Судья: Андреева А.А.
Докладчик: Калашникова О.Н. Дело № 33-15910
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Калашниковой О.Н.,
судей: Рыжониной Т.Н., Слепцовой Е.В.,
при секретаре Назаренко О.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Калашниковой О.Н. гражданское дело
по апелляционной жалобе начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе Куренкова П.А.
на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 04 октября 2016 года
по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», МКУ «Управление образования администрации Таштагольского муниципального района», администрации Таштагольского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области обратилось в суд с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа- интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Муниципальному казенному учреждению «Управление образования администрации Таштагольского муниципального района», администрации Таштагольского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования мотивированы тем, что на основании Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», распоряжения № 720-ВН от 16.03.2016 года заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Е.С. Парамоновой, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МКОУ «Школа-интернат №3» исполнения санитарного законодательства, исполнения предписания врио начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе от 22.12.2015 года № 41-1, срок исполнения которого истек 01.03.2016 года.
В ходе проверки, согласно акту проверки № 15 от 15.04.2016 года, установлены факты нарушения требований ст. 28 ч. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Нарушения установлены в полном невыполнении предписания № 15 от 15.04.2016 года со сроком исполнения до 01.03.2016 года об устранении выявленных нарушений.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе был составлен протокол по делу об административном правонарушении № 48 от 15.04.2016 года по ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонрушениях, однако, мировой судья судебного участка №1 Таштагольского городского судебного района Кемеровской области вынес постановление от 13.05.2016 года об освобождении от административной ответственности по делу об административном правонарушении МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое Таштагольским городским судом было отменено 08.06.2016 года, а затем производство по делу было прекращено мировым судьей за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» нарушает санитарно-эпидемиологическое законодательство, а именно, ст. 28 ч. 1, ст.39, ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающую, что в образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм, должны выполняться требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил, предписаний является обязательным для юридических лиц на территории Российской Федерации.
Кроме этого, МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не выполняются требования ст.9, ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», которыми предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны создать условия для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечить содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, образовательные организации обязаны обеспечить материально-техническое снабжение образовательной деятельности в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, а также в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области просило суд, с учетом уточненных исковых требований, обязать МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», МКУ «Управление образования администрации Таштагольского муниципального района» обеспечить туалетные комнаты для мальчиков и девочек в учебных помещениях (учебном корпусе) кабинами, оборудованными дверями в соответствии с требованиями п.4.25 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»; обеспечить жилые комнаты достаточным количеством тумбочек для хранения личных вещей и предметов личной гигиены детей согласно максимально возможному количеству проживающих в учреждении детей в соответствии с требованиями п.4.9 СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Также истец просил обязать администрацию Таштагольского муниципального района выделить дополнительные средства на приобретение оборудования, в случае их недостаточности в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», МКУ «Управление образования администрации Таштагольского муниципального района».
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе Куренков П.А. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» директор Кирилишина Е.П. исковые требования не признала.
Представители МКУ «Управление образования администрации Таштагольского муниципального района» начальник Грешилова Е.Н., Юдина Е.Н., действующая по доверенности, представитель администрации Таштагольского муниципального района Герасимов А.С., действующий по доверенности, исковые требования не признали.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 04 октября 2016 года постановлено:
Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе в иске к МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», МКУ «Управление образования администрации Таштагольского муниципального района» обеспечить туалетные комнаты для мальчиков и девочек в учебных помещениях (учебном корпусе) кабинами, оборудованными дверями, в соответствии с требованиями п.4.25 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»; обеспечить жилые комнаты достаточным количеством тумбочек для хранения личных вещей и предметов личной гигиены детей согласно максимально возможному количеству проживающих в учреждении детей, в соответствии с требованиями п.4.9 СанПин 2.4.3259-15 «Санитарного эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отказать.
Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе в иске к администрации Таштагольского муниципального района выделить дополнительные средства, на приобретение оборудования, в случае их недостаточности в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», МКУ «Управление образования администрации Таштагольского муниципального района», отказать.
В апелляционной жалобе начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе Куренков П.А. просит отменить решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 04 октября 2016 года, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что судом проигнорированы требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Кроме того, судом не принят во внимание морально-этический аспект необходимости оборудования туалетов для девочек кабинами с дверями.
Полагает, что неисполнение МКОУ «Школа-интернат №3» требований п. 4.25 СанПин 2.4.2.2821-10, освобождение судом юридического лица от исполнения требований санитарных норм и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» может нанести непоправимую психологическую травму детям.
Полагает, что судом неверно истолкованы требования п.4.9 СанПин 2.4.3259-16, о том, что данные требования не содержат конкретное количество тумбочек по числу детей, проживающих в детском учреждении. Судом не учтено, что тумбочки предназначены именно для хранения личных вещей и предметов личной гигиены.
Требование об оборудовании жилых комнат тумбочками, следует понимать, как обеспечение каждого ребенка, проживающего в учреждении индивидуальной тумбочкой.
Как установлено в судебных заседаниях, в МКОУ «Школа-интернат №3» количество проживающих детей 91 человек, на которых приходится 54 тумбочки.
Указывает, что при недостаточности тумбочек для каждого ребенка появляется возможность возникновения и распространения массовых инфекционных, неинфекционных паразитарных заболеваний контактно бытовым путем.
При сложившемся положении по обеспечению детей тумбочками, в МКОУ «Школа-интернат №3» в грубейшей форме нарушаются требования профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.
На апелляционную жалобу начальником МКУ «Управление образования администрации Таштагольского муниципального района» Грешиловой Е.Н., директором МКОУ «Школа-интернат №3 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кирилишиной Е.П. принесены возражения, в которых они просят решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 04 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции явился начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе Куренков П.А., иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, директор МКОУ «Школа-интернат №3 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кирилишина Е.П. представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя МКОУ «Школа-интернат№3», иные лица о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе Куренкова П.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения от 23.11.2015г. №4501-ВН Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Кемеровской области 22.12.2015г. территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Таштаголе и Таштагольском районе была проведена внеплановая выездная проверка по эпидситуации в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - МКОУ «Школа-интернат №3»).
Согласно п. 1.3 Устава МКОУ «Школа-интернат №3», МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является
общеобразовательной организацией, учредителем которой (п. 1.2 Устава) является орган местного самоуправления - администрация муниципального образования «Таштагольский муниципальный район».
В силу п.2.2 Устава, МКОУ «Школа-интернат №3» является общеобразовательной организацией и осуществляет образовательную деятельность.
При проведении проверки (акт проверки №45 от 22.12.2015г.) было установлено, что в туалетных комнатах для мальчиков и девочек учебного здания кабины не оборудованы дверями в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»; спальни не обеспечены достаточным количеством тумбочек для хранения предметов личной гигиены согласно п.4.9 СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
22.12.2015г. врио начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе выдано МКОУ «Школа-интернат №3» предписание №41-1 устранить указанные выше нарушения, выявленные в ходе проверки.
На основании распоряжения №720-ВН от 16.03.2016 года заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Таштаголе и Таштагольском районе была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МКОУ «Школа-интернат № 3» с целью проверки выполнения указанного выше предписания.
Актом проверки №15 от 15.04.2016 года установлено, что требования, указанные в предписании МКОУ «Школа-интернат № 3» не выполнены, а именно, в туалетных комнатах для мальчиков и девочек кабины не оборудованы дверями в соответствии с требованиями п.4.25 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»; спальни для детей не обеспечены достаточным количеством индивидуальных тумбочек для хранения предметов личной гигиены в соответствии с требованиями п.4.9 СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе был составлен протокол по делу об административном правонарушении № 48 от 15.04.2016 года по ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Мировым судьей судебного участка №1 Таштагольского городского судебного района Кемеровской области производство по делу об административном правонарушении в отношении МКОУ «Школа-интернат №3», прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
08.06.2016г. Таштагольским городским судом указанное выше постановление мирового судьи было отменено и возвращено на новое рассмотрение.
17.06.2016 года мировым судьей судебного участка №1 Таштагольского, городского судебного района Кемеровской области производство по делу об административном правонарушении в отношении МКОУ «Школа-интернат №3» прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.Указанные выше акты проверок, предписание, протокол об административном правонарушении, которые были составлены Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе, направлены были на понуждение МКОУ «Школа-интернат №3» к выполнению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: п.4.25 СанПин 2.4.2.2821-10, предусматривающего и п.4.9. СанПин 2.4.3259-15.
На основании требований п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189, на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м 2 на одного обучающегося. В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.
В соответствии с п.4.9 СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые комнаты (спальни) оборудуются стационарными кроватями в соответствии с росто-возрастными особенностями детей, шкафами для хранения личных вещей детей, тумбочками. Допускается устанавливать столы и стулья. Шкафы для хранения личных вещей могут устанавливаться в других помещениях воспитательной группы.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований, при этом суд исходил из того, что требования, изложенные в п.4.25 СанПин 2.4.2.2821-10, не распространяются на здание МКОУ «Школа-интернат №3», так как МКОУ «Школа-интернат №3» размещается в здании 1951 года постройки, что следует из технического паспорта на отдельно стоящее нежилое здание школы, данное здание введено в эксплуатацию и стало эксплуатироваться с 1951 года, то есть задолго до введения в действие СанПин 2.4.2.2821-10, которые стали действовать с марта 2011 года, то он не может быть применим к зданию, построенному до его принятия.
Также отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом, в соответствии с требованиями ч.1 ст.56 ГПК РФ, не представлены суду доказательства, что использование туалетов для девочек и мальчиков на первом этаже здания школы в том виде, каком они находятся в настоящее время, приведет к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья детей, что техническое состояние здания общеобразовательной организации позволяет проведение мероприятий по обустройству туалетов для девочек и мальчиков кабинами с дверями, поскольку, как считает суд, оценка технических решений возможна только после подготовки проектной документации, определения технических условий.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции необоснованными по следующим основаниям.
Пунктом 1.3 СанПина 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.
Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.
Таким образом, требования СанПиН 2.4.2.2821-10, как это следует из содержащегося в них п. 1.3, распространяются не только на проектируемые, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации, но и на действующие объекты.
Это означает, что поскольку приведенными выше актами не предусмотрено иное, содержащиеся в них требования, касающиеся текущей эксплуатации зданий образовательных учреждений, носят обязательный характер независимо от времени возведения таких зданий.
Таким образом, для разрешения настоящего дела имеет значение, какие требования обозначенных СанПиН затрагивают вопросы проектирования, строительства и реконструкции зданий образовательных учреждений, а какие - их текущей эксплуатации.
По мнению судебной коллегии, требования п.4.25 СанПин 2.4.2.2821-10 относительно оборудования туалетных комнат кабинками с дверями, касаются текущей эксплуатации здания образовательного учреждения, носят обязательный характер независимо от времени возведения таких зданий.
Судом первой инстанции установлено, что в учебном здании МКОУ «Школы-интернат №3» туалет для девочек и мальчиков размещается на первом этаже, на втором этаже туалет для мальчиков и девочек отсутствует, что свидетельствует о том, что данное здание эксплуатируется по проекту, по которому оно было ранее построено.
То, что ранее построенные здания общеобразовательных организаций должны эксплуатироваться в соответствии с проектом, по которому они были построены указывает п. 4.1, раздела 4 «Требования к зданию» СанПин2.4.2.2821-10, согласно которому, ранее построенные здания общеобразовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом.
Исходя из площади туалетной комнаты для девочек 10,2 кв. м. (2.45х4,15), судебная коллегия приходит к выводу о возможности оборудовать туалетную комнату для девочек кабинками с дверями в соответствии с п.4.25 СанПин 2.4.2.2821-10, что не повлияет на дальнейшую эксплуатацию здания в соответствии с проектом, не повлечет его реконструкцию.
Указанные требования истца об оборудовании кабинок с дверями в туалетной комнате для девочек, носит исключительно эксплуатационный характер, а потому, в указанной части исковые требования подлежат удовлетворению.
Что касается требований истца об оборудовании туалетной комнаты мальчиков площадью 4,5 кв. м. (1.3 х3.5) кабинками с дверями, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения указанных требований, поскольку исходя из конструктивных особенностей здания площадь туалетной комнаты для мальчиков не позволяет оборудовать ее кабинками без проведения перепланировки, реконструкции (п.3.52 СНиП II-Л.4-62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования», согласно которому, туалетная кабина должна быть размером 0,8х1,2 м. при открывании дверей наружу и 0,8х1,5 м. при открывании дверей внутрь.).
Таким образом, вопрос оборудования туалетной комнаты мальчиков кабинками с дверями касается реконструкции здания школы-интерната, в связи с чем, в удовлетворении данных требований следует отказать.
Доказательств технической возможности исполнения заявленного требования в данной части без проведения реконструкции здания школы истцом не приведено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает также необоснованными выводы суда первой инстанции о достаточном количестве тумбочек для хранения личных вещей и предметов личной гигиены.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что п.4.9 СанПиН 2.4.3259-15 не подлежит расширительному толкованию, в данном пункте не указано по какому числу детей учреждение должно обеспечиваться тумбочками, и что тумбочки предназначены именно для хранения личных вещей и предметов личной гигиены.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции необоснованными.
Предусмотренные СанПиН 2.4.3259-15 требования к оборудованию помещений в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей направлены на обеспечение условий проживания, воспитания, образования, медицинского обеспечения и социальных услуг, в том числе условия проживания, созданных по квартирному типу, для реализации принципов семейного воспитания в воспитательных группах.
При этом, указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, физическому развитию, оздоровлению, абилитации и реабилитации, а также уходу и присмотру в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в организациях, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи государства.
В силу п.1 ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе выполняться требования санитарного законодательства.
Таким образом, применение СанПиН 2.4.3259-15 направлено на соблюдение организациями санитарно-эпидемиологических требований.
Отсутствие в п.4.9 СанПиН 2.4.3259-15 указания то, по какому числу детей учреждение должно обеспечиваться тумбочками, и что тумбочки предназначены именно для хранения личных вещей и предметов личной гигиены, не исключает необходимость соблюдение требований санитарного законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на момент рассмотрения дела количество проживающих детей составляет 91 человек, при этом учреждение оснащено 54 двухсекционными тумбочками.
Использование тумбочки для хранения личных вещей более, чем 1 ребенком, может способствовать возникновению и распространению массовых инфекционных, неинфекционных паразитарных заболеваний контактно-бытовым путем.
Таким образом, при сложившемся положении по обеспечению детей тумбочками, в МКОУ «Школа-интернат №3» нарушаются требования профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.
Ссылка представителя МКОУ «Школа-интернат №3» на наличие и использование двухсекционных тумбочек судебная коллегия находит необоснованными, поскольку секции тумбочек (ящики) не изолированы друг от друга, что может способствовать распространению инфекционных, неинфекционных и паразитарных заболеваний контактно бытовым путем.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что исковые требования об обеспечении тумбочками исходя из количества поживающих в школе-интернате детей, подлежат удовлетворению.
В силу пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым при недостаточности средств у МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для выполнения требований п.4.25 СанПин 2.4.2.2821-10, п.4.9 СанПин 2.4.3259-15 возложить на администрацию Таштагольского муниципального района субсидиарную ответственность по выполнению указанных обязательств.
Таким образом, исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 04 октября 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Удовлетворить исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Таштаголе и Таштагольском районе частично.
Обязать МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечить туалетную комнату для девочек в учебных помещениях (учебном корпусе) кабинами, оборудованными дверями, в соответствии с требованиями п.4.25 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»; обеспечить жилые комнаты достаточным количеством тумбочек для хранения личных вещей и предметов личной гигиены детей согласно максимально возможному количеству проживающих в учреждении детей, в соответствии с требованиями п.4.9 СанПин 2.4.3259-15 «Санитарного эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При недостаточности средств у МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для выполнения требований п.4.25 СанПин 2.4.2.2821-10, п.4.9 СанПин 2.4.3259-15, возложить на администрацию Таштагольского муниципального района субсидиарную ответственность по выполнению указанных обязательств.
В удовлетворении остальных исковых требований, отказать.
Председательствующий: О.Н. Калашникова
Судьи: Т.Н. Рыжонина
Е.В. Слепцова
|
|
|
|
||
|
||
|
|
|
|
||
|
|
СОГЛАСОВАНО:
Судья: О.Н.Калашникова