Дело № 2- 960/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Дошина П.А.
при секретаре Панине К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляев А.В., действующего в интересах несовершеннолетней дочери Беляева Е.А. 1997 года рождения, Беляева Т.А. к ДЖО министерства обороны РФ, Администрации г\о Балашиха о признании недействительным постановления в части и признании права собственности на квартиру,
Установил:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением следующего содержания:
« Я, Беляев А.В., зарегистрирован (по месту жительства) с ДД.ММ.ГГГГ в изолированном жилом помещении, состоящем из 2-х комнат в виде одной отдельной квартиры общей площадью - 67, 5 кв. метров, в том числе жилой - 37, 2 кв. метра, по адресу: <адрес> (далее - Квартира). Согласно выписке из домовой книге в настоящее время вместе со мной в Квартире зарегистрированы (по месту жительства) и постоянно проживают 2 (два) члена моей семьи: жена - Беляева Т.А.; дочь - Беляева Е.А.. На основании решения жилищной комиссии в/ч 15681 от ДД.ММ.ГГГГ № (ордер выдан от ДД.ММ.ГГГГ за № 007516) капитану Беляев А.В. на семью из 3-х человек, предоставлена Квартира. Нами своевременно вносится квартплата, оплачиваются коммунальные платежи, производится текущий ремонт в Квартире. Другой жилплощади мы не имеем, в приватизации не участвовали, указанная квартира является для нас единственным постоянным местом жительства. Представляю письменные доказательства того, что Беляев А.В., Беляева Т.А., Беляева Е.А. не использовала право на приватизацию, не имеет в собственности жилые помещения, переданные на основании договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации (см. пакет документов в приложении к иску). Постановлением Главы Администрации Балашихинского района от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Постановление) Квартира введена в разряд служебной жилой площади. В силу ст. 101 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения правоотношений, жилое помещение включалось в число «служебных» решением органов местного самоуправления. Только после отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в установленном законом порядке, оно могло быть использовано в качестве такового. Аналогичные положения закреплены в Жилищном кодексе РФ и в решении Мособлисполкома и <адрес> Совета профсоюзов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>» (см. раздел VIII. Порядок предоставления служебных жилых помещений и жилой площади в общежитиях). Статус жилого помещения должен быть определен до его распределения и предоставления на основании решений администрации предприятий, учреждений, организаций, в чьем ведении находятся эти жилые помещения. Таким образом, Постановление в отношении Квартиры является незаконным в силу того, что жилое помещение была предоставлена нам для постоянного проживания на основании решения жилищной комиссии в/ч 15681 от ДД.ММ.ГГГГ № (ордер от ДД.ММ.ГГГГ за № выдан, со всеми правовыми последствиями, за 8 месяцев до вынесения указанного Постановления). В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Я, Беляев А.В., начал проходить военную службу по контракту до ДД.ММ.ГГГГ. Спорную квартиру получил ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № по истечении десяти лет службы (на момент распределения жилья и получения ордера), то есть в тот период, когда мне должны были предоставить не служебную жилую площадь, а жилое помещение на общих основаниях. Общая продолжительность военной службы меня (капитана Беляев А.В.) в ВС РФ в календарном исчислении по состоянию на день увольнения составила свыше 10 лет. Нами сделан запрос в Управление Росреестра по <адрес> о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: квартиру по адресу: <адрес>. Согласно полученному ответу за № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрошенная мной информация отсутствует (ответ прилагается). Согласно полученному из ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России (от ДД.ММ.ГГГГ исх. № 141/1/6/8750), испрашиваемое жилое помещение состоит на балансовом учете ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России. Остальные, поставленные в вращении вопросы, относятся к компетенции Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации "ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. № 194/6/37326) переадресовал мое обращение в Департамент Имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ исполнено заявление о реализации мной и членами моей семьи права на ;платную приватизацию занимаемого жилого помещения. В ответе на данное обращение ДД.ММ.ГГГГ исх. № 141/1/7/8904) мне рекомендовано обратиться в Департамент Имущественного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который решает :вопросы приватизации жилых помещений МО РФ.
Согласно рекомендациям в указанном ответе, ДД.ММ.ГГГГ исполнено заявление о приватизации мной и членами моей семьи права на бесплатную приватизацию испрашиваемого жилого помещения в Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации.
Ответа на мое обращение не поступало. На основании изложенного, в соответствии со ст.ст.1, 2, Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 1541-1, ст.ст.131, 132 ГПК РФ, ПРОШУ: 1.Признать частично недействительным Постановление Главы Администрации Балашихинского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения двухкомнатной <адрес> Балашихинского <адрес> в разряд служебных. 2.Признать за Беляев А.В., Беляева Т.А., Беляева Е.А. право собственности в равных долях, по 1/3 доли за каждым, на двухкомнатную квартиру общей площадью - 67, 5 кв. метров, жилой площадью - 37, 2 кв. метра, по адресу: <адрес>.»
В судебном заседании представитель истцов поддержал заявленные исковые требования.
Ответчик ДЖО Министерства обороны РФ, будучи уведомлен о времени и месте рассмотрения дела своего представителя в суд не направило, ходатайств об отложении слушания не представило.
Представитель ответчика Администрации г\о Балашиха в судебном заседании иск не признал, возражал против его удовлетворения, просил суд о применении срока исковой давности к заявленным требованиям.
Суд определил слушать дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Спорная двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, мкр. Заря, <адрес> была предоставлено Беляев А.В., как военнослужащему, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, с учетом членов его семьи, в качестве служебной квартиры на основании решения жилищной комиссии в/ч 15681 от ДД.ММ.ГГГГ № (ордер выдан от ДД.ММ.ГГГГ за № 007516). На основании данного решения истец получил служебный ордер выдан от ДД.ММ.ГГГГ за № 007516. Постановлением Главы Администрации Балашихинского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Квартира введена в разряд служебной жилой площади. На момент рассмотрения дела в спорной квартире зарегистрированы Беляев А.В., Беляева Т.А., Беляева Е.А. Спорная квартира относится к государственному жилищному фонду Министерства обороны РФ и после открытия <адрес> в муниципальную собственность не передавалась (л.д.21), закреплена в оперативном управлении за ЦТУИО Миобоны РФ, данных о ее служебном статусе в УФРС не имеется.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) государство гарантирует предоставление военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей жилых помещений за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пункт 13 статьи 15 указанного Федерального закона предусматривает, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными актами.
Возможность предоставления жилого помещения из состава государственного жилищного фонда, предусмотренного ст.49, 57 ЖК РФ. При этом решение соответствующего государственного органа о предоставления жилого помещение должно быть оформлено надлежащим образом.
Истцом признано, что каких либо решений о предоставлении ему на основании договора социального найма спорной квартиры не принималось.
Сам по себе факт постоянной регистрации лица в спорной квартире, на основании срочного жилищного договора, не может свидетельствовать о возникновении отношений социального найма, т.к. единственным основанием из возникновения в силу ст.57 ЖК РФ является заключенный договор социального найма, во исполнение надлежащего решения соответствующего государственного органа.
Факт отнесения истца к категории лиц, которым в силу закона возможно предоставление квартиры в порядке социального найма, в контексте заявленного требования, о заключении договора социального найма в отношении конкретной квартиры, правового значения не имеет, так как удовлетворение данного требование фактически предрешает решение соответствующего государственного органа, наделенного властными полномочиями относительно определения места положения выделяемой квартиры. В соответствии с положениями Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, имеющие продолжительность службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на выбор места жительства. Однако какая именно квартира будет предоставлена истцу надлежит решить компетентному государственному органу.
Ссылки истца на нарушения законодательства допущенные при предоставлении ему служебной квартиры и регистрации данного статуса, правого значения для рассмотрения заявленных исковых требований не имеют, т.к. требований оспаривающих решение о выделении служебной квартиры либо заключенного договора найма служебной квартиры истцом не предъявлялось. Кроме того отсутствия факта регистрации в УФРС служебного статуса жилого помещения не может являться самостоятельным основанием подтверждающим либо обязывающим собственника жилого помещения (государство) заключить с истцом соответствующий договор социального найма, т.к.: «Государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, …», данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 154-О. Согласно представленных материалам Министерство обороны РФ, действуя в пределах полномочий предоставленных ему Правительством РФ, установило служебный статус для спорных жилых помещений на период их нахождении в закрытом военном городке Заря, и после отмены статуса закрытого военного городска, статус жилых помещений не изменялся.
Истцом признано, что он не обращался в в\ч и органы исполнительной власти для принятия его на учет в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий, для предоставления ему квартир по договору социального найма с учетом членов его семьи, т.е. не предпринимал соответствующих мер для реализации предоставленных ему прав на получение соответствующих жилых помещений.
Исходя из анализа заявленных требований суд приходит к выводу, что фактически истцом заявляется о нарушении законодательства при обеспечении его жилым помещением в период прохождения военной службы, в виде не обеспечения его жилым помещением по договору социального найма, что по мнению истца и обусловливает обязанность для ответчика трансформировать имеющийся договор найма специализированного жилого помещения в договор социального найма путем изменения статуса самого жилого помещения не зарегистрированного в ЕГРП. Защита прав истца на получения жилого помещения по договору социального найма, может быть осуществлена путем предъявления иска к воинской части о восстановлении в очереди на получение жилого помещения. Выбранный истцом способ защиты права не соответствует нарушению.
Согласно ч.1 и 2 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда – специализированным жилым помещениям, в том числе относятся и служебные жилые помещения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается после его отнесения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев установленных федеральным законом. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, и исключение жилого помещения из указанного жилого фонда осуществляются на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст.15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением правительства РФ от 26.01.2006г. №42, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения его к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с данными Правилами.
По смыслу приведенных нормативно правовых актов, отнесение жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилого фонда и вывод из такового, является исключительной компетенцией соответствующего органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не отнесение в установленном порядке жилого помещения к специализированному жилищному фонду, как на том настаивает истец и его представитель.
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку предоставленная квартира не предоставлялась истцу и членам его семьи по социальному найму, в порядке предусмотренном ЖК РСФСР либо ЖК РФ, поэтому требование истца о признании за ним и членами его семьи права собственности на квартиру в порядке приватизации, не основано на законе.
В соответствии с п.6 ст.15 ФЗ « О статусе военнослужащих» «Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.», однако требований о признании право общей долевой собственности (с учетом членов семьи) на спорную квартиру истцом не заявлялось. Ссылки истца на нарушения законодательства допущенные при предоставлении ему служебной квартиры и заключении срочного договора найма служебной квартиры, правого значения для рассмотрения заявленных исковых требований не имеют, т.к. требований оспаривающих решение о выделении служебной квартиры либо заключенного договора найма служебной квартиры истцом не предъявлялось.
Так же в ходе судебного заседания установлено, что истец и члены его семьи вселились в спорную квартиру как в служебную. Таким образом истец бесспорно был осведомлен о статусе предоставленных жилых помещений, однако каких либо возражений по данному поводу не имел, заключил жилищный договор и добровольно с членами семьи вселился в служебную квартиру.
В связи с чем требование истца признать частично недействительным Постановление Главы Администрации Балашихинского района от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения двухкомнатной <адрес> в разряд служебных, так же подлежит отклонению, в вязи с пропуском срока исковой давности.
Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Суд рассматривает иск в пределах заявленных требований, иных требований истцами не предъявлялось.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые ссылается.
Правовая позиция истцов основана на неверной интерпретации действующего законодательства и не может быть положена судом в обоснование удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Беляев А.В., действующего в интересах несовершеннолетней дочери Беляева Е.А. 1997 года рождения, Беляева Т.А. к ДЖО министерства обороны РФ, Администрации г\о Балашиха о признании недействительным постановления в части и признании права собственности на квартиру, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца, через Балашихинский городской суд.
Федеральный судья Дошин П.А.