Решение по делу № 66а-1266/2020 от 09.07.2020

    Судья Шелахаева Е.М.    дело №66а-1266/2020

          (номер дела в суде первой инстанции

3а-160/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород                                                                      4 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Кузьмичева В.А.,

судей Сорокина М.С., Красновой Н.П.,

при секретаре Грязнове Ю.В.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шелепина В.А. об оспаривании Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области», по апелляционной жалобе Шелепна В.А. на решение Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Законодательным Собранием Пензенской области 23 ноября 2018 года принят Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» (далее – Закон № 3270-ЗПО). Нормативный правовой акт в установленном порядке официально опубликован 3 декабря 2018 года на официальном портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в печатной издании «Пензенские губернские ведомости» № 79 (1272) от 3 декабря 2018 года. Согласно части 1 статьи 4 Закон № 3270-ЗПО вступил в силу с 1 июня 2019 года.

Статьей 1 Закона № 3270-ЗПО установлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, имеющим на это право в соответствии в числе прочего Законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 3270-ЗПО компенсация предоставляется исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в статье 1 настоящего Закона.

Шелепин В.А. обратился с административным исковым заявлением о признании приведенной нормы недействующей, ссылаясь в обоснование своего требования на ее противоречие пункту 42 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22), статьям 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Пензенской области от 15 мая 2019 года № 278-пП «О внесении изменений в постановление Правительства Пензенской области от 29 декабря 2015 года № 753-пП (с последующими изменениями)».

Впоследствии административный истец изменил требования административного искового заявления, просил признать недействующим Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО ввиду противоречия его статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации, пункту 6 статьи 17, статье 19, пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми установлено, что местная власть отделена от государственной, но наделяется отдельными федеральными полномочиями.

Решением Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе, с учетом представленных дополнений, Шелепиным В.А. поставлен вопрос об отмене решения суда, ввиду нарушения и неправильного применения судом норм процессуального права.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов представителями Правительства Пензенской области, губернатора Пензенской области, социальным управлением города Пензы, Законодательным собранием Пензенской области, а также участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Разрешая заявленные требования, суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Законодательным Собранием Пензенской области в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением формы, процедуры принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, и по этим основаниям не оспаривается.

В Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается наряду с другими категориями граждан государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Одной из мер социальной поддержки граждан является предоставление отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилищный кодекс Российской Федерации установил, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, к числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, отнесены инвалиды.

В соответствии с частью 13 статьи 17 поименованного закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (часть 14 этой статьи).

Федеральным законом N 181-ФЗ установлено, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые нормативными правовыми актами определяют форму предоставления указанных мер социальной поддержки (части 1 и 6 статьи 28.2).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, среди прочего, решение вопросов социальной поддержки инвалидов.

В целях реализации вышеприведенных норм закона и обеспечения прав инвалидов по предоставлению им мер социальной поддержки на территории Пензенской области Законодательным Собранием Пензенской области принят Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО, которым предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Пензенской области и имеющим на это право, в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

Как предусмотрено частью 1 статьи 2 Закона Пензенской области № 3270-ЗПО компенсация предоставляется отдельным категориям граждан исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в статье 1 настоящего Закона.

Порядок предоставления компенсации определяется Правительством Пензенской области (часть 2 статьи 2 указанного Закона).

Реализуя свои полномочия по представлению указанной меры социальной поддержки, региональный законодатель определил в статье 1 оспариваемого нормативного правового акта круг ее получателей, имеющих такое право в соответствии с федеральными законами и проживающих на территории региона в настоящее время.

В целях реализации Закона Пензенской области № 3270-ЗПО принято Постановление Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области", которым, помимо прочего, утвержден порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области.

В соответствии с положениями пункта 3.2 указанного Постановления Правительства Пензенской области в предоставлении компенсации отказывается в случае наличия задолженности и отказа от заключения соглашения по ее погашению; наличия задолженности и отсутствия соглашения о погашении задолженности; наличия задолженности и соглашения о погашении задолженности и невыполнении условий соглашения по погашению задолженности.

Анализ названных федеральных норм в их системном единстве подтверждает правильность суждения суда первой инстанции о том, что компенсация инвалидам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение реально понесенных гражданином затрат, определенных в частях 13 и 14 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения, что согласуется с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое разъяснение правовой природы названной меры социальной поддержки содержится в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22.

Суд первой инстанции правомерно признал необоснованными требования о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку приняв его и определив форму предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги, региональный законодатель осуществил правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий. В связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, поскольку не прекращает и не ограничивает прав административного истца как инвалида на получение мер социальной поддержки, предусмотренной Федеральной законом от 27 июня 2017 года № 181-ФЗ, а лишь регламентирует форму и условия предоставления этих мер.

Является верным заключение суда первой инстанции о том, что оспариваемые региональные нормы, содержащие общее правило для всех категорий граждан, нельзя расценить как ограничение права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом N 181-ФЗ, не является препятствием для получения компенсации таких расходов.

Указанный вывод суда первой инстанции подробно мотивирован в решении суда, сделан на основании правильного применения норм материального права, с соблюдением норм процессуального права, а потому оснований не согласиться с ним судебная коллегия не установила.

Право получать компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов инвалидам предоставлено имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральным законом, согласно которому средства на реализацию такой меры социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, объем которых определяется, в первую очередь, исходя из числа лиц, имеющих право на указанную меру социальной поддержки (части 2 - 4 статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ).

Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, которые вправе устанавливать порядок и условия предоставления одной из таких мер, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Определив такую форму предоставления данной меры социальной поддержки, субъект Российской Федерации осуществил правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, которое объем предусмотренных федеральным законодательством для отдельных категорий граждан гарантий не уменьшает и обеспечивает получение ими компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Положения оспариваемого нормативного правого акта не вызывают неоднозначного толкования, не содержат неясностей, затрудняющих понимания их содержания либо противоречивых формулировок, вызывающих неоднозначное толкование.

В апелляционной жалобе административный истец не оспаривает вывод суда о соответствии Закона Пензенской области № 3270-ЗПО требованиям федерального законодательства.

Доводы жалобы о том, что решение об отказе в удовлетворении искового требования обосновано тем, что истец неправильно определил административного ответчика, несостоятельны, поскольку в ходе подготовки к рассмотрению дела в качестве административного соответчика было привлечено Законодательное Собрание Пензенской области, как орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

    решение Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шелепина В.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пензенский областной суд.

Председательствующий

Судьи

66а-1266/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Пензенской области
Шелепин Владимир Александрович
Ответчики
Правительство Пензенской области
Законодательное собрание Пензенской области
Другие
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области
Губернатор Пензенской области
Социальное управление г. Пензы
Суд
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Кузьмичев Владимир Александрович
Дело на сайте суда
4ap.sudrf.ru
10.07.2020Передача дела судье
04.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
04.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее