Дело №2-1-360/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации11 мая 2018 года г.Ливны Орловская область
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Окороковой Э.Н.,
при секретаре Шульгиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (сокращенное наименование Управление Роспотребнадзора по Орловской области) к Обществу с ограниченной ответственностью "Водсервис" ( ООО «Водсервис») о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Орловской области обратилось в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что территориальный отдел данной федеральной службы в г. Ливны в отношении ООО «Водсервис» в рамках рассмотрения коллективной жалобы жителей п. Нагорный Ливенского района Орловской области относительно нарушения санитарного законодательства провел административное расследование.
В ходе административного расследования был произведен осмотр канализационной сети п. Нагорный Ливенского района Орловской области, по итогам которого составлен протокол осмотра №192 от 23.08.2017 года (с фототаблицей). В ходе осмотра установлено, что многоквартирные дома в п.Нагорный оборудованы системой канализации, имеются оборудованные смотровые колодцы, излива канализационных вод не зарегистрировано, но при этом, канализационные воды собираются самотеком от многоквартирных жилых домов и сбрасываются на рельеф местности (непосредственно на почву) через пластмассовую трубу.
По результатам проведенного административного расследования в отношении ООО «Водсервис» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (сброс канализационных вод непосредственно на поверхность почвы без проведения мероприятий по их обезвреживанию).
Юридическое лицо ООО «Водсервис» постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Ливны, Ливенскому, Должанскому, Колпнянскому, Малоархангельскому району Орловской области признано виновным и привлечено к административной ответственности по вышеуказанному правонарушению в виде штрафа, в адрес ответчика было вынесено представление об устранении выявленного нарушения, однако до настоящего времени ООО «Водсервис» продолжает нарушать требования СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», несмотря на привлечение к административной ответственности и уплату штрафа.
Просит обязать ООО «Водсервис» прекратить нарушение п. 4.1 (табл. 2) СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», а именно: прекратить сброс канализационных вод на рельеф местности (непосредственно на почву) по адресу: Орловская область, Ливенский район, пос. Нагорный.
В судебном заседании представитель истца Бунина Э.В. исковые требования изменила и просила обязать ООО «Водсервис» прекратить нарушение законодательства в части сброса канализационных вод на рельеф местности (непосредственно на почву) по адресу: Орловская область, Ливенский район, пос. Нагорный, путем организации сбора и вызова канализационных вод на специальные сооружения по обезвреживанию, пояснив, что ООО «Водсервис» является гарантирующей организацией по предоставлению населению п.Нагорный Ливенского района услуги по водоотведению, абоненты, пользующиеся услугами данной организации, производят оплату за водоотведение, в комплекс услуги входит – приемка, транспортировка и очистка сточных вод. Ответчик, принимая от абонентов сточные воды в канализационную сеть, переданную ему в пользовании местным органом самоуправления – администрацией Здоровецкого сельского поселения, тем не менее сбор их и вывоз на специальные сооружения по обезвреживанию не осуществляет, хотя располагает собственными полями фильтрации.
Представитель ответчика ООО «Водсервис» Рыжов И.Н. в судебном заседании требования не признал, пояснив, что несмотря на выбор их организации в качестве гарантирующей организации по предоставлению населению п.Нагорный услуги водоотведения, существующая канализационная сеть не предусматривает какого-либо очистного сооружения, а также сооружения для приема сточных вод, поэтому организация осуществляет только контроль за состоянием самой канализационной сети, переданной обществу в пользование, следит за техническим состоянием канализационных труб, колодцев, но возможности по сбору отходов и вывозу их на поля фильтрации не имеет, так как для этого потребуются большие финансовые вложения, которые не будут обеспечены той суммой, что организация получает от населения в качестве оплаты за водоотведение.
Представитель третьего лица – администрации Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области Богатых Н.М. в судебном заседании требования полагала подлежащими удовлетворению, пояснив, что в соответствии с постановлением Главы Здоровецкого сельского поселения от 31 января 2014 года №6А для обслуживания централизованной системы водоснабжения и водоотведения Здоровецкого сельского поселения, в том числе п.Нагорный, был определено в качестве гарантирующей организации – ООО «Водсервис», соответственно, данная организация, обслуживая централизованную канализационную сеть от многоэтажных домов в этом поселке кроме непосредственно обеспечения приема сточных вод от населения в канализационную сеть и транспортировку их по данной сети обязана осуществить сбор и обезвреживание отходов, ранее канализационные сети были включены в комплекс очистных сооружений, но уже длительное время эта система не функционирует, сейчас подготавливается программа по строительству нового комплекса очистных сооружений, но есть старые резервуары, которые хотя и находятся в бесхозном состоянии, но могут использоваться ООО «Водсервис» для сбора сточных вод и дальнейшего вывоза их на поля фильтрации. Данный бесхозный объект администрация сельского поселения готова передать в пользование ответчику, если ему это необходимо для сбора сточных вод. При определении гарантирующей организации – ООО «Водсервис», последнее не освобождалось от такой обязанности как сбор и очистка канализационных сточных вод.
Третьи лица Самофалов А.Ф., Парфенова Л.М., Копылова Н.И. в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска, пояснив, что действительно ответчик, взимая с них плату за водоотведение, тем не менее не оказывает ее в надлежащем виде, сточные воды не собираются, а просто сбрасываются на поверхность почвы.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам
В силу положений ст.46 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ) орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ст.22 вышеуказанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 53 (ред. от 25.04.2007) "О введении в действие СанПиН 2.1.7.1287-03" были разработаны санитарно-эпидемиологические требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв.
Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от их подчиненности и форм собственности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «Водсервис» в соответствии с постановлением №306 от 20.09.2017, вынесенном Главным санитарным врачом по городу Ливны, Ливенскому, Должанскому, Колпнянскому, Малоархангельскому районам Орловской области, было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, то есть за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое выразилось в сбросе канализационных сточных вод на поверхность почвы без предварительного их обезвреживания, что привело к загрязнению почвы в районе п.Нагорный Ливенского района (анализ почвы проведен по состоянию на 23 августа 2017 года). Юридическому лицу было назначено наказание в виде штрафа в доход государства, штраф согласно объяснениям представителя ответчика в данное время оплачен.
Из постановления Главы администрации Здоровецкого сельского поселения Ливенского района №6А от 31.01.2014 года «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Здоровецкого сельского поселения» усматривается, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрация Здоровецкого сельского поселения постановила определить для централизованной системы водоснабжения и водоотведения Здоровецкого сельского поселения в качестве гарантирующей организации ООО «Водсервис» и определить зоной деятельности гарантирующей организации, в том числе пос.Нагорный.
В соответствии с постановлением Главы Здоровецкого сельского поселения Ливенского района №1 от 21.01.2013 года данным органом местного самоуправления утверждена схема водоснабжения и водоотведения Здоровецкого сельского поселения, согласно которой на территории Здоровецкого сельского поселения, в частности в пос. Нагорный, существует хозяйственно-бытовая система водоотведения протяженностью 680 м., услугу водоотведения осуществляет организация - ООО «Водсервис».
Канализационные очистные сооружения на территории сельского поселения отсутствуют.
Из устава ООО «Водсервис» усматривается, что основными видами деятельности организации являются - водоснабжение и водоотведение.
В судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что со времени определения общества в качестве гарантирующей организации сбор и вывоз канализационных сточных вод от многоэтажных жилых домов в пос.Нагорный по настоящее время организацией не осуществляется, сточные воды сбрасываются на поверхность почвы, организация обеспечивает только техническое обслуживание канализационных сооружений – труб и колодцев.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении", для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
- гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;
- транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;
- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Из приведенных выше положений Федерального закона следует, что деятельность в области оказания услуги по водоотведению представляет собой не только техническое содержание канализационных сточных объектов (труб и смотровых колодцев), а заключается в предоставлении услуги в целом по организации централизованной системы водоотведения, что включает в себя приемку, транспортировку сточных вод по канализационным сетям, в том числе и последующую очистку на собственных очистных сооружениях или другими организациями. Поскольку органом местного самоуправления по данной ситуации была утверждена схема именно централизованного водоотведения и гарантом оказания этой услуги выступило ООО «Водсервис», то довод представителя ответчика, что организация не обязана в данном случае оказывать услуги по сбору и вывозу сточных вод и при осуществлении своей деятельности по водоотведению для нее допустим их сброс на поверхность почвы, если в пользование от местного органа власти общество не получило очистные сооружения, является необоснованным.
Поскольку ООО «Водсервис» определено в качестве гарантирующей организации по водоотведению на территории Здоровецкого сельского поселения, то соответственно при оказании услуг подобного рода оно должно руководствоваться всеми требования законодательства, в том числе в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а согласно данным требованиям загрязнение поверхности почвы сточными водами не допускается. Суд полагает, что несмотря на отсутствие очистных сооружений, входивших бы с систему водоотведения, утвержденную Здоровецкой сельской администрацией, организация, приняв на себя обязанности гарантирующей организации по водоотведению, должна уже располагать возможностью по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств. Как пояснил представитель истца, у ответчика имеются собственные поля фильтрации, предназначенные для обезвреживания такого рода отходов, и являясь гарантирующей организацией по водоотведению не только для Здоровецкого сельского поселения, но и по другим поселениям Ливенского района, осуществляет вывоз сточных вод на данные специальные сооружения для обезвреживания, допуская только по пос.Нагорный нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Довод представителя ответчика об отсутствии достаточности финансовых средств для осуществления сбора и вывоза сточных вод в пос.Нагорный не может по мнению суда являться обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения принятых на себя обязательства, поскольку ООО «Водсервис» является коммерческом организацией, самостоятельно планирующей свой бюджет, к тому же расчет тарифа за водоотведение региональным органом власти устанавливается, в том числе, с учетом реальных финансовых затрат организации на оказание данной услуги в полном объеме (приемка, транспортировка и очистка сточных вод на собственных сооружениях или другими организациями).
Таким образом, исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, а также принимая во внимание, что сам факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении своей деятельности по водоотведению ответчиком не оспаривался, суд полагает требования Управления Роспотребнадзора по Орловской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Поскольку требования судом удовлетворяются, то ответчик в силу закона обязан довести вступившее в законную силу решение суда до населения п. Нагорный Здоровецкого сельского поселения через средства массовой информации или иным способом.
На территории Ливенского района издается общедоступное средство массовой информации – «Ливенская газета», в связи с чем, суд находит возможным обязать ответчика довести до жителей пос.Нагорный сведения о данном решении через указанное средство массовой информации.
Кроме этого, суд считает необходимым в соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ взыскать с ответчика ООО «Водсервис» государственную пошлину, от уплаты которой освобожден в силу закона истец, в размере 6000 руб. в доход бюджета муниципального образования – город Ливны.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать неправомерным сброс канализационных вод на рельеф местности (непосредственно на почву), осуществляемый ООО «Водсервис» при оказании услуги водоотведения в пос. Нагорный Ливенского района Орловской области.
Обязать ООО «Водсервис» прекратить сброс канализационных сточных вод на рельеф местности (непосредственно на почву) по адресу: Орловская область, Ливенский район, пос. Нагорный, путем организации сбора и вывоза канализационных сточных вод на специальные сооружения по обезвреживанию.
Взыскать с ООО «Водсервис» в пользу бюджета муниципального образования – город Ливны государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей 00 коп.
Возложить обязанность на ООО «Водсервис» в течение 10 дней со дня вступления данного решения в законную силу довести его до населения п. Нагорный Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской обоасти через средство массовой информации – «Ливенскую газету».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья: