г. Сыктывкар Дело № 2-6920/2022 (№ 33-6005/2022)
УИД № 11RS0001-01-2022-008543-40
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании 01 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым
администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана предоставить Сычевой ФИО7 (<Дата обезличена> года рождения, ИНН <Номер обезличен>) жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах <Адрес обезличен> Республики Коми.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., объяснения истца Сычевой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сычева Е.С. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» с требованием о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного найма. В обоснование указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по данной категории. Жилое помещение истцу не было предоставлено, в связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании Сычева Е.С. иск поддержала.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании иск не признала.
Суд принял указанное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованиями об отмене решения в связи с его незаконностью и необоснованностью.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Сычева Е.С. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец с доводами жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель ответчика участия в суде апелляционной инстанции не принимал, извещен надлежащим образом.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения и отмены решения суда не усматривает.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от <Дата обезличена> №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3 ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 159-ФЗ).
Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в <Адрес обезличен> отдельными государственными полномочиями Республики Коми» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-РЗ, вступившим в силу с <Дата обезличена>, органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в <Адрес обезличен> наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; а также по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 7, 8 ст. 1).
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что Сычева Е.С., <Дата обезличена> г.р., относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений на территории МР «<Адрес обезличен> согласно протоколу заседания жилищной комиссии от <Дата обезличена>.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по делу <Номер обезличен>, вступившим в законную силу <Дата обезличена>, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность включить Сычеву Е.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с учетом даты первоначального обращения. Названным судебным актом установлен факт постоянного проживания Сычевой Е.С. на территории МО ГО «Сыктывкар».
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от <Дата обезличена>, утвержденным Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, Сычева Е.С. включена на территории МО ГО «Сыктывкар» в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
До настоящего времени истец с учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не снята, жилое помещение ей не предоставлено.
Судом также установлено, что истец не имеет объектов недвижимости, принадлежащих ей на праве собственности, что подтверждается сведениями, представленными Управлением Росреестра по <Адрес обезличен>.
Поскольку истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, иных жилых помещений в собственности или по договору найма жилого помещения, пригодных для постоянного проживания, не имеет, суд пришел к обоснованному выводу о праве истца на жилое помещение, подлежащего предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО ГО «Сыктывкар».
При этом суд исходил из того, что размер площади предоставляемого истцу жилого помещения из расчета на состав семьи один человек должен составлять не менее 13,5 кв.м. в соответствии с нормой, установленной на территории муниципального образования.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права.
Довод ответчика о том, что предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из республиканского бюджета Республики Коми в бюджет МО ГО «Сыктывкар», не является основанием для отказа в иске, как о том поставлен вопрос в апелляционной жалобе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу ст. 10 Закона Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-РЗ финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в п. 1 ст. 1 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
Вместе с тем, как установлено абз. 2 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку данные доводы не основаны на законе, обеспечение таких лиц жилой площадью не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Указание в жалобе на необходимость осуществления ряда мероприятий, направленных на предоставление жилого помещения истцу, что подразумевает значительные временные затраты, т.к. процедура приобретения в муниципальную собственность жилого помещения и последующего его предоставления взыскателю требует выполнения обязательных действий, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных вышеприведенными нормами.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено <Дата обезличена>.
Председательствующий
Судьи