УИД 36RS0№-52
Дело №
Дело в суде первой инстанции №
Строка №
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 января 2024 г. <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего ФИО8,
судей ФИО10
при секретаре ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи ФИО8
гражданское дело № по иску ФИО2 к ОСФР по <адрес> о возложении обязанности включить в страховой стаж период обучения, период ухода за нетрудоспособным лицом и назначить страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе ФИО2
на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
(судья ФИО6),
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ОСФР по <адрес> о возложении обязанности включить в страховой стаж период обучения, период ухода за нетрудоспособным лицом и назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обращалась с заявлением в пенсионный орган о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ, однако, решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было в этом отказано, из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа 13 лет и величины ИПК не менее 23, 4, с чем она не согласилась, полагая свои права нарушенными.
В порядке уточнения исковых требований, согласно ст. 39 ГПК РФ, просила суд: - обязать ответчика включить в страховой стаж: период ухода за нетрудоспособным лицом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Обязать ОСФР по <адрес> (ФИО2 №) включить в страховой стаж ФИО2 период обучения в техническом училище № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части требований истцу отказать» (л.д. 72, 73-75).
Не согласившись с постановленным решением суда в части отказа в требованиях о включении в страховой стаж периода ухода за нетрудоспособным лицом, ФИО2 подана апелляционная и дополнительная жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда в указанной части, как незаконного и необоснованного, неправильного применение норм права и неполного учета юридически значимых обстоятельств, а также о принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 90-92, 103).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика указывает на несостоятельность доводов истца, законность и обоснованность постановленного решения, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д. 98-99).
В судебное заседание явились: истица ФИО2 Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав истицу, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Принимая во внимание, что решение суда первой инстанции обжалуется только ФИО2 в части отказа во включении в страховой стаж периода ухода за нетрудоспособным лицом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, от ответчика апелляционная жалоба не поступила, судебная коллегия, с учетом вышеуказанной ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признает данное судебное постановление в остальной части законным и обоснованным, оснований для его проверки не находит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа 13 лет и величины ИПК не менее 23, 4.
При этом согласно пояснениям ответчика в страховой стаж истца не включен период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как имя (ФИО11), указанное в дипломе, выданном Государственным комитетом РСФСР по профессионально-техническому образованию, не соответствует паспортным данным заявителя. Период ухода за нетрудоспособным лицом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в страховой стаж, поскольку отсутствуют правовые основания для включения указанного периода в страховой стаж.
Разрешая спор и отказывая во включении в страховой стаж истца периода ухода за нетрудоспособным лицом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из того, что истцом не соблюдено условие для включения спорного периода в страховой стаж, а именно не представлено доказательств обращения истца и нетрудоспособного лица - ФИО1 в пенсионный орган с заявлениями об установлении периода ухода.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с ч.1ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Фз «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно приложению 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О страховых пенсиях» возраст, по достижении которого граждане приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в 2020 г. подлежит увеличению на 24 месяца, составляет для женщин 57 лет.
В силу п.3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 гражданам, которые указаны в ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста.
Соответственно возраст выхода на страховую пенсию по старости для женщин 1965 года рождения составляет 56 лет 6 месяцев.
Кроме того, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с положениями статей 8, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимо наличие требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, которые определяются в зависимости от года выхода на пенсию. В 2022 году требуемый страховой стаж составит 13 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 23,4.
Наряду с трудовой деятельностью в страховой стаж учитываются иные периоды, предусмотренные нормами статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Спорный период относится к периодам после регистрация истца в системе обязательного пенсионного страхования.
Пунктом 22 Административного регламента от ДД.ММ.ГГГГ №п предусмотрено, что при обращении за установлением пенсии граждане представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подано заявление о назначении страховой пенсии по старости через Портал Государственных услуг.
Продолжительность страхового стажа ФИО2 составляет 10 лет 8 месяцев 11 дней.
Сумма страховых взносов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сведениям индивидуального лицевого счета составляет 0,00 руб. Сведения о заработной плате отсутствуют.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды работы и (или)иной деятельности после 01.01.2015отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы ФИО2 о несогласии с решением суда в части невключения в страховой стаж периода ухода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отклоняются судебной коллегией как необоснованные, и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Пунктом 34 Правил и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № определено, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению № и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществляется уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения такого письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования, проводимого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Согласно справки АО «УК <адрес>» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели разные адреса регистрации, соответственно, совместное проживание не усматривается. ФИО2 не является близкой родственницей ФИО1 У ФИО1 была дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая в этот период совместно с ней проживала и могла осуществлять уход за матерью. При этом письменного подтверждения от ФИО1 или от членов семьи, подтверждающего уход ФИО2 не представлено.
Акт опроса свидетелей от ДД.ММ.ГГГГ составлен по истечении большого отрезка времени от периода предполагаемого ухода (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), что также не может служить бесспорным доказательством, поскольку носят субъективный характер и опровергаются иными доказательствами по делу.
В период совместной регистрации ФИО1 и ФИО2 по одному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденного справкой ООО «УК РАИДЕЗ ЖКХ <адрес>», имеются сведения военного комиссариата <адрес>, свидетельствующие о получении ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства Обороны в городе Томске, что также опровергает фактический уход истца за ФИО1 Пенсионное дело ФИО1 по запросу военного комиссариата <адрес> было отправлено в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФИО1 фактически проживала в Томске, что также исключает возможность ухода за нетрудоспособным лицом в ином субъекте.
Необходимым условием для включения периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, в страховой стаж является обращение претендующего на то лица с заявлением и предусмотренными законодательством документами в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Законодателем установлен заявительный порядок реализации данного права.
Для подтверждения спорного периода в страховой стаж, должен быть подтвержден факт обращения в пенсионный орган самого истца, а также нетрудоспособного лица ФИО1 с заявлением об установлении периода ухода.
Компенсационная выплата по уходу за ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нетрудоспособным лицам не назначалась и не выплачивалась. Обращение по вопросу установления компенсационной выплаты в ПФР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано.
Судебная коллегия полагает, что у суда правовых оснований для включения в страховой стаж истца периода ухода за нетрудоспособным лицом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений не могут повлечь отмену решения суда, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению не усматривается.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнительную апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.