартирный дом ... включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ... по срокам работ по капитальному ремонту с 2032 до 2033, в том числе замена лифтов.
Многоквартирный дом ... включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, со сроками работ по капитальному ремонту лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, с 2032 года до 2034 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, установив, что достаточным основанием для принятия решения о проведении капитального ремонта, замены, модернизации лифтов, является установление того факта, что срок службы лифта превышает 25 лет, проведение капитального ремонта в части замены лифтового оборудования в указанном доме в заявленные в Региональной программе сроки 2032-2034 гг. не отвечают требованиям безопасности при эксплуатации лифта, при этом, возможность эксплуатации конкретного лифта допускается до 31 октября 2024 г., пришел к выводу о том, что ответчиками не приведено объективных причин, по которым многоквартирный дом ... не может быть включен в краткосрочный план капитального ремонта на 2023-2025 гг. в части капитального ремонта – замены лифтового оборудования, и, в связи с чем, возложил на ответчиков соответствующие обязанности по внесению обращения о переносе срока замены лифтового оборудования, направлению обращения в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в Мурманской области, внесению изменений в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2023-2025 гг.
Доводов о несогласии с решением суда в части возложения обязанности на ООО «УК «Гарант+» и администрацию муниципального округа ... с подведомственной территорией Мурманской области апелляционная жалоба не содержит, данные ответчики не обжаловали решение суда в установленном процессуальным законодательством порядке, в связи, с чем в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда в указанной части не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Проверяя решение суда в части возложении обязанности на Министерство строительства Мурманской области, судебная коллегия не может согласиться с постановленным судебным актом, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания ввиду следующего.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28 ноября 2019 г. № 529-ПП утверждено Положение о Министерстве строительства Мурманской области, которым установлены основные задачи Министерства (далее – Положение).
Согласно пункту 2.2.27 Положения Министерство осуществляет формирование и актуализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, а также формирует сводный краткосрочный план ее реализации.
Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 10 сентября 2020 г. № 626-ПП (далее – Порядок).
Указанным Порядком определена процедура установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, для целей актуализации краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы и в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе для случаев принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние (поздние) сроки по отношению к тем срокам, которые установлены региональной программой (пункт 3).
В силу пункта 4 Порядка установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, осуществляется комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта (далее — комиссия), создаваемой исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию, реализации государственной политики Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, промышленности, строительных материалов, жилищной сфере, функции по контролю (надзору) в сфере строительства за исключением жилищной, а также функции по оказанию государственных услуг (Министерство строительства Мурманской области) и действующей на постоянной основе.
К работе комиссии привлекаются представители регионального оператора, общественных организаций, органов местного самоуправления, на территории которых расположен многоквартирный дом, являющийся предметом рассмотрения комиссии, органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищных отношений за исключением функций по установлению нормативов в целях определения объемов потребления коммунальных услуг и ресурсов, расчету региональных стандартов, стоимости жилищно-коммунальных услуг и нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета жилищных субсидий, а также осуществляющего функции по контролю (надзору) в жилищной сфере и сфере строительства и по оказанию государственных услуг.
Уполномоченный орган определяет состав, утверждает положение о комиссии, форму заявления с перечнем прилагаемых документов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, основаниями для рассмотрения комиссией вопроса об установлении/отсутствия необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме являются обращения:
1) органа местного самоуправления, исполнительного органа;
2) регионального оператора;
3) лица, осуществляющего управление или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при наличии приложенных к заявлению документов, содержащих информацию о техническом состоянии элементов общего имущества, в отношении которых подано обращение;
4) собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, что подтверждается соответствующим протоколом решения общего собрания собственников помещений, в обязательном порядке содержащем решения по следующим вопросам:
- определение уполномоченного лица на обращение в комиссию;
- определение перечня работ и (или) услуг по капитальному ремонту элементов общего имущества в многоквартирном доме и желаемого срока их производства.
Заявители, указанные в подпунктах 3-4, могут обращаться в комиссию через орган местного самоуправления, который, в свою очередь, направляет заявление в комиссию в течение 10 рабочих дней с даты его регистрации.
В соответствии с пунктом 8 Порядка в случае поступления в комиссию обращения об актуализации краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области (далее – муниципальный краткосрочный план), региональной программы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) региональную программу (пункт 8.1.);
- об отказе во внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) региональную программу (пункт 8.2.).
Решения о внесении изменений в муниципальный краткосрочный план принимаются комиссией с учетом положений частей 7, 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в региональную программу – с учетом Методики формирования региональной программы (пункт 9 Порядка).
Заявления в комиссию принимает уполномоченный орган – Министерство строительства Мурманской области.
Приказом Министерства строительства Мурманской области от 16 декабря 2021 г. № 659 утверждено Положение о комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее – Положение), согласно пункту 2.1. которого целями создания комиссии являются установление необходимости проведения капитального ремонта с последующей актуализацией региональной программы и краткосрочных планов ее реализации, а также направление информации о принятых решениях, предусмотренных пунктами 8-15 Порядка.
В силу пункта 2.2. Положения задачами комиссии являются:
- рассмотрение обращений заявителей, указанных в пункте 5 Порядка;
- принятие мотивированного решения о необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;
- ведение и оформление необходимых протоколов по всем процедурам, проводимым в ходе установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта, а также другие действия в соответствии с указанным Положением и Порядком.
Пунктом 4.2.2. Положения установлено, что заявление в комиссию подается, в том числе, в случае переноса установленного региональной программой проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 г. № 168-ПП, срока проведения капитального ремонта (срока оказания отдельных видов услуг и (или) выполнения отдельных видов работ по капитальному ремонту) на более ранний период (срок).
Пунктом 4.3 Положения установлен перечень документов, которые должны быть приложены к обращению.
По результатам рассмотрения документов, комиссия принимает одно из решений, предусмотренных пунктами 8-15 Порядка, и оформляет протокол в единственном экземпляре (пункт 5 Положения).
Постановлением Правительства Мурманской области от 4 июля 2022 г. № 526-ПП утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2023-2025 гг.
Как установлено судом, 21 августа 2023 г. в Министерство строительства Мурманской области поступило заявление ООО «УК Гарант+» о переносе срока проведения капитального ремонта лифта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ....
Министерство строительства Мурманской области в письме от 18 сентября 2023 г. № 07-02/4076-АК сообщило ООО «УК Гарант+» об отказе в переносе срока проведения капитального ремонта в связи с тем, что в нарушение пункта 4.3.1 Положения к заявке не приложена информация о планируемом перечне работ и (или) услуг по капитальному ремонту элементов общего имущества в многоквартирных домах, и желаемый срок их проведения (Приложение № 4 Положения), сведения о многоквартирном доме (Приложение № 5 Положения), а также в связи с нарушением принципов формирования краткосрочных планов, предусмотренных частью 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации согласно пункту 21 Порядка.
В письме разъяснено, что управляющая организация имеет право повторно направить на рассмотрение Комиссией заявления с приложенными документами, в соответствии с Приказом № 659 об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме ..., которое будет рассмотрено на заседании Комиссии при наличии свободных денежных средств.
Повторно с заявлением с приложением необходимых документов ООО «УК Гарант +» о переносе срока проведения капитального ремонта не обращалось.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и др. Следовательно, в силу закона, защите подлежит лишь реально существующее в настоящее время право, которое должно быть связано с виновными действиями ответчика. Защита прав, которые возможно могут быть нарушены в будущем, законом не предусмотрена.
Таким образом, поскольку установленная региональным законодательством процедура рассмотрения вопроса о переносе срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более ранний срок не соблюдена, доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц со стороны Министерства строительства Мурманской области в материалах дела не содержится, выводы суда о необходимости внесения изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, на 2023-2025 годы в части замены лифтового оборудования являются преждевременными.
При этом, учитывая удовлетворение судом исковых требований к ООО «УК «Гарант+» и администрации муниципального округа ... с подведомственной территорией, а именно возложение обязанности по направлению соответствующего обращения в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в Мурманской области, заинтересованные лица не лишены возможности оспаривать решение Комиссии, вынесенное по итогам рассмотрения данного обращения.
При таких обстоятельствах решение суда в данной части подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 ноября 2023 г. отменить в части требований, заявленных к Министерству строительства Мурманской области, в указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора города Оленегорска к Министерству строительства Мурманской области о возложении обязанности по совершению определенных действий – отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи