Решение от 20.04.2021 по делу № 2-2008/2021 от 04.02.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Барнаул                          20 апреля 2021 г.

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Судьи         Чепрасова О.А.

При секретаре Губенко М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чекмуриной Натальи Алексеевны к Администрации г. Барнаула о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Чекмурина Н.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Барнаула о возложении обязанности.

В обоснование требований указала, что она зарегистрирована и проживает по адресу: .....

У неё трое детей, которых она воспитывает:

Чекмурин Артур Алексеевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

Сергиенко Игорь Владимирович ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

Сергиенко Злата Владимировна ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Её семья признана многодетной и малоимущей.

В очереди на предоставление земельного участка, как многодетная семья, стоят с 2014 года.

На протяжении уже более шести лет она не может получить земельный участок для жилищного строительства.

В связи с отсутствием у её семьи денежных средств, достаточных для приобретения земельного участка, они оказались в безвыходной жизненной ситуации.

Она обратилась в администрацию города Барнаула с заявлением о предоставлении информации о земельных участках, которые передаются в собственность многодетным семьям на территории города Барнаула, а также в аренду под индивидуальное жилищное строительство в максимально кратчайший срок.    

ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от 22.12.2020, которым ей сообщено, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.    

Очередь её семьи на момент постановки на учет , по состоянию на 01.12.2020 .    

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, она намерена достичь достойного жизненного уровня её семьи и реализовать права её семьи на получение государственной социальной помощи, которая выражается в бесплатном предоставлении земельного участка.

Считает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления должны оказывать содействие в реализации прав семей на улучшение жилищных условий.

На основании вышеизложенного, просила возложить обязанность на администрацию г. Барнаула предоставить её многодетной семье земельный участок под индивидуальное жилищное строительство.

Судом к участию в дело в качестве третьих лиц привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, Управление имущественных отношений АК, Чекмурина А.А., Сергиенко И.В.

Представитель ответчика Завьялова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объёме по доводам письменного отзыва. Полагала, что земельный участок должен быть предоставлен истцу в порядке очередности.

Истец, третьи лица, представители третьих лиц Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, Управления имущественных отношений АК, не явились, извещены. От представителей органов местного самоуправления поступили отзывы, в которых просят оказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме, указывая, что очерёдность предоставления Чекмуриной Н.А. земельного участка 1162 на ДД.ММ.ГГГГ, правовых оснований для предоставления земельного участке вне очереди не имеется.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, (ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38).

Согласно части 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с п.п. 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим, трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно данной норме органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на предоставление земельных участков в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В Алтайском крае принят Закон от 09.11.2015 №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», которым регулируются вопросы обеспечения граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками.

Согласно ч. 7 ст. 7 данного Закона земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, только в порядке очередности, исходя из даты и времени постановки таких граждан на учет. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (определения от 15 января 2009 года №105-0-0, от 24 февраля 2011 года №163-0-0, от 17 июля 2014 ола №1679-0 и др.).

В силу статей 10 и 72 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22 марта 2012 года №532-0-0, от 25 февраля 2013 года № 193-0 и от 24 декабря 2013 года №2134-0).

В определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 №2516-0 указано, что не исключаются ситуации, когда объективная возможность формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах конкретного муниципального образования отсутствует вследствие особенностей его развития с учетом градостроительных, экологических и иных норм, но это само по себе, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (Определение от 21 февраля 2008 года №121-0-0).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Чекмурина Наталья Алексеевна поставлена на учёт в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

На момент постановки очередь истца на предоставление земельного участка . На ДД.ММ.ГГГГ очередность предоставления истцу земельного участка .

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно является мерой социальной, государственной поддержки многодетных семей, реализация которой осуществляется в порядке, предусмотренном Законом № 98-ЗС.

Пунктом 2 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ установлено, что, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов РФ.

Постановлением администрации города Барнаула от 03.02.2017 №196 «О ведении учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» определено, что Комитет по земельным ресурсам осуществляет учет граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

По информации комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула общее количество многодетных граждан, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки на территории города Барнаула на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 521 человек, на ДД.ММ.ГГГГ -5504 человека.

В соответствии со статьей 7 Закона № 98-ЗС многодетным гражданам, земельные участки предоставляются однократно в границах муниципального района или городского округа, на территории которых они постоянно проживают, в порядке очередности, исходя из времени постановки таких граждан на учет, в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.Земельные участки предоставляются многодетным гражданам из числа земельных участков, включенных в перечни земельных участков, предоставляемых гражданам, указанным в частях 1-3 статьи 3 Закона №98-ЗС.    В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 8 Закона №98-ЗС в перечни земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей (количество, местоположение, примерный размер), включаются обеспеченные инженерной инфраструктурой земельные участки. Перечни земельных участков утверждаются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа не позднее первого квартала календарного года.В соответствии с положениями Закона №98-ЗС администрацией г.Барнаула ежегодно в установленные сроки, утверждаются перечни земельных участков. Так, в 2020 году в соответствующий перечень земельных участков, подлежащих предоставлению многодетным гражданам в соответствии с Законом №98-ЗС было включено 17 земельных участков (постановление администрации г.Барнаула от 28.01.2020 №129), в 2021 - 13 земельных участков (постановление администрации г.Барнаула от 29.01.2021 №73).Учитывая, что номер очереди Чекмуриной Н.А. земельного участка 1162 по состоянию на 01.03.2021, у суда отсутствуют правовые основания для предоставления земельного участке вне очереди.Вместе с тем, согласно ч. 3.3 ст. 3 Закона № 98-ЗС многодетные граждане имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края, в том числе на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, за исключением территории городского округа - города Барнаула Алтайского края. Гражданам, состоящим на учете на территории города Барнаула, земельные участки в соответствии с настоящей частью могут быть предоставлены на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, а также в следующих населенных пунктах, входящих в состав территории города Барнаула: селах Власиха, Гоньба, Лебяжье, станциях Власиха, Железнодорожная Казарма 242 км, Железнодорожная Казарма 250 км, Железнодорожная Казарма 253 км, Ползуново, поселках Бельмесево, Березовка, Борзовая Заимка, Землянуха, Казенная Заимка, Конюхи, Лесной, Мохнатушка, Научный Городок, Новомихайловка, Плодопитомник, Пригородный, Садоводов, Центральный, Черницк, Ягодное.Предоставление в собственность самостоятельно выбранных земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства многодетным гражданам осуществляется без учёта очерёдности в порядке, предусмотренном ст. ст. 39.14-39.17 ЗК РФ.В случае если земельный участок не поставлен на кадастровый учёт или границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то образование такого участка осуществляется через процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка, порядок осуществления которой установлен ст. 39.15 ЗК РФ.При отсутствии оснований для отказа, указанных в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, в том числе оснований для утверждения схемы расположения земельного участка, а также оснований для отказа, установленных Законом №98-ЗС, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка действует в течение двух лет и является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ (пп. 14, 16 ст. 39.15 ЗК РФ).При этом лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, согласно п. 15 ст. 39.15 ЗК РФ обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.В случае если земельный участок, который заявитель планирует приобрести, уже сформирован, стоит на кадастровом учете, то необходимо обращаться с заявлением о предоставлении такого участка в порядке, предусмотренном ст. 39.17 ЗК РФ, с приложением документов, подтверждающих право заявителя на приобретение участка в собственность бесплатно (п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ).Таким образом, действующим земельным законодательством установлена конкретная административная процедура бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, которая носит исключительно заявительный характер.Предоставление земельного участка в таком случае осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса РФ. В случае реализации такого права граждане снимаются с очереди на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и лишаются права на повторное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом №98-ЗС.

Кроме этого Законом №98-ЗС также предусмотрено, что в случае принадлежности индивидуального жилого дома, в том числе незавершенного строительством, на нраве собственности не только гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и их супругам, детям, то предоставление земельного участка также осуществляется бесплатно в собственность указанных членов семьи.

В случае самостоятельного выбора гражданами земельного участка с заявлением о его предоставлении (предварительном согласовании предоставления земельного участка) необходимо обратиться в орган, уполномоченный на предоставление такого земельного участка.

Таким образом, Чекмурина Н.А. не лишена возможности самостоятельно выбрать земельный участок на территории края и обратиться с заявлением о его предоставлении в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган местного самоуправления или государственной власти Алтайского края.

В соответствии с законом Алтайского края от 23.12.2014 № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края», Положением, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 03.11.2016 № 131 «Об утверждении положения об Управлении имущественных отношений Алтайского края» органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, является Управление имущественных отношений Алтайского края.

Согласно решению Барнаульской городской Думы от 28.04.2017 №792 «Об утверждении Порядка управления и распоряжения земельными участками в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности» Комитет распоряжается земельными участками, находящимися в границах города Барнаула, государственная собственность на которые-не разграничена, предоставляемыми для завершения строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации индивидуальных жилых домов, в том числе самовольно созданных. Распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, в том числе незавершенные строительством.

В рассматриваемом случае, истец с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ею земельного участка, либо земельного участка, включённого в перечень земельных участков, которые предоставляется многодетным гражданам в порядке очерёдности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в Алтайкрайимущество, в порядке, установленном Законом № 98-ЗС, не обращалась.

Само по себе наличие у истца права на получение земельного участка не означает, что уполномоченный орган безусловно обязан предоставить земельный участок, в том числе вне очереди, минуя при этом процедуру, установленную действующем законодательством.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые гражданские права, в суд за защитой нарушенного права вправе обратиться лицо, чье право нарушено.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении исковых требований,

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░░ ░. ░.

2-2008/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Чекмурина Наталья Алексеевна
Ответчики
Администрация г. Барнаула
Другие
Чекмурин Артур Алексеевич
Сергиенко Игорь Владимирович
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула
Управление имущественных отношений АК
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Чепрасов Олег Александрович
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
04.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2021Передача материалов судье
11.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.03.2021Предварительное судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
20.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2021Дело оформлено
20.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее