Мировой судья Корниенко В.А. Дело № 11-139/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2018 года город Брянск
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи: Моисеевой И.В.
при секретаре: Матвеенко Н.М.
с участием: заявителей (ответчиков по делу) Башкировой Т.Н., Грачевой Е.А., Воронкова В.П., Климова В.М., Моисеенко Е.К., Емельянова В.А., представителя заинтересованного лица (истца по делу) ГБСУСОН «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Щипановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчиков Грачевой Елены Алексеевны, Моисеенко Евгения Кузьмича на решение мирового судьи судебного участка № Бежицкого судебного района г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения Брянской области «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Кондратенко Валентине Митрофановне, Лукашову Леониду Алексеевичу, Журавлеву Виктору Павловичу, Козлову Василию Макаровичу, Кузнецову Александру Михайловичу, Климову Валентину Михайловичу, Воронкову Владимиру Петровичу, Моисеенко Евгению Кузьмичу, Белову Николаю Алексеевичу, Бирюкову Владимиру Михайловичу, Петракову Сергею Рахимовичу, Пусенок Василию Вячеславовичу, Кривошееву Александру Владимировичу, Геращенкову Александру Арсентьевичу, Жирякову Павлу Семеновичу, Никишкину Владимиру Михайловичу, Комарову Василию Николаевичу, Емельянову Валерию Алексеевичу, Шадорину Николаю Николаевичу, Башкировой Татьяне Николаевне, Давыдовой Луизе Яковлевне, Марачеву Дмитрию Алексеевичу, Грачевой Елене Алексеевне, Дорохину Анатолию Григорьевичу, Иванченко Владимиру Михайловичу, Вирста Ольге Дмитриевне, Горлуновой Наталье Вячеславовне, Затулиной Ольге Владимировнео взыскании денежных средств за фактическое проживание и предоставление социальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения Брянской области «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее - ГБСУСОН ««Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов») обратилось к мировому судье с иском к ответчикам - получателям социальных услуг, проживающим в доме-интернате для инвалидов о взыскании денежных средств за фактическое проживание и предоставление социальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с Кондратенко В.М. в размере 8892 руб.36 коп., с Лукашова Л.А. в размере 7096 руб.26 коп., с Журавлева В.П. в размере 10274 руб.62 коп., с Козлова В.М. в размере 19100 руб.04 коп., с Кузнецова А.М. в размере 15404 руб.14 коп., с Климова В.М. в размере 16101 руб.20 коп., с Воронкова В.П. в размере 17686 руб.30 коп., с Моисеенко Е.К. в размере 12895 руб.26 коп., с Белова Н.А. в размере 17181 руб.86 коп., с Бирюкова В.М. в размере 17181 руб.82 коп., с Петракова С.Р. в размере 13140 руб.53 коп., с Пусенок В.П. в размере 25429 руб.94 коп., с Кривошеева А.В. в размере 15 428 руб.38 коп., с Геращенкова А.А. в размере 14630 руб.84 коп., с Жирякова П.С. в размере 5850 руб.72 коп., с Никишкина В.М. в размере 5501 руб.08 коп., с Комарова В.Н. в размере 9910 руб.18 коп., с Емельянова В.А. в размере 9733 руб.20 коп., с Шадорина Н.Н. в размере 16666 руб.36 коп., с Башкировой Т.Н. в размере 24971 руб.56 коп., с Давыдовой Л.Я. в размере 6782 руб.72 коп., с Марачева Д.А. в размере 18069 руб.12 коп., с Грачевой Е.А. в размере 23968 руб.54 коп., с Дорохина А.Г. в размере 24211 руб.64 коп., с Иванченко В.М. в размере 24897 руб.74 коп., с Вирста О.Д. в размере 14361 руб.34 коп., с Горлуновой Н.В. в размере 14361 руб.34 коп., с Затулиной О.В. в размере 14361 руб.34 коп., ссылаясь на то, что ответчики, как инвалиды с детства проживают в организации истца, с каждым из них при поступлении в дом-интернат подписывался договор о предоставлении социальных услуг, на основании которого они обязаны вносить плату за стационарное обслуживание путем ежемесячного безналичного перечисления денежных средств на счет дома-интерната органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по письменному заявлению и индивидуальной программе предоставления социальных услуг, в которой прописываются виды социальных услуг, предоставляемые индивидуально каждому получателю. На основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг по тарифам, утвержденным приказом N 435 от ДД.ММ.ГГГГ Департамента семьи, социальной политики и демографической политики Брянской области рассчитывается плата за предоставление социальных услуг. Однако, срок заключенного с ответчиками договора о предоставлении социальных услуг истек ДД.ММ.ГГГГ, от подписания нового договора о предоставлении социальных услуг, заключение которого предусмотрено Федеральным законом N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", ответчики отказываются, поскольку полагают, что при расчете стоимости услуг подлежит включению лишь размер их ежемесячной пенсии без учета ежемесячной денежной выплаты. В связи с отсутствием заключенного договора, начиная с 01 января 2018 года социальные услуги ответчикам предоставлялись в полном объеме и у последних перед истцом образовалась задолженность. При этом, указанная задолженность сложилась с учетом того, что ответчиками оплата производилась из расчета 75 % от полученной пенсии без ЕДВ, тогда как оплата должна быть произведена в размере 75 % среднедушевого дохода с учетом ЕДВ.
С учетом уточнения исковых требований просили взыскать с каждого из ответчиков денежные средства за фактическое проживание в Брянском доме-интернате для престарелых и инвалидов за период с 1 января по 28 февраля 2018 года на основании расчетов приведённых в исковом заявлении, ссылаясь также на то, что совместным письмом N 12-3/10/В-5678/12-05-06/8/47233 Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства финансов РФ разъяснен порядок исчисления среднедушевого дохода, в который включаются все доходы, полученные в денежной форме, в том числе и ЕДВ. Поскольку ответчики являются получателями, как пенсии, так и ЕДВ, то с указанных денежных доходов должны производиться отчисления за предоставленные социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчики Климов В.М., Грачева Е.А., Башкирова Т.Н., Лукашов Л.А., Моисеенко Е.К., Емельянов В.А., представитель ответчика Климова В.М.- Шаливская Л.Н. иск не признали, полагают, что поскольку между истцом и ответчиками с 01.01.2018 отсутствуют договорные отношения, то у истца не имеется правовых оснований для взыскания стоимости фактически оказанных услуг за январь-февраль 2018 года. Указав при этом, что тариф на социальные услуги не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, при этом в указанный расчет ЕДВ не должно быть включено.
Ответчики Затулина О.В., Кондратенко В.М., Журавлев В.П., Козлов В.М., Кузнецов А.М., Воронков В.П., Белов Н.А., Бирюков В.М., Петраков С.Р., Пусенок В.В., Кривошеев А.В., Геращенков А.А., Жиряков П.С., Никишин В.М., Комаров В.Н., Шадорин Н.Н., Давыдова Л.Я., Марачев Д.А., Дорохин А.Г., Иванченко В.М., Вирста О.Д., Горлунова Н.В., будучи надлежаще извещенными, участие в рассмотрении дела судом первой инстанции не приняли, в силу ст. 167 ГПК РФ мировым судьей дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением мирового судьи судебного участка № 6 Бежицкого судебного района г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал в пользу истца денежные средства за фактическое проживание и предоставление социальных услуг за период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ: с Кондратенко Валентины Митрофановны - 714 руб.24 коп., с Лукашова Леонида Алексеевича - 897 руб.18 коп., с Журавлева Виктора Павловича - 676 руб.13 коп., с Козлова Василия Макаровича - 5091 руб.12 коп., с Кузнецова Александра Михайловича - 4156 руб.24 коп., с Климова Валентина Михайловича - 6887 руб.15 коп., с Воронкова Владимира Петровича - 4389 руб.21 коп., с Моисеенко Евгения Кузьмича - 3774 руб.97 коп., с Белова Николая Алексеевича - 2468 руб.06 коп., с Бирюкова Владимира Михайловича - 5597 руб.33 коп., с Петракова Сергея Рахимовича - 4295 руб.61 коп., с Пусенок Василия Вячеславовича - 5269 руб.12 коп., с Кривошеева Александра Владимировича - 6911 руб.66 коп., с Геращенкова Александра Арсентьевича - 5641 руб.95 коп., с Жирякова Павла Семеновича - 7929 руб.30 коп., Никишкина Владимира Михайловича - 6393 руб.36 коп., с Комарова Василия Николаевича - 5801 руб.39 коп., с Емельянова Валерия Алексеевича - 5830 руб.46 коп., с Шадорина Николая Николаевича - 6749 руб.57 коп., с Башкировой Татьяны Николаевны - 7365 руб.47 коп., с Давыдовой Луизы Яковлевны - 7866 руб.59 коп., Марачева Дмитрия Алексеевича - 5597 руб. 33 коп., Грачевой Елены Алексеевны - 3949 руб.58 коп., Дорохина Анатолия Григорьевича - 4508 руб.76 коп., Иванченко Владимира Михайловича - 3676 руб.00 коп., Вирста Ольги Дмитриевны - 5578 руб.95 коп., с Горлуновой Натальи Вячеславовны - 5578 руб.95 коп., с Затулиной Ольги Владимировны - 4061 руб.18 коп., в остальной части иска - отказал.
В апелляционных жалобах ответчики Грачева Е.А., Моисеенко Е.К. просят решение мирового судьи отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявители (ответчики по делу) Грачева Е.А., Моисеенко Е.К. апелляционные считают обоснованными.
Заинтересованные лица (ответчики по делу) Башкирова Т.Н., Воронков В.П., Климов В.М., Емельянов В.А. в судебном заседании не возражали против удовлетворения апелляционных жалоб Грачевой Е.А. и Моисеенко Е.К.
Представитель заинтересованного лица (истца по делу) ГБСУСОН «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Щипанова Н.Г. доводы апелляционных жалоб обоснованными не признала, считает, что решение мирового судьи вынесено в соответствии с обстоятельствами дела, является законным и обоснованным.
Заинтересованные лица (ответчики по делу) Кондратенко В.М., Лукашов Л.А. Журавлев В.П., Козлов В.М., Кузнецов А.М., Белов Н.А., Бирюков В.М., Петраков С.Р., Пусенок В.П., Кривошеев А.В., Геращенков А.А., Жиряков П.С., Никишкин В.М., Комаров В.Н., Шадорин Н.Н., Давыдова Л.Я., Марачев Д.А., Грачева Е.А. Дорохин А.Г., Иванченко В.М., Вирста О.Д., Горлунова Н.В., Затулина О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлены требования к решению суда, в соответствии с которыми решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения заявителей (ответчиков по делу) Грачевой Е.А., Моисеенко Е.К., заинтересованных лиц (ответчиков по делу) Башкирову Т.Н., Воронкова В.П., Климова В.М., Емельянова В.А., представителя заинтересованного лица (истца по делу) ГБСУСОН «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Щипанову Н.Г., обсудив доводы апелляционных жалоб, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, все ответчики проживают в ГБСУСОН «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов», где состоят на стационарной форме социального обслуживания, являются получателями социальных услуг. Все ответчики являются инвалидами и получателями пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты (далее по тексту ЕДВ), что подтверждается справками УПФР в Бежицком районе городского округа г. Брянска.
После 01.01.2015 между истцом и ответчиками (за исключением Комарова В.Н., Иванчикова В.М., Моисеенко Е.К. и Журавлева В.П.) были заключены договоры о предоставлении социальных услуг. Из текста договоров следует, что социальные услуги в стационарной форме предоставляются ответчикам на платной основе (п. 10), стоимость услуг определена в каждом договоре индивидуально, в размере 75% от среднедушевого дохода получателя услуг (п. 12), внесение платы осуществляется путем ежемесячного безналичного перечисления денежных средств на счет исполнителя органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по письменному заявлению заказчика. При этом, сторонами не отрицалось, что в 75 % среднедушевого дохода получателя услуг ЕДВ не включено.
ДД.ММ.ГГГГ истцом с ответчиками также заключены индивидуальные программы предоставления социальных услуг в стационарной форме, включающие в себя объем и формы услуги, с которыми ответчики согласились, о чем свидетельствуют их личные подписи.
Согласно п. 19 Договоров, срок действия договорных отношений определен сторонами до 31.12.2017.
Уведомлением от 18.10.2017 ответчики извещены истцом о необходимости заключения с 01.01.2018 договора о предоставлении социальных услуг, от подписания которого последние отказались.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования ГБСУСОН «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» суд первой инстанции ссылался на положения статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, письмо N 12-3/1 О/В-5678/12-05-06/8/47283 Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства финансов РФ, и исходил из того, что ответчики, заключив в январе 2015 года договор о предоставлении социальных услуг, и, несмотря на то, что от заключения новых договоров с 01.01.2018 года ответчики отказалась, проживая в доме интернате до настоящего времени, не исполняют его условия в части оплаты таких услуг в виде оплаты 75 %, в том числе от ЕДВ, в связи с чем сделал вывод о наличии оснований для взыскания с ответчиков задолженности в размере 75 процентов от ежемесячной денежной выплаты в период получения им социальных услуг в стационарной форме за период с 1 января по 28 февраля 2018 года.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы мирового судьи основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Из материалов дела усматривается, что договора на предоставление услуг от 01.01.2018 года никто из ответчиков не подписывал, а вывод мирового судьи о том, что договор подлежит заключению на указанных домом-интернатом условиях не может быть признан законным и обоснованным.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления ответчиков в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно.
С 01.01.2015 правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого закона).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных правил.
Так, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 01.01.2015 - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.
С учетом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного поставщиком социальных услуг иска об обязании гражданина (получателя социальных услуг) перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до 1 января 2015 г.), размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г., наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на 31 декабря 2014 г., а также наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Как следует из материалов дела Комаров В.Н. поступил на стационарное обслуживание в ГБСУСОН «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с стал впервые получателем социальных услуг 20.04.2015, Иванчиков В.М. - 26.04.2016,, Моисеенко Е.К.- 04.05.2017, Журавлев В.П. – 26.10.2017, остальные ответчики поступили в ГБСУСОН «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и стали впервые получателями социальных услуг ранее 31 декабря 2014 г., таким образом в данном случае имели место длящиеся правоотношения между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до 1 января 2015 г.), что представителем ГБСУСОН «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не отрицалось в судебном заседании.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что удовлетворение заявленных требований с ответчиков, которые до 31.12.2014 года проживали в ГБСУСОН «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и производили оплату за предоставленные социальные услуги без учета ежемесячного денежного вознаграждения, противоречит вышеуказанным требованиям законодательства, в связи с чем в указанной части решение суда нельзя признать законным и обоснованным, а потому подлежащим отмене.,
В остальной части суд апелляционной инстанции соглашается с решением мирового судьи, поскольку оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований не соглашаться с данными выводами суд не усматривает. Доводы апелляционных жалоб являлись предметом рассмотрения мировым судьей и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела и исследованных судом первой инстанции доказательств, получивших в решении необходимую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Апелляционную жалобу Грачевой Елены Алексеевны удовлетворить.
Решение мирового судьи судебного участка № 6 Бежицкого судебного района г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения Брянской области «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Кондратенко Валентине Митрофановне, Лукашову Леониду Алексеевичу, Журавлеву Виктору Павловичу, Козлову Василию Макаровичу, Кузнецову Александру Михайловичу, Климову Валентину Михайловичу, Воронкову Владимиру Петровичу, Моисеенко Евгению Кузьмичу, Белову Николаю Алексеевичу, Бирюкову Владимиру Михайловичу, Петракову Сергею Рахимовичу, Пусенок Василию Вячеславовичу, Кривошееву Александру Владимировичу, Геращенкову Александру Арсентьевичу, Жирякову Павлу Семеновичу, Никишкину Владимиру Михайловичу, Комарову Василию Николаевичу, Емельянову Валерию Алексеевичу, Шадорину Николаю Николаевичу, Башкировой Татьяне Николаевне, Давыдовой Луизе Яковлевне, Марачеву Дмитрию Алексеевичу, Грачевой Елене Алексеевне, Дорохину Анатолию Григорьевичу, Иванченко Владимиру Михайловичу, Вирста Ольге Дмитриевне, Горлуновой Наталье Вячеславовне, Затулиной Ольге Владимировнео взыскании денежных средств за фактическое проживание и предоставление социальных услуг -
отменить в части взыскания в пользу государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения Брянской области «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» денежных средств за фактическое проживание и предоставление социальных услуг за период с 1 января по 28 февраля 2018 года: с Кондратенко Валентины Митрофановны - 714 руб.24 коп., с Лукашова Леонида Алексеевича - 897 руб.18 коп., с Козлова Василия Макаровича - 5091 руб.12 коп., с Кузнецова Александра Михайловича - 4156 руб.24 коп., с Климова Валентина Михайловича - 6887 руб.15 коп., с Воронкова Владимира Петровича - 4389 руб.21 коп., с Белова Николая Алексеевича - 2468 руб.06 коп., с Бирюкова Владимира Михайловича - 5597 руб.33 коп., с Петракова Сергея Рахимовича - 4295 руб.61 коп., с Пусенок Василия Вячеславовича - 5269 руб.12 коп., с Кривошеева Александра Владимировича - 6911 руб.66 коп., с Геращенкова Александра Арсентьевича - 5641 руб.95 коп., с Жирякова Павла Семеновича - 7929 руб.30 коп., Никишкина Владимира Михайловича - 6393 руб.36 коп., с Емельянова Валерия Алексеевича - 5830 руб.46 коп., с Шадорина Николая Николаевича - 6749 руб.57 коп., с Башкировой Татьяны Николаевны - 7365 руб.47 коп., с Давыдовой Луизы Яковлевны - 7866 руб.59 коп., Марачева Дмитрия Алексеевича - 5597 руб. 33 коп., Грачевой Елены Алексеевны - 3949 руб.58 коп., Дорохина Анатолия Григорьевича - 4508 руб.76 коп., Вирста Ольги Дмитриевны - 5578 руб.95 коп., с Горлуновой Натальи Вячеславовны - 5578 руб.95 коп., с Затулиной Ольги Владимировны - 4061 руб.18 коп. и
в этой части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания населения Брянской области «Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Моисеенко Евгения Кузьмича - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд в течение шести месяцев.
Председательствующий по делу,
судья Бежицкого районного суда г. Брянска И.В. Моисеева
Полный текст апелляционного определения изготовлен 28.11.2018.
Председательствующий по делу,
судья Бежицкого районного суда г. Брянска И.В. Моисеева