Мировой судья Желонкина О.А.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028
г.Йошкар-Ола 26 июля 2022 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием защитника Валиева И.Ф. – Батова В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по жалобе Валиева И.Ф. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Йошкар-Олинского судебного района от 09 июня 2022 года, которым
Валиев И.Ф., <иные данные>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Йошкар-Олинского судебного района от 09 июня 2022 года Валиев И.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
Не согласившись с указанным постановлением, Валиев И.Ф. обратился в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, просил постановление отменить, прекратить дело об административном правонарушении.
В обосновании жалобы указал, что из акта <адрес> освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от ДД.ММ.ГГГГ, иных материалов дела следует, что освидетельствование Валиева И.Ф. на состояние алкогольного опьянения не проводилось ввиду его отказа от прохождения соответствующей процедуры. Согласно протоколу <адрес> о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от ДД.ММ.ГГГГ, иных материалов дела основанием направления Валиева И.Ф. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения явился его отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, нарушение речи. Как следует из содержания вышеуказанного протокола, Валиев И.Ф. пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения согласился.
Вместе с тем факт отказа Валиева И.Ф. от прохождения медицинского освидетельствования зафиксирован сотрудниками ГБУ РМЭ «Республиканский наркологический диспансер» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом медицинского освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельства дела установлены неправильно, наказание вынесено незаконно.
Как установлено судом и следует из содержания протокола, Валиев И.Ф. пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения согласился, выполнив требование о прохождении медицинского освидетельствования должностного лица. Кроме того, следует учесть, что при составлении протоколов ДД.ММ.ГГГГ понятые отсутствовали, а видеосъемка проводилась не на видеорегистратор, а на личный телефон.
В судебное заседание Валиев И.Ф., не явился, почтовая корреспонденция с извещением о времени и месте судебного заседания вернулась в суд, по телефону абонент не доступен, при таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании защитник Батов В.Е., доводы и требования жалобы поддержал, а так же считает постановление подлежит отмене, так как Валиев И.Ф. является военнослужащим.
Выслушав защитника Батова В.Е., исследовав материалы дела, просмотрев видеоматериал, обсудив доводы жалобы, судья приходит к выводу о том, что доводы жалобы принять нельзя, на основании следующего.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно положениям статьи 2.1. КоАП РФ - административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, Валиев И.Ф., являясь водителем транспортного средства – автомашины марки <иные данные>, государственный регистрационный знак № ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 59 минут по адресу: <адрес> не выполнил законные требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, чем нарушил пункт 2.3.2 Правил дорожного движения РФ.
Действия Валиева И.Ф. квалифицированы по части1 статьи12.26 КоАП РФ.
Юридическая обязанность прохождения водителем медицинского освидетельствования закреплена в пункте 2.3.2 Правил дорожного движения РФ, в соответствии с которым водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В соответствии с частью1 статьи12.26 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Состав части1 статьи12.26 КоАП РФ ограничен фактом отказа от медицинского освидетельствования. Имеется в виду отказ, заявленный как непосредственно должностному лицу ГИБДД, так и соответствующему медицинскому работнику.
Согласно части 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ, лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно части6 указанной статьи освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Достаточным основанием полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов; поведение, не соответствующее обстановке.
Как следует из материалов дела, основанием полагать о нахождении Валиева И.Ф. в состоянии алкогольного опьянения явилось наличие у него следующих признаков: запах алкоголя изо рта, нарушение речи, что согласуется с пунктом3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения этого лица и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008г. N475.
В связи с наличием названных признаков опьянения, должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами Валиеву И.Ф. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения с применением технического средства измерения, однако Валиев И.Ф. отказался от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
В соответствии с пунктом 10 Правил, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Согласно протоколу <адрес> о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от ДД.ММ.ГГГГ, основанием направления Валиева И.Ф. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения явилось наличии признаков опьянения: нарушение речи, запах алкоголя изо рта.
Должностным лицом с согласия Валиева И.Ф., последний был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Однако Валиев И.Ф. в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, от прохождения медицинского освидетельствования отказался и зафиксировано врачом ГБУ РМЭ «Республиканский наркологический диспансер» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом медицинского освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Освидетельствование на состояние опьянения на месте и направление Валиева И.Ф. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинскую организацию, а также отстранении от управления транспортным средством осуществлено должностным лицом ДПС с применением видеозаписи.
Указанные действия сотрудников ДПС соответствуют требованиям части 2 статьи 27.12 КоАП РФ.
Таким образом, изложенное согласуются с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", из которых следует, что отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Переходя к юридической оценке совершенного, исследовав материалы дела, выслушав защитника, просмотрев видеоматериал, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина Валиева И.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, доказана.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть1 статьи26.2 КоАП РФ).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть2 статьи26.2 КоАП РФ).
Факт совершения Валиевым И.Ф. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения №, протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протоколом об отстранении от управления транспортным средством, рапортом инспектора ДПС КВС, письменными объяснениями ЩСН от ДД.ММ.ГГГГ, видеоматериалом, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Как следует из рапорта инспектора ДПС КВС, что Валиеву И.Ф. было предложено пройти освидетельствование на состояние на алкогольного опьянения на месте при помощи алкотектор Юпитер, на что он отказался. Далее ему было предложено пройти освидетельствование на состоянии опьянения в медицинской организации, на что он согласился. В медицинском учреждении проходить освидетельствование он отказался.
Аналогично изложенному в рапорте по существу следует из письменных объясннии ЩСН
При изложенных выше обстоятельствах нет оснований утверждать, что были нарушены порядок и процедура проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в том числе и положения Правил проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании, утвержденные приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н.
Как следует из смысла статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, к которым в силу части 2 статьи 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи. ( Обзор Судебной практики Верховного Суда РФ 1 (2014)).
В связи этим довод заявителя о том, что видеосъемка проводилась не на видеорегистратор, а на личный телефон, принять нельзя.
Материалы дела содержат, в том числе видеоматериал со служебного автомобиля ДПС, который был исследован в судебном заседании.
В силу части 2 статьи 27.12 КоАП РФ, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Таким образом, в случае применения видеозаписи присутствие понятых не требуется.
Доводы заявителя принять нельзя, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат вышеизложенному.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Валиева И.Ф. по делу не усматривается.
Довод защитника Батова В.Е. о том, что постановление подлежит отмене в связи с тем, что Валиев И.Ф. является военнослужащим принять нельзя, поскольку данный факт он скрыл при составлении протокола об административном правонарушении, где указано, что не он работающий и при рассмотрении дела мировым судьей.
При этом из просмотренной видеозаписи следует, что Валиев И.Ф. пояснил, что он не работающий. При таких обстоятельствах дело рассмотрено мировым судьей правомерно, без нарушения правил подсудности (подведомственности).
Обсужден вопрос и о возможном признании малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При привлечении к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ, следует учитывать, что они не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица - освобождены от административной ответственности, поскольку управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от поведения правонарушителя (например, наличия раскаяния, признания вины), размера вреда, наступления последствий и их тяжести. Кроме того, повторное совершение указанных административных правонарушений является уголовно наказуемым деянием. (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания мировым судьей были учтены требования статьи 4.1 КоАП РФ и наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного и других заслуживающих внимание обстоятельств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Йошкар-Олинского судебного района от 09 июня 2022 года о признании Валиев И.Ф. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год шесть месяцев, оставить без изменения, жалобу Валиева И.Ф. без удовлетворения.
Решение в законную силу вступает со дня вынесения.
Судья- Р.Я. Сабирьянов