14 февраля 2019 года г. Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гниденко С.П.,
судей коллегии Нех Т.М., Бреевой С.С.,
при секретаре Коваленко М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Александрова А.Н. на решение Салехардского городского суда ЯНАО от 13 ноября 2018 года, которым постановлено;
Признать незаконными действия членов профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион» Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации об отказе Меркуловой Л.А. в принятии в члены профессионального союза, оформленные пунктом 2 протокола заседания профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион» Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 4.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Нех Т.М., пояснения Александрова А.Н. в обоснование доводов апелляционной жалобы, полагавшего постановленное решение суда подлежащим отмене, доводы в обоснование возражений на апелляционную жалобу Меркуловой Л.А.,полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
УСТАНОВИЛА:
Меркулова Л.А. обратилась в суд с иском к Андрюшину А.В., Александрову А.Н., Таций В.Г. о признании незаконными действий членов профсоюзного комитета первичной профессиональной организации.
В обоснование иска указала, что состоит в трудовых отношений с ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион». После создания первичной профсоюзной организации ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион» Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ обратилась с заявлением о приёме в члены профсоюза, указав, что признаёт устав и готова платить взносы.
Впоследствии ей было вручено уведомление об отказе в приёме в профсоюз без мотивировки, с формулировкой «отклонено профсоюзным комитетом». Обращение, с требованием указать причину отказа, было проигнорировано. В этой связи, истец с коллегами, которые также хотели вступить в профсоюз, обратились в прокуратуру. Председателю первичной профсоюзной организации было внесено представление с указанием на повторное рассмотрение заявлений и представления мотивированного ответа. По результатам повторного рассмотрения заявления ей вновь было отказано в приёме в профсоюз.
Полагает, что данным отказом нарушены её права, указывает на предвзятое к ней отношение, которое обусловливается личной местьют, что имела устойчивое намерение вступить в профсоюз, однако ей отказали, нарушив её конституционные права. Также обращает внимание на то, что устав не содержит оснований для отказа в приёме в члены профсоюза.
Просит признать незаконными действия членов профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион» Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации об отказе Меркуловой Л.А. в принятии в члены профессионального союза, оформленные пунктом 2 протокола заседания профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион» Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 4.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала. Дополнительно суду пояснила, что ранее состояла в профсоюзе с 17 лет. Возражала против отказа профсоюзной организации во вступлении в профсоюз без указания причин. Полагала отказ в приёме в профсоюз недопустимым, явившимся следствием предвзятого к ней отношения
Ответчик Александров А.Н. против иска возражал, указав, что Таций В.Г. и Андрюшин А.В. были вынуждены уволиться. Однако они по-прежнему входят в первичную организацию, и эта организация действует, так как он является работником ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион»; отказ в приеме в профсоюз истца связан с ее несоответствием к требованиям о моральных качествах и солидарности.
Ответчики Таций В.Г. и Андрюшин А.В. в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Меркуловой Л.А. удовлетворены.
С решением суда не согласен ответчик Александров А.Н.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении иска, указав на ошибочность выводов суда о том, что основания для отказа в принятии в профсоюз истца носят субъективный характер, связаны с личной оценкой качеств и поведения. Полагает, что вопрос о принятии в члены профсоюза решается профсоюзным комитетом самостоятельно в силу действующего законодательства, профсоюз имеет право отказать в приеме в члены профсоюза; отказ в приеме в члены профсоюза принят коллегиально, на заседании профсоюзного комитета. Существование права гражданина на вступление в профсоюз не влечет за собой безусловную обязанность у организации, перед которой заявлено требование о принятии её в членство; удовлетворение иска о принятии в члены профсоюза путем преодоления судебным решением волеизъявления профсоюзной организации является необоснованным вмешательством в его деятельность.
Ссылается на вступившее в законную силу решение Салехардского городского суда от 27.09.2017 года по иску Александрова А.Н. к ГУ «ОГТРК «Ямал - Регион» о защите чести и достоинства, возложении обязанности опровергнуть порочащие сведения, взыскании компенсации морального вреда, которым исковые требования Александрова А.Н. были удовлетворены, указывая, что Меркулова Л.А. представляла интересы ответчика в рамках указанного дела, Александров А.Н. расценивает ее поступок, как недостойный для членства в профсоюзе.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец указывает на законность и обоснованность постановленного решения, доводы апелляционной жалобы находит не подлежащими удовлетворению. Обращает внимание на необоснованность ссылки ответчика на то, что в качестве основании отказа в приемы в члены профсоюза является решение Салехардского городского суда от 27 сентября 2017 года о защите чести и достоинства, поскольку указанным решением предъявлялись исковые требования к ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион» а не лично к ней; факт того, что Меркулова Л.А. была исполнителем обращения в ПНД, говорит лишь об исполнении ею своих должностных обязанностей. Причин и оснований в отказе истцу в приеме в члены профсоюза не имелось.
Ответчики Таций В.Г. и Андрюшин А.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявили, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав участников судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор по существу, удовлетворяя исковые требования Меркуловой Л.А. о признании незаконными действий членов профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГУ «ОГТРК «Ямал Регион» Андрюшина А.В., Александрова А.Н., Тация В.Г., суд первой инстанции исходил из отсутствия норм в трудовом законодательстве, Конституции РФ, Законе о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, Уставе Профсоюза, Общем положении о первичных организациях, регламентирующие отказ в приеме в члены Профсоюза.
Так, в соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, во взаимосвязи со ст. 37 Конституции РФ вытекает обязанность государства обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами.
Из системного анализа Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», регулирующего общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, следует, что федеральный законодатель, гарантируя профсоюзам независимость в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений); запрещая вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности; и предоставляя в связи с этим право профсоюзам, их объединениям (ассоциациям) самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру, образовывать профсоюзные органы, организовывать свою деятельность, проводить собрания, конференции, съезды и другие мероприятия (статьи 5, 6, часть 1 статьи 7), одновременно предъявляет требования к правовому статусу профсоюза, в том числе к уставу профсоюза, соблюдение которых безусловная обязанность профсоюзов, что прямо вытекает из предписаний статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях», а также статей 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
В силу статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 № 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) является добровольным общественным объединением граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемым в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов и не относящимся к субъектам предпринимательской и иной экономической деятельности.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций или союзов соответственно.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не устанавливает оснований для признания недействительным решения собрания профсоюзной организации, каковым бы оно ни было (организационным либо отчетно-выборным).
Документом, регламентирующим деятельность конкретного профсоюза, является устав, в данном случае устав Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации, (далее -Устав).
Профессиональные союзы, являясь самоуправляющимися и независимыми в своей деятельности общественными объединениями граждан, самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, в том числе определяют порядок осуществления тех или иных юридически значимых действий (статьи 2, 5 и 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
В числе прочего, Законом определены права профсоюза и гарантии их деятельности, в числе которых поименована их независимость, которая определена как независимость профсоюзов в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетность и не подконтрольность, а также запрет вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение их прав или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
Согласно Общему Положению о первичных организациях Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, членство в профсоюзе является добровольным, прием и выход в него производится в индивидуальном порядке по личному заявлению решением собрания первичной профсоюзной организации. При этом согласно Положению членом профсоюза является физическое лицо, вступившее в Профсоюз, признающее его Устав и уплачивающее членские взносы.
Решение о приеме в Профсоюз принимается на собрании структурного подразделения соответствующей первичной организации, на собрании (конференции) первичной организации, или на заседании их коллегиальных выборных органов с последующим информированием о принятом решении членов Профсоюза, состоящих на учете в первичной организации.
Судом, первой инстанции установлено, что в заявлении Меркуловой Л.А. о принятии в члены профсоюзной организации указано о согласии с содержанием устава, готовности платить членские взносы.
Как следует из протокола № 4 заседания профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион» от 20 октября 2017 года вопрос о приме Меркуловой Л.А. в члены Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ рассматривался на заседании. Протокольным заседанием профсоюзного комитета от 20.10.2017 года №4 ей отказано в таком приеме («за» -(0), «против» - (3), «воздержался» - (0)). Вместе с тем, препятствующих оснований для принятия Меркуловой Л.А. в члены профсоюзной организации, не приведено.
Признавая действия членов профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион» Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации об отказе Меркуловой Л.А. в принятии в члены профессионального союза, оформленные пунктом 2 протокола заседания профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион» Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 4 незаконными, суд первой инстанции верно пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в приеме в члены профсоюза.
Доводы ответчика относительно отказа Меркуловой Л.А. в оказании юридической помощи профсоюзной организации не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная оценка действий истца носит субъективный характер.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что суд, судебным решением не вправе преодолевать волеизъявление профсоюзной организации, поскольку не допускается вмешательство в деятельность профсоюзной организации со стороны государственных органов, не принимается судебной коллегией, по мотивам, изложенным судом первой инстанции в решении. При вынесении решения по заявленному истцом требованию суд не допустил вмешательство в деятельность профсоюзной организации, поскольку установив факт незаконных действий в виде необоснованного отказа истцу во вступлении в члены профсоюзной организации, каких-либо обязанностей на ответчиков не возлагал.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые по делу обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального или процессуального права не допущено.
Апелляционная жалоба не опровергает правильность выводов суда первой инстанции и не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи