Решение по делу № 33-3150/2024 от 15.10.2024

89RS0011-01-2024-000189-53

        Дело №2-183/2024

        Апелл. дело №33-3150/2024

Судья Балакина С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 ноября 2024 года                                                          город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Савельевой Е.Н. и Старовойтова Р.В.,

при секретаре Шестаковой С.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шурышкарского района, действующего в интересах Кругловой Ольги Николаевны, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» о взыскании единовременного пособия,

по апелляционному представлению прокурора Шурышкарского района, действующего в интересах Кругловой Ольги Николаевны, на решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 августа 2024 года.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Шурышкарского района, действуя в интересах Кругловой О.Н., обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» о взыскании единовременного пособия в размере 50 000 руб., к Администрации Шурышкарского района о возложении обязанности по выделению денежных средств в целях осуществления выплаты единовременного пособия.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Шурышкарского района проверки по заявлению Кругловой О.Н. выявлены нарушения, выразившиеся в отказе работнику в выплате единовременного пособия в размере 50 000 руб. при достижении возраста 50 лет, предусмотренного пунктом 5.2.14 Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», поскольку положения коллективного договора не содержат условий для выплаты единовременного пособия в зависимости от стажа работы в организациях, входящих в систему образования Ямало-Ненецкого автономного округа. 30 марта 2024 года прокурором Шурышкарского района в адрес директора образовательного учреждения внесено представление, которое удовлетворено, однако Администрацией Шурышкарского района в выплате единовременного пособия                 Кругловой О.Н. отказано, что незаконно.

В представленном в суд отзыве на иск представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени                                 Н.В. Архангельского Сычева Т.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, сославшись на пункт 2 статьи 21 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», в соответствии с которым право на получение единовременного пособия возникает при соблюдении условия о наличии необходимого стажа работы в образовательных организациях на территории автономного округа. Поскольку стаж работы Кругловой О.Н. в образовательной организации автономного округа составляет 2,5 года, право на получение единовременного пособия не возникло (л.д.110-111). Кроме того, дополнительным соглашением к Коллективному договору, зарегистрированным 15 апреля 2024 года, пункт 5.2.14 приведен в соответствие с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от                       27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» и предусматривает выплату единовременного пособия работникам при одновременном соблюдении на день обращения следующих условий: достижение возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин при наличии стажа работы на территории автономного округа 15 календарных лет либо назначения страховой пенсии по старости, наличие стажа работы в образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 10 лет.

Определением суда от 23 июля 2024 года, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ответчика Администрации Шурышкарского района на Управление образования Администрации Шурышкарского района. Администрация Шурышкарского района привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д.139).

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор     Тупчиенко Н.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская Средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» Сычева Т.В. исковые требования не признала, привела доводы, аналогичные изложенным в представленном в суд отзыве на иск.

Представители ответчика Управления образования Администрации Шурышкарского района - Зяблова Е.Н. и                      Толстых М.Л. исковые требования не признали, указав на то, что у Кругловой О.Н. отсутствует стаж работы в автономном округе, необходимый для осуществления единовременной выплаты.

Представитель третьего лица - Администрации Шурышкарского района Левус З.И. оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Решением Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 августа 2024 года в удовлетворении исковых требований прокурору Шурышкарского района, действующему в интересах Кругловой О.Н., к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Мужевская Средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», Управлению образования Администрации Шурышкарского района о взыскании невыплаченного единовременного пособия отказано.

В апелляционном представлении прокурор Атутов С.А. просит об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что положения Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», действовавшие на момент обращения работника с заявлением о выплате единовременного пособия, не содержали условия для выплаты пособия в виде необходимого стажа работы в образовательных организациях автономного округа, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении иска у суда не имелось. Последующее приведение положений Коллективного договора в соответствие с положениями действующего регионального законодательства не влечет отказ в удовлетворении иска.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ответчик муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени                                   Н.В. Архангельского» просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Круглова О.Н., представители ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», Управления образования Администрации Шурышкарского района, третьего лица Администрации Шурышкарского района, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства (л.д.187-188), не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав прокурора Гонтарь А.О., полагавшую решение суда подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах, изложенных в них доводов, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с                     01 сентября 2022 года Круглова О.Н. состоит в трудовых отношениях с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени                             Н.В. Архангельского» (л.д.21-24).

26 января 2024 года Круглова О.Н. обратилась в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» с заявлением о выплате единовременного пособия в размере 50 000 руб. в связи с достижением 50-летнего возраста на основании пункта 5.2.14 Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», утвержденного 26 декабря 2023 года (л.д.10, 20).

Письмом директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»                                  от 02 февраля 2024 года в выплате единовременного пособия учителю математики Кругловой О.Н. отказано в связи с отсутствием стажа работы в организациях, входящих в систему образования автономного округа, не менее 10 лет (л.д.13).

30 марта 2024 года прокурором Шурышкарского района в адрес директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» внесено представление об устранении выявленных нарушений, по итогам его рассмотрения в Управление образования Администрации Шурышкарского района направлено ходатайство о выплате единовременного пособие, которое оставлено без удовлетворения (л.д.14-19, 25-26).

В соответствии с частью 1 статьи 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Статьей 41 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная оплата питания работников; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В силу части 6 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 7 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия; отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом) (часть 8 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 5.2.14 Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», действовавшим в редакции на момент обращения с заявлением о выплате единовременного пособия Кругловой О.Н. - 26 января 2024 года, было предусмотрено, что работникам государственных и муниципальных учреждений при назначении им трудовой пенсии по старости, либо достижении возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин устанавливается размер единовременного пособия -                       50 000 руб.

Дополнительным соглашением от 09 апреля 2024 года в пункт 5.2.14 Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» внесены изменения, согласно которым работникам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» выплачивается единовременное пособие при назначении страховой пенсии по старости либо достижении возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин. Единовременное пособие выплачивается работникам по заявлению при одновременном соблюдении на день обращения следующих условий: достигнут возраст 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин при наличии стажа работы на территории автономного округа 15 календарных лет, либо назначена страховая пенсия по старости; наличие стажа работы в образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 10 лет. Право на единовременное пособие предоставляется один раз за весь период трудовой деятельности в государственных учреждениях автономного округа и муниципальных учреждениях в автономном округе.

В пункте 3 настоящего дополнительного соглашения указано, что оно действует с момента подписания и является неотъемлемой частью Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» от                           26 декабря 2023 года (л.д.114).

Поскольку пункт 5.2.14 коллективного договора в редакции, действовавшей на момент обращения Кругловой О.Н. с заявлением о выплате единовременного пособия, предусматривал выплату единовременного пособия работникам муниципального учреждения в случае достижения возраста 50 лет для женщин, условию данного положения Круглова О.Н. соответствовала, оснований для отказа в выплате единовременного пособия у работодателя не имелось.

Последующее внесение изменений в пункт 5.2.14 Коллективного договора, предусматривающее одновременное соблюдение условий в виде достижения возраста 50 лет для женщин и стажа работы на территории автономного округа 15 календарных лет, либо назначения страховой пенсии по старости, наличие стажа работы в образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 10 лет, не влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

Пунктом 3 дополнительного соглашения к Коллективному договору муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» от 09 апреля 2024 года предусмотрено, что данное положение применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Указанное в полной мере согласуется с частью 7 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации.

Коллективный договор в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений сторон - дату обращения                   Кругловой О.Н. с заявлением о выплате единовременного пособия улучшал положение работника по сравнению с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», в связи с чем оснований для применения новой редакции пункта 5.2.14 к правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, не имелось.

Согласно абзацу тридцать шестому статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (абзац первый статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно Администрация муниципального образования Шурышкарский район, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

При этом понуждение к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Приведенная правовая позиция содержится в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 года №18КГ23-195-К4.

С учетом изложенного оснований для возложения обязанности по выделению финансирования у суда не имелось.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в связи с допущенным нарушением норм материального права подлежит отмене в части отказа в удовлетворении иска прокурора Шурышкарского района, действующего в интересах Кругловой О.Н., к муниципальному бюджетному учреждению «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» о взыскании единовременного пособия с принятием по делу в данной части нового решения об удовлетворении иска. В остальной части решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 августа 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении иска прокурора Шурышкарского района, действующего в интересах Кругловой Ольги Николаевны, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» о взыскании единовременного пособия, принять по делу новое решение.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» в пользу Кругловой Ольги Николаевны единовременное пособие в размере 50 000 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.

Судья     /подпись/ Шошина А.Н.

     Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 15 ноября 2024 года

89RS0011-01-2024-000189-53

        Дело №2-183/2024

        Апелл. дело №33-3150/2024

Судья Балакина С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 ноября 2024 года                                                          город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Савельевой Е.Н. и Старовойтова Р.В.,

при секретаре Шестаковой С.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шурышкарского района, действующего в интересах Кругловой Ольги Николаевны, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» о взыскании единовременного пособия,

по апелляционному представлению прокурора Шурышкарского района, действующего в интересах Кругловой Ольги Николаевны, на решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 августа 2024 года.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Шурышкарского района, действуя в интересах Кругловой О.Н., обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» о взыскании единовременного пособия в размере 50 000 руб., к Администрации Шурышкарского района о возложении обязанности по выделению денежных средств в целях осуществления выплаты единовременного пособия.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Шурышкарского района проверки по заявлению Кругловой О.Н. выявлены нарушения, выразившиеся в отказе работнику в выплате единовременного пособия в размере 50 000 руб. при достижении возраста 50 лет, предусмотренного пунктом 5.2.14 Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», поскольку положения коллективного договора не содержат условий для выплаты единовременного пособия в зависимости от стажа работы в организациях, входящих в систему образования Ямало-Ненецкого автономного округа. 30 марта 2024 года прокурором Шурышкарского района в адрес директора образовательного учреждения внесено представление, которое удовлетворено, однако Администрацией Шурышкарского района в выплате единовременного пособия                 Кругловой О.Н. отказано, что незаконно.

В представленном в суд отзыве на иск представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени                                 Н.В. Архангельского Сычева Т.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, сославшись на пункт 2 статьи 21 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», в соответствии с которым право на получение единовременного пособия возникает при соблюдении условия о наличии необходимого стажа работы в образовательных организациях на территории автономного округа. Поскольку стаж работы Кругловой О.Н. в образовательной организации автономного округа составляет 2,5 года, право на получение единовременного пособия не возникло (л.д.110-111). Кроме того, дополнительным соглашением к Коллективному договору, зарегистрированным 15 апреля 2024 года, пункт 5.2.14 приведен в соответствие с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от                       27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» и предусматривает выплату единовременного пособия работникам при одновременном соблюдении на день обращения следующих условий: достижение возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин при наличии стажа работы на территории автономного округа 15 календарных лет либо назначения страховой пенсии по старости, наличие стажа работы в образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 10 лет.

Определением суда от 23 июля 2024 года, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ответчика Администрации Шурышкарского района на Управление образования Администрации Шурышкарского района. Администрация Шурышкарского района привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д.139).

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор     Тупчиенко Н.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская Средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» Сычева Т.В. исковые требования не признала, привела доводы, аналогичные изложенным в представленном в суд отзыве на иск.

Представители ответчика Управления образования Администрации Шурышкарского района - Зяблова Е.Н. и                      Толстых М.Л. исковые требования не признали, указав на то, что у Кругловой О.Н. отсутствует стаж работы в автономном округе, необходимый для осуществления единовременной выплаты.

Представитель третьего лица - Администрации Шурышкарского района Левус З.И. оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Решением Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 августа 2024 года в удовлетворении исковых требований прокурору Шурышкарского района, действующему в интересах Кругловой О.Н., к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Мужевская Средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», Управлению образования Администрации Шурышкарского района о взыскании невыплаченного единовременного пособия отказано.

В апелляционном представлении прокурор Атутов С.А. просит об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что положения Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», действовавшие на момент обращения работника с заявлением о выплате единовременного пособия, не содержали условия для выплаты пособия в виде необходимого стажа работы в образовательных организациях автономного округа, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении иска у суда не имелось. Последующее приведение положений Коллективного договора в соответствие с положениями действующего регионального законодательства не влечет отказ в удовлетворении иска.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ответчик муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени                                   Н.В. Архангельского» просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Круглова О.Н., представители ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», Управления образования Администрации Шурышкарского района, третьего лица Администрации Шурышкарского района, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства (л.д.187-188), не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав прокурора Гонтарь А.О., полагавшую решение суда подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах, изложенных в них доводов, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с                     01 сентября 2022 года Круглова О.Н. состоит в трудовых отношениях с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени                             Н.В. Архангельского» (л.д.21-24).

26 января 2024 года Круглова О.Н. обратилась в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» с заявлением о выплате единовременного пособия в размере 50 000 руб. в связи с достижением 50-летнего возраста на основании пункта 5.2.14 Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», утвержденного 26 декабря 2023 года (л.д.10, 20).

Письмом директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»                                  от 02 февраля 2024 года в выплате единовременного пособия учителю математики Кругловой О.Н. отказано в связи с отсутствием стажа работы в организациях, входящих в систему образования автономного округа, не менее 10 лет (л.д.13).

30 марта 2024 года прокурором Шурышкарского района в адрес директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» внесено представление об устранении выявленных нарушений, по итогам его рассмотрения в Управление образования Администрации Шурышкарского района направлено ходатайство о выплате единовременного пособие, которое оставлено без удовлетворения (л.д.14-19, 25-26).

В соответствии с частью 1 статьи 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Статьей 41 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная оплата питания работников; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В силу части 6 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 7 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия; отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом) (часть 8 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 5.2.14 Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского», действовавшим в редакции на момент обращения с заявлением о выплате единовременного пособия Кругловой О.Н. - 26 января 2024 года, было предусмотрено, что работникам государственных и муниципальных учреждений при назначении им трудовой пенсии по старости, либо достижении возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин устанавливается размер единовременного пособия -                       50 000 руб.

Дополнительным соглашением от 09 апреля 2024 года в пункт 5.2.14 Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» внесены изменения, согласно которым работникам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» выплачивается единовременное пособие при назначении страховой пенсии по старости либо достижении возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин. Единовременное пособие выплачивается работникам по заявлению при одновременном соблюдении на день обращения следующих условий: достигнут возраст 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин при наличии стажа работы на территории автономного округа 15 календарных лет, либо назначена страховая пенсия по старости; наличие стажа работы в образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 10 лет. Право на единовременное пособие предоставляется один раз за весь период трудовой деятельности в государственных учреждениях автономного округа и муниципальных учреждениях в автономном округе.

В пункте 3 настоящего дополнительного соглашения указано, что оно действует с момента подписания и является неотъемлемой частью Коллективного договора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» от                           26 декабря 2023 года (л.д.114).

Поскольку пункт 5.2.14 коллективного договора в редакции, действовавшей на момент обращения Кругловой О.Н. с заявлением о выплате единовременного пособия, предусматривал выплату единовременного пособия работникам муниципального учреждения в случае достижения возраста 50 лет для женщин, условию данного положения Круглова О.Н. соответствовала, оснований для отказа в выплате единовременного пособия у работодателя не имелось.

Последующее внесение изменений в пункт 5.2.14 Коллективного договора, предусматривающее одновременное соблюдение условий в виде достижения возраста 50 лет для женщин и стажа работы на территории автономного округа 15 календарных лет, либо назначения страховой пенсии по старости, наличие стажа работы в образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 10 лет, не влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

Пунктом 3 дополнительного соглашения к Коллективному договору муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» от 09 апреля 2024 года предусмотрено, что данное положение применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Указанное в полной мере согласуется с частью 7 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации.

Коллективный договор в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений сторон - дату обращения                   Кругловой О.Н. с заявлением о выплате единовременного пособия улучшал положение работника по сравнению с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», в связи с чем оснований для применения новой редакции пункта 5.2.14 к правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, не имелось.

Согласно абзацу тридцать шестому статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (абзац первый статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно Администрация муниципального образования Шурышкарский район, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

При этом понуждение к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Приведенная правовая позиция содержится в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 года №18КГ23-195-К4.

С учетом изложенного оснований для возложения обязанности по выделению финансирования у суда не имелось.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в связи с допущенным нарушением норм материального права подлежит отмене в части отказа в удовлетворении иска прокурора Шурышкарского района, действующего в интересах Кругловой О.Н., к муниципальному бюджетному учреждению «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» о взыскании единовременного пособия с принятием по делу в данной части нового решения об удовлетворении иска. В остальной части решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 августа 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении иска прокурора Шурышкарского района, действующего в интересах Кругловой Ольги Николаевны, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» о взыскании единовременного пособия, принять по делу новое решение.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» в пользу Кругловой Ольги Николаевны единовременное пособие в размере 50 000 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.

Судья     /подпись/ Шошина А.Н.

     Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 15 ноября 2024 года

33-3150/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор Шурышкарского района
Круглова Ольга Николаевна
Ответчики
МБОУ "Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского"
Другие
Администрация Шурышкарского района
Управление образования Администрации Шурышкарского района
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Шошина Анна Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
16.10.2024Передача дела судье
05.11.2024Судебное заседание
15.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2024Передано в экспедицию
05.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее