Решение по делу № 2а-259/2019 от 18.06.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2019 г. г.Ядрин

Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии

в составе:

председательствующего судьи Павлова В.П.,

при секретаре Филипповой В.Ю.,

с участием:

представителя административного истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Шумерля ФИО2, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика - заведующей МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида <адрес> Республики ФИО3,

представителя административного ответчика - <адрес>ной администрации Чувашской Республики ФИО4, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика - отдела образования <адрес>ной администрации Чувашской Республики ФИО5, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Шумерля к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской Республики, Ядринской районной администрации Чувашской Республики, отделу образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики о признании незаконным бездействия по обеспечению здоровья и жизни обучающихся и предотвращению распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и обязании устранить выявленные нарушения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,

у с т а н о в и л:

Административный истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Шумерля обратилось в суд с административным иском (уточненным от ДД.ММ.ГГГГ) к административным ответчикам - Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Пукане» комбинированного вида <адрес> Республики, <адрес>ной администрации Чувашской Республики, отделу образования <адрес>ной администрации Чувашской Республики, которым просит:

признать бездействие <адрес>ной администрации Чувашской Республики и отдела образования <адрес>ной администрации Чувашской Республики по обеспечению здоровья и жизни обучающихся и предотвращению распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди обучающихся и персонала МБДОУ «Детский сад «Пукане» незаконным;

обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида <адрес> Республики, <адрес>ную администрацию Чувашской Республики и отдел образования <адрес>ной администрации Чувашской Республики устранить выявленные нарушения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок ДД.ММ.ГГГГ:

- разместить склад для хранения пищевых продуктов в отапливаемом помещении в соответствие с требованиями п.п.14.2, 14.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- отремонтировать стены и потолки на складе для хранения пищевых продуктов, отделать стены влагостойкими материалами; покрасить радиаторы отопления; отремонтировать стены в овощехранилище в соответствие с требованиями п.5.1, 5.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- отремонтировать асфальтовое покрытие пешеходных дорожек на территории детского сада, обеспечить дугообразный профиль дорожек в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5-15 см) в соответствие с требованиями п.10.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

В обоснование административного иска указано следующее: на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 06.10.2017 г. № 119-Ш была проведена плановая проверка в отношении МБДОУ «Детский сад «Пукане». В ходе проведения проверки были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С целью устранения выявленных нарушений выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 13.11.2017 г. № 119-Ш со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ Для проверки выполнения пунктов указанного предписания со сроком до ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 12.11.2018 г. № 177-Ш заместителя руководителя Управления Роспотребнодзора по Чувашской Республике-Чувашии была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБДОУ «Детский сад «Пукане». В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных санитарных требований - не выполнены пункты 22, 26, 27 предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> от 13.11.2017 г. № 119-Ш со сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ При этом МБДОУ «Детский сад «Пукане» является образовательной организацией, одной из основных целей которой является организация образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники детского сада пользуются пешеходными дорожками для передвижения на игровые участки и обратно в здание детского сада. Разрушенное твердое покрытие пешеходных дорожек на территории образовательной организации травмоопасно и представляет угрозу здоровью воспитанников, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Администрацией МБДОУ «Детский сад «Пукане» хотя и были приняты меры для выполнения пунктов 22, 26, 27 предписания, однако исчерпывающие меры по выполнению указанных пунктов не были предприняты. В соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад «Пукане» является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества образовательной организации является <адрес> администрация Чувашской Республики, а отдел образования является отраслевым органом <адрес>ной администрации Чувашской Республики, в ведомственном подчинении которого находится МБДОУ «Детский сад «Пукане». Следовательно, решение административных ответчиков вопросов соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм, как неотъемлемой части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не может зависеть от их финансовых возможностей, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения создает угрозу нарушения прав наименее защищенной категории граждан - детей на благоприятную окружающую среду.

Представитель административного истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Шумерля ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суде, поддержав изложенные в административном исковом заявлении требования, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - заведующая МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида <адрес> Республики ФИО3 в суде иск признала.

Представитель административного ответчика - <адрес>ной администрации Чувашской Республики ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суде иск признала.

Представитель административного ответчика - отдела образования <адрес>ной администрации Чувашской Республики ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суде иск признал.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322, регламентировано, что Федеральная службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Статьей 4 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что настоящий федеральный закон регулирует отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу требований ч.1 ст.28 Федерального закона № 52-ФЗ, регулирующих отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с требованиями ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Неисполнение пунктов предписания, то есть не устранение выявленных нарушений санитарных правил, свидетельствует о неисполнении формальных требований публичного права, которое может повлечь реальную угрозу жизни и здоровью детей и сотрудников, возникновение и распространение массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. Характер выявленных нарушений свидетельствует о наличии в рассматриваемом случае со стороны административных ответчиков пренебрежительного отношения к исполнению их публично-правовых обязанностей и существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям (здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию воспитанников и сотрудников детского сада).

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 06.10.2017 г. № 119-Ш проведена плановая проверка в отношении МБДОУ «Детский сад «Пукане» и в ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

С целью устранения выявленных нарушений органом государственного контроля (надзора) - территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> в адрес МБДОУ «Детский сад «Пукане» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от ДД.ММ.ГГГГ -Ш со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

Для проверки выполнения пунктов указанного предписания со сроком до ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ -Ш заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии ФИО6 проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБДОУ «Детский сад «Пукане».

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленному территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес>, в ходе проведения проверки, выявлены нарушения обязательных санитарных требований - не выполнены пункты 22, 26, 27 предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Ш со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

по пункту 22 - склад для хранения пищевых продуктов размещен в отдельно стоящем не отапливаемом здании, не приняты меры по отоплению помещения склада, не выделены помещения в здании детского сада, в связи с чем нарушаются условия хранения пищевых продуктов. Так, на складе организовано хранение сухих пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, муки, сахара), кондитерских изделий, фруктовых консервов (повидло). Пищевая продукция требовательна к условиям своего хранения, поэтому в помещении склада или кладовой для хранения сухих сыпучих продуктов должны поддерживаться оптимальные показатели температуры и относительной влажности окружающей среды. Детский сад обязан вести учет всех изменений в микроклимате склада для хранения сухих продуктов, при необходимости изменяя его. Условия хранения фруктовых консервов и кондитерских изделий, установленные производителями, предусматривают температуру от 0°С и выше. Сухие пищевые продукты должны храниться при относительной влажности воздуха 65-75% (условия установлены производителями). В холодный период года в е отапливаемом складе параметры температуры и влажности воздуха меняются в зависимости от меняющихся погодных условий. Для многих продуктов нижний предел ограничен температурой замерзания, так как при замораживании ухудшаются отдельные потребительские свойства. Это относится в первую очередь к тем продуктам, в состав которых входит вода, в том числе фруктовым консервам. Пи замерзании воды разрушается микроструктура продукта, а иногда и упаковки, вследствие чего образуются микротрещины, разрушаются клетки. Товары с гомогенизированной структурой при замерзании расслаиваются, утрачивают товарный вид. Макаронные изделия, сахар, мука, мучные кондитерские изделия относятся к гигроскопическим продуктам. Они поглощают влагу из сырого воздуха. При повышении влажности воздуха выше 13-15% на поверхности указанных продуктов начинают развиваться плесневые грибки. Сухие продукты, поглощая водяные пары, могут увлажняться и подвергаться микробиологической порче. Употребление в пищу испорченных продуктов может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, представляет угрозу здоровью детей и сотрудников, является нарушением требований п.14.2, 14.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

по пункту 26 - не отремонтированы стены и потолки на складе для хранения пищевых продуктов, стены не отделаны влагостойкими материалами; не покрашены радиаторы отопления; не отремонтированы стены в овощехранилище, что не соответствует требованиям п.п.5.1, 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». На складе для хранения пищевых продуктов от стен и потолков местами отслаивается побелка до штукатурки, визуально определяется грибковый налет, стены побелены, т.е. отделаны невлагостойкими материалами; неработающие радиаторы отопления коррозированы; покраска отслоилась. В овощехранилище от стены местами обрушилась штукатурка до кирпичной кладки. Указанное состояние отделки стен и потолков в помещении склада для сухих продуктов и овощехранилища не позволяет проводить влажную уборку и дезинфекцию их, может привести к загрязнению пищевых продуктов грибком, привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди детей и сотрудников, представляет угрозу здоровью людей;

по пункту 27 - не отремонтировано асфальтовое покрытие пешеходных дорожек на территории детского сада, не обеспечен дугообразный профиль дорожек в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5-15 см), что является нарушением требований ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.10.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

В последующем после указанной проверки территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> в адрес МБДОУ «Детский сад «Пукане» было выдано новое предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от ДД.ММ.ГГГГ -Ш со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.1.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей.

Далее, в соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч.2 ст.25 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо - МБДОУ «Детский сад «Пукане» несет ответственность за невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) по составу административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Согласно представленным суду материалам, администрацией МБДОУ «Детский сад «Пукане» предприняты следующие меры для выполнения пунктов 22, 26, 27 предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес>:

- подготовлено письмо в адрес главы <адрес>ной администрации Чувашской Республики и начальника отдела образования <адрес>ной администрации с просьбой выделить денежные средства на выполнение предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Респубике-Чувашии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Ш, а именно, для размещения склада для хранения пищевых продуктов в отапливаемом помещении, ремонта стен, потолков на складе для хранения пищевых продуктов, отделки стен влагостойкими материалами; покраски радиаторов отопления; ремонта стен в овощехранилище от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированное за от ДД.ММ.ГГГГ;

- подготовлено письмо в адрес заместителя главы районной администрации - начальника отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ <адрес>ной администрации с просьбой рассмотреть вопрос о капитальном ремонте асфальтового покрытия пешеходных дорожек и обеспечения дугообразного профиля дорожек от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированное за от ДД.ММ.ГГГГ;

- подготовлено письмо в адрес главы <адрес>ной администрации Чувашской Республики и начальника отдела образования <адрес>ной администрации с просьбой выделить денежные средства на выполнение предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Ш, а именно, для проведения отопления на складе для хранения пищевых продуктов, ремонта стен, потолков на складе для хранения пищевых продуктов, отделки стен влагостойкими материалами; покраски радиаторов отопления; ремонта стен в овощехранилище от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированное за от ДД.ММ.ГГГГ;

- подготовлено письмо в адрес главы <адрес>ной администрации Чувашской Республики и заместителя главы районной администрации - начальника отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ с просьбой рассмотреть вопрос о капитальном ремонте асфальтового покрытия пешеходных дорожек и обеспечения дугообразного профиля дорожек т ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированное за от ДД.ММ.ГГГГ;

- подготовлено письмо в адрес председателя <адрес> Собрания депутатов, главы <адрес>ной администрации Чувашской Республики и начальника финансового отдела <адрес>ной администрации Чувашской Республики с просьбой при очередном уточнении <адрес> бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов рассмотреть вопрос о выделении денежных средств для исполнения предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 119-Ш: проведения капитального ремонта асфальтового покрытия пешеходных дорожек и обеспечения дугообразного профиля дорожек, проведения отопления на складе для хранения пищевых продуктов, отделки стен влагостойкими материалами; покраски радиаторов отопления; ремонта стен в овощехранилище от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированное за от ДД.ММ.ГГГГ;

- разработаны локальные сметы на ремонтные работы складского помещения и входа в подвальное помещение на сумму 230 665,85 руб. и на ремонт асфальтового покрытия пешеходных дорожек на сумму 1 832 719 руб.

Между тем, административным ответчиком МБДОУ «Детский сад «Пукане» не были предприняты все исчерпывающие меры по выполнению пунктов 22, 26, 27 предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований территориального отдела Управления Роспотребнадзрпа по Чувашской Республике в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 119-Ш со сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.

Так, не проработан вопрос и не приобретены обогревательные приборы для установки на складе для хранения пищевых продуктов; юридическим лицом не использовались полномочия по привлечению дополнительных финансовых источников, добровольных имущественных взносов и пожертвований физических и юридических лиц, вопросы не вынесены на обсуждение на заседании попечительского совета детского сада и др.

Далее, учредитель МБДОУ «Детский сад «Пукане» - административный ответчик Ядринская районная администрация Чувашской Республики, а также административный ответчик отдел образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики были проинформированы о получении МБДОУ «Детский сад «Пукане» предписания от 13.11.2017 г. № 119-Ш, что также свидетельствует о не принятии со стороны административных ответчиков всех зависящих мер по соблюдению требований санитарных правил.

При этом ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регламентировано, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Статьей 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование и дополнительное образование. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее.

В соответствии с ч.1 ст.64 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Ядринский район с административным центром в г.Ядрин является муниципальным образованием, наделенным статусом муниципального района согласно ст.2 Закона Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поседения, муниципального района и городского округа» от 24.11.2004 г. № 37.

Статьей 22 Устава Ядринского района Чувашской Республики, принятого решением Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 22.03.2012 г. № 2, регламентировано, что Ядринская районная администрация Чувашской Республики входит в структуру органов местного самоуправления Ядринского района Чувашской Республики. Ядринская районная администрация Чувашской Республики является юридическим лицом и зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 23.09.2002 г.

В соответствии со ст.38 Устава Ядринского района Ядринская районная администрация Чувашской Республики осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Чувашской Республики.

Согласно п.11 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях на территории муниципального района относится к вопросам местного значения.

В п.3 ст.10 Устава Ядринского района определено, что в целях более эффективного решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Ядринского района обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Учредителем муниципальных предприятий и учреждений от имени муниципального района выступает Ядринская районная администрация, которая определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, не реже одного раза в год заслушивает отчеты об их деятельности (ч.1, 2 ст.53 Устава Ядринского района).

Далее, в соответствии с п.2.5 Устава МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного типа г.Ядрин Чувашской Республики, утвержденного постановлением Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 14.12.2016 г. № 681, задачами МБДОУ «Детский сад «Пукане» являются охрана и укрепление физического здоровья детей и создание благоприятных условий развития детей. Образовательная организация является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Ядринского района Чувашской Республики в сфере образования (п.1.2 Устава). В соответствии с п.1.1 Устава МБДОУ «Детский сад «Пукане» организационно-правовая форма образовательной организации - бюджетное учреждение. Пунктом 1.6 Устава МБДОУ «Детский сад «Пукане» предусмотрено, что образовательная организация является юридическим лицом с момента государственной регистрации. И вправе от своего имени выступать истцом и соответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1.8 Устава). На основании п.1.5 Устава МБДОУ «Детский сад «Пукане» учредителем и собственником имущества образовательной организации является Ядринская районная администрация Чувашской Республики.

В силу п.1.1. Положения об отделе образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики, утвержденного постановлением Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 13.03.2014 г. № 161, отдел образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики, является отраслевым органом Ядринской районной администрации, осуществляющим полномочия Ядринской районной администрации по решению вопросов местного значения в сфере образования, а его организационно-правовая форма - учреждение (п.1.5 Положения).

Отдел образования зарегистрирован в едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ и является юридическим лицом. Согласно п.1.7 Положения отдел образования может быть истцом и ответчиком в суде. В ведомственном подчинении отдела образования находятся муниципальные образовательные организации согласно Перечню образовательных организаций, подведомственных отделу образования, указанных в Приложении на основании п.1.8 Положения, и в данном перечне дошкольных образовательных организаций под значится МБДОУ «Детский сад «Пукане».

Пунктом 1.9 Положения регламентировано, что отдел образования в пределах предоставленных ему прав осуществляет управление деятельностью образовательных организаций и организаций, находящихся в ведомственном подчинении, выступает в качестве их учредителя. Положением определены задачи отдела образования по решению вопросов местного значения в сфере образования, к которым в частности относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п.2 Положения). В соответствии с возложенными задачами отдел образования осуществляет следующие функции: принимает меры по укреплению и развитию учебной и материальной базы образовательных организаций, в том числе путем разработки и представления предложений на рассмотрение Ядринской районной администрации Чувашской Республики (п.3.13); участвует в создании финансовых и материально-технических условий для функционирования образовательных организаций и обеспечении их учебно-методическими пособиями, учебниками, техническими средствами обучения, оборудованием, материалами и т.д. в рамках утвержденного бюджета (п.3.20); формирует и утверждает муниципальное задание для муниципальных бюджетных образовательных организаций в соответствии с предусмотренными их учредительными документами, основными видами деятельности (п.3.21); составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств, организует и осуществляет финансовый контроль в сфере образования (п.3.39); участвует в обеспечении содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройстве прилегающих к ним территорий (п.3.57).

Согласно п.2.10 Устава МБДОУ «Детский сад «Пукане» образовательная организация создает условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе обеспечивает: текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Организация питания воспитанников в образовательной организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательная организация создает необходимые условия для организации питания воспитанников и работников (п.2.11 Устава). В силу п.6.9 Устава МБДОУ «Детский сад «Пукане» образовательная организация осуществляет свою деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере образования, относящихся к его основным видам деятельности, в соответствии с муниципальным заданием. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.

Муниципальный заказ оплачивается за счет средств местного бюджета Ядринского района Чувашской Республики (ч.2 ст.57 Устава Ядринского района).

Далее, в соответствии с ч.3 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами, основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Частью 6 ст.9.2 указанного закона также определено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Отдел образования по вопросам муниципального заказа для нужд учреждений, подведомственных ему, разрабатывает бюджетную заявку на выделение средств для оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (п.3.75 Положения).

Органы местного самоуправления Ядринского района Чувашской Республики имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае принятия Ядринским районным Собранием депутатов Чувашской Республики соответствующего решения (ч.2 ст.61 Устава Ядринского района). Частью 3 ст.61 Устава Ядринского района установлено, что внести на рассмотрение Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики вопрос об использовании для осуществления государственных полномочий собственных материальных ресурсов и финансовых средств вправе глава Ядринской районной администрации Чувашской Республики.

Согласно п.6.6. Устава МБДОУ «Детский сад «Пукане» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов образовательного учреждения являются субсидии из Ядринского районного бюджета Чувашской Республики, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции, а также средства от приносящей доход деятельности.

Частью 2 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Отсутствие финансовых средств в целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства является нарушением федерального закона и конституционных прав граждан.

Следовательно, решение административными ответчиками вопросов соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм, как неотъемлемой части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не может зависеть от их финансовых возможностей, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения создает угрозу нарушения прав наименее защищенной категории граждан - детей на благоприятную окружающую среду.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.6 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В силу ч.2 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одним из основных принципов, на которых основывается государственная политика в интересах детей, является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Таким образом, исходя из указанных норм законодательства об образовании в Российской Федерации, административный ответчик МБДОУ «Детский сад «Пукане», а также административные ответчики Ядринская районная администрация Чувашской Республики, являющаяся учредителем муниципального бюджетного учреждения и собственником муниципального имущества, и отдел образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики, являющийся отраслевым органом администрации, несут обязанность создания благоприятных условий дошкольного образования. При этом отсутствие достаточного и своевременного бюджетного финансирования не освобождает от обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований и не является обстоятельством, исключающим вину в несоблюдении данной обязанности.

Исходя из установленных обстоятельств, учитывая, что МБДОУ «Детский сад «Пукане» продолжает нарушать требования законодательства Российской Федерации, не исполняя обязательные требования санитарного законодательства Российской Федерации, указанные в предписании, что приводит к угрозе нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия воспитанников детского сада, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца об обязании МБДОУ «Детский сад «Пукане», Ядринскую районную администрацию Чувашской Республики и отдел образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики устранить выявленные нарушения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, признав бездействие Ядринской районной администрации Чувашской Республики и отдела образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики по обеспечению здоровья и жизни обучающихся и предотвращению распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Шумерля к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской Республики, Ядринской районной администрации Чувашской Республики, отделу образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики удовлетворить:

признать бездействие Ядринской районной администрации Чувашской Республики и отдела образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики по обеспечению здоровья и жизни обучающихся и предотвращению распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди обучающихся и персонала МБДОУ «Детский сад «Пукане» незаконным;

обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской Республики, Ядринскую районную администрацию Чувашской Республики и отдел образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики устранить выявленные нарушения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок <данные изъяты>

- разместить склад для хранения пищевых продуктов в отапливаемом помещении детского сада в соответствии с требованиями п.п.14.2, 14.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- отремонтировать стены и потолки на складе для хранения пищевых продуктов, отделать стены влагостойкими материалами; покрасить радиаторы отопления; отремонтировать стены в овощехранилище детского сада в соответствии с требованиями п.п.5.1, 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- отремонтировать асфальтовое покрытие пешеходных дорожек на территории детского сада, обеспечить дугообразный профиль дорожек в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5-15 см) в соответствии с требованиями п.10.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий: В.П.Павлов

2а-259/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике
Ответчики
Ядринская районная администрация
Отдел образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики
МБДОУ "Детский сад "Пукане"
Суд
Ядринский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
yadrinsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация административного искового заявления
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Подготовка дела (собеседование)
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Дело оформлено
05.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее