Дело № 5-324/2022
УИД 42RS0001-01-2022-000579-71
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Анжеро-Судженск 30 марта 2022 года
Судья Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области Южикова И.В.,
с участием:
заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Анжеро-Судженска, Яйского и Ижморского районов УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Вдовушкиной Я.В.,
представителя МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.Панфилова» Кремнева Д.С.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.Панфилова», ИНН 4201003841, ОГРН 1024200508496 от 25.11.2002, юридический адрес: ул.Гагарина, д.3, г.Анжеро-Судженск, Кемеровская область,
установил:
28.02.2022 в 10-00 часов юридическое лицо МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.Панфилова» (далее по тексту МБОУ «СОШ №3») по адресу: ул.Гагарина, д.3, г.Анжеро-Судженск, Кемеровская область повторно совершило нарушение требований пожарной безопасности, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, а именно:
- не обеспечена безопасная эвакуация из здания школы. Ширина 2-го эвакуационного выхода из обеденного зала менее 1,2 м. ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.1.13 СП 1.13130.2009, п.4.2.19 СП 1.13130.2020;
- не обеспечена безопасная эвакуация из здания школы. Ширина эвакуационного выхода лестничной клетки непосредственно наружу менее 1,2 м. ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.8.1.13 СП 1.13130.2009, п.4.2.20 СП 1.13130.2020.
Заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Анжеро-Судженска, Яйского и Ижморского районов УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Вдовушкина Я.В. в судебном заседании подтвердила наличие выявленных нарушений.
В судебном заседании представитель МБОУ «СОШ №3» Кремнев Д.С. факт совершения административного правонарушения при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении, не признал, пояснив, что школа является муниципальным учреждением, в связи с недостаточностью финансирования нарушения не устранены. Просьбы о выделении денежных средств, необходимых для выполнения требований предписаний, оставлены без удовлетворения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, административным правонарушением признается повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Бланкетный характер диспозиции данной нормы предопределяет необходимость установления требований, которые нарушены, содержащихся в иных нормативных правовых актах, технических правилах.
В соответствии со ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, предусматривал ширину эвакуационных выходов из помещений и зданий, горизонтальных участков путей эвакуации не менее 1,2 м для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 50 человек (п.8.1.12, 8.1.13). Действующим СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденным Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, определено, что ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м. Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий, при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 50 человек, должна быть не менее 1,2 м. Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой ширины эвакуационного пути по маршу лестницы. При требуемом значении ширины выхода 1,2 м и более и наличии нескольких выходов из лестничной клетки их суммарная ширина должна быть не менее требуемого значения, а ширина каждого из выходов - не менее 0,9 м (п.п. 4.2.19, 4.2.20).
Согласно ч.1 ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом противоправное деяние виновного лица не связывается с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
Виновность МБОУ «СОШ №3» в совершении административного правонарушения, подтверждается совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании доказательств:
- распоряжением начальника ОНДПР г. Анжеро-Судженска, Яйского и Ижморского районов УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу №9 от 15.08.2021, которым деятельность МБОУ «СОШ №3» отнесена к категории значительного риска в области пожарной безопасности;
- решением о проведении внеплановой выездной проверки №28 от 31.01.2022;
- актом внеплановой выездной проверки от 28.02.2022, согласно которому выездная проверка проведена в МБОУ «СОШ №3» по адресу: ул.Гагарина, д.3, г.Анжеро-Судженск, Кемеровская область;
- протоколом осмотра от 28.02.2022 в фототаблицей, по результатам проведения которого указано, что ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки непосредственно наружу менее 1,2м, ширина 2-го эвакуационного выхода из обеденного зала менее 1,2м;
- протоколом об административном правонарушении №38 от 28.02.2022;
- постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Анжеро-Судженска, Яйского и Ижморского районов по пожарному надзору №286 от 23.12.2021 о привлечении МБОУ «СОШ №3» к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначении наказания в виде предупреждения;
- другими материалами дела.
Указанные доказательства собраны в соответствии с нормами КоАП РФ.
У суда нет оснований не доверять представленным доказательствам. Данные документы составлены должностным лицом, проводившим проверку, который осуществлял проверку в рамках распоряжения, находился при исполнении своих служебных обязанностей, действовал в пределах своих полномочий, оснований полагать, что должностное лицо заинтересовано в исходе дела, у суда не имеется.
Установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения юридическим лицом обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности.
Суд считает, что отсутствие достаточного финансирования для устранения нарушений требований пожарной безопасности, само по себе не свидетельствует о невиновности юридического лица, невозможности соблюдения требований законодательства.
Доказательств того, что МБОУ «СОШ №3» приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил пожарной безопасности и совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями, не позволившими устранить выявленные нарушения, не представлено.
Обращения по поводу выделения дополнительных бюджетных ассигнований на устранение нарушений не свидетельствует о принятии достаточных мер для соблюдения требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.
Заключение возмездного договора подряда о расчете времени эвакуации 27.01.2022 также не свидетельствует о принятии мер по устранению нарушений. Целесообразность и необходимость выполнения данного расчета не подтверждена. Данный расчет произведен без учета установленной нормативно-правовыми актами методикой, в отношении взрослых людей, тогда как в МБОУ «СОШ №3» большая часть эвакуирующихся составляют дети.
Государственная защита прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется статьями 41, 42, 45 Конституции РФ и другими законодательными актами. Невыполнение требований закона из-за недостаточного финансирования, не является основанием для их неисполнения, исключающим вину учреждения в совершении инкриминируемого правонарушения.
Из представленных материалов не следует, что МБОУ «СОШ №3» предприняты исчерпывающие меры для устранения имеющихся нарушений, для изыскания собственных резервов в виде привлечения дополнительных доходов или сокращения расходов.
Оценивая в совокупности все собранные доказательства, суд считает их относимыми, допустимыми и достоверными, не имеющими противоречия, а вину МБОУ «СОШ №3» в совершении административного правонарушения, установленной и доказанной, а его действия суд квалифицирует по ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ - повторное нарушение требований пожарной безопасности, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Как указано в п.21 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч.ч.2 и 3 ст.4.1. КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В силу ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу, судом не установлено.
На основании вышеизложенного, учитывая характер совершенного правонарушения, принимая во внимание неисполнение МБОУ «СОШ №3» законных требований пожарной безопасности, а также то, что их невыполнение учреждением может создать угрозу жизни и здоровью учащихся и персонала, находящихся в здании учреждения, оно не может быть признано малозначительным, основания для освобождения МБОУ «СОШ №3» от административной ответственности по данному основанию отсутствуют.
При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, в качестве смягчающих наказание обстоятельств – принятие мер для обеспечения устранения выявленных нарушений, отягчающие административную ответственность обстоятельства судом не установлены.
Повторное привлечение юридического лица за совершение аналогичного административного правонарушения, не является обстоятельством, отягчающим административную ответственность, а является квалифицирующим признаком состава, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства административного правонарушения в совокупности, суд приходит к выводу, что достижение целей административного наказания, установленных в ст. 3.1 КоАП РФ, в том числе предупреждения совершения новых правонарушений, возможно путём назначения привлекаемому лицу административного наказания в виде административного штрафа и полагает возможным, с учетом положений ч.ч.3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в размере 100000 рублей, находя его соразмерным содеянному и справедливым, не усматривая при этом оснований к приостановлению деятельности юридического лица.
Руководствуясь ст.ст.29.1-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Признать МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.Панфилова» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа (Главное управление МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу л/с 04391784120) ИНН 4205076551, КПП 420501001, номер счета 40102810745370000032 в Отделении Кемерово Банка России// УФК по Кемеровской области-Кузбассу, БИК 013207212, номер счета получателя 03100643000000013900, КБК 17711601201010004140, ОКТМО 32701000, ст.20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление (652470, г.Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ул. Ленина, 9).
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате направляется в течение трех суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В силу ч.1 ст.20.25 неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.32.2 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд непосредственно или через Анжеро-Судженский городской суд в течение 10 дней с момента получения или вручения его копии.
Судья: И.В. Южикова