именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Комив составе председательствующего судьи Мицкевич Е.В.,
при секретаре судебного заседания Немченковой Е.И.,
с участием представителей истца Стрелецкого В.В., Пикиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 25 июня 2015 года гражданское дело по иску Стрелецкий А.В. к Администрации МО ГО «Воркута», Министерству архитектуры и строительства Республики Коми о признании права на получение социальной выплаты,
установил:
Стрелецкий А.В. обратился с иском к Администрации МО ГО «Воркута», Минархстрою Республики Коми, согласно которому просит признать его право на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера, по тем основаниям, что являясь ...инвалидом, он правомерно был поставлен в очередь на получение субсидии как заявитель, с датой постановки на учёт ...
... от представителя истца Н.Г., наделённой согласно доверенности соответствующими полномочиями, поступило заявление, согласно которому, не меняя предмета иска, в качестве его основания также указала, что отец Стрелецкий А.В. – В.В., членом семьи которого являлся истец, который состоял в очереди на переселение из районов Крайнего Севера с датой постановки на учёт ... и с которого очередь была переведена на истца, умер .... При этом он являлся инвалидом .... Таким образом, с учётом изменений, вступивших в силу с ..., истец как член семьи своего отца сохраняет право на получение жилищной субсидии.
В отзыве на исковое заявление администрация МО ГО «Воркута» указала, что прав и законных интересов истца она не нарушала, полагает верным разрешить спор на усмотрение суда.
В отзыве на исковое заявление Минархстрой Республики Коми указало, что с исковыми требованиями не согласно. На основании заявления В.В. администрацией МО ГО «Воркута» осуществлён перевод очереди на предоставление жилищной субсидии со В.В. на Стрелецкий А.В., с присвоением даты постановки на учёт .... Стрелецкий А.В. был включен в сводный список граждан – участников подпрограммы на 2015 г. по Республике Коми по категории ..., с датой постановки на учёт .... Однако, поскольку на ... возраст Стрелецкий А.В. составлял ..., на указанную дату он не имел ... лет стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право состоять на учёте на переселение с указанной даты, как заявителю, у истца отсутствует.
В дополнении к отзыву Минархстрой Республики Коми указало, что за Стрелецкий А.В. не может быть сохранена очередь на предоставление социальной выплаты В.В., в связи со смертью, так как на учёте на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на дату смерти ... В.В., как заявитель не состоял, а был включен в состав семьи истца.
В судебном заседании истец, извещённый надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, участия в деле не принимал, направил в суд своих представителей.
Представители истца требования иска поддержали по доводам, приведённым в иске, пояснив, что просят признать за Стрелецкий А.В. право на предоставление социальной выплаты в порядке очередности с датой постановки на учёт ..., в категории инвалиды.
Представители ответчиков, извещённых надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, участия в деле не принимали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика.
Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, обозрев дело освидетельствования во МСЭК Стрелецкий А.В., пенсионное дело Стрелецкий А.В. и В.В., суд приходит к следующему.
С 01.01.2003 переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете на переселение в органах местного самоуправления северных городов и районов, за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального Закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с п.2 и 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии с указанным Положением, для регистрации и постановки на учет гражданин представляет установленные Положением документы, включая заявление.
Органы местного самоуправления, наделенные согласно п.3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в п.17 и 18 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2005 г. № 103-РЗ органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, в том числе:
1) прием и проверка документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов;)
2) постановка на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов;
3) ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, и обеспечение свободного доступа к ним граждан.
В силу ст. 5 Закона Республики Коми от 06.10.2005 г. № 103-РЗ контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.
Постановление главы МО «Город Воркута» № 1092.1 от 05.09.2003 создан единый общегородской список граждан – инвалидов I, II группы и инвалидов с детства, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения, строительства жилья. На отдел по учёту и распределению жилья администрации возложена обязанность сформировать общегородской список и предоставить его в Минархстройэнерго Республики Коми для составления единой очереди по Республике Коми.
Кроме того, Решением Совета МО «Город Воркута» № 26 от 24.09.2003 функции по постановке на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья и формированию единой очереди возложены на отдел по учёту и распределению жилья администрации МО «Город Воркута».
Согласно материалам дела в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сформированные Минархстроем Республики Коми по состоянию на ..., был включен как заявитель В.В. с датой постановки на учёт ..., с составом семьи ... человека: сам В.В., сын – Стрелецкий А.В. (истец по данному делу), сын – В.В. (представитель истца по данному делу), жена – Р.Р., с указанием адреса регистрации: ....
... В.В. обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о переводе его очереди на получение жилищной субсидии на его сына Стрелецкий А.В..
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от ... ... утверждённым распоряжением главы МО ГО «Воркута» ... от ..., очередь В.В. на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей была переведена на его сына ...-инвалида – Стрелецкий А.В..
В общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сформированные Минархстроем Республики Коми по состоянию на ..., был включен как заявитель Стрелецкий А.В. с датой постановки на учёт ..., по категории ... с составом семьи ... человека: сам истец, брат – Стрелецкий А.В., отец – В.В., мать – Р.Р., с указанием адреса регистрации: ....
Отец истца - В.В. умер ..., что подтверждается копией свидетельства о смерти серии ..., выданного территориальным отделом ЗАГС ... ....
Стрелецкий А.В. включен в сводный список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 г. по ... по категории «инвалиды», с датой постановки на учёт ...
В свою очередь по результатам проверки реализации Закона Республики Коми от 06.10.2005 № 105-РЗ в части исполнения государственных полномочий в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета по категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», администрацией МО ГО «Воркута», Минархстрой Республики Коми пришёл к выводу, что Стрелецкий А.В. не имеет право на получение социальной выплаты в связи с прибытием в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местн6ости после 1992 г., с датой постановки на учёт ..., в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на дату постановки на учёт не менее ... лет.
Проверяя обоснованность выводов Минархстроя Республики Коми, суд исходил из следующего.
Статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» №125-ФЗ от 25.10.2002, установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
На период постановки В.В. на учёт на переселение из районов Крайнего Севера ... действовал Федеральный закон от 17.08.1996 № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями», в рамках которого на учёт на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей могли быть приняты граждане, имеющие стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.
В соответствии с п.3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 937 ( в редакции, действующей с 21.08.1996 до 23.12.1998), за счёт средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объёмов) следующим категориям граждан, в том числе гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.
Таким образом, только имея на ... стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет В.В. имел право постановки на очередь на получение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно трудовой книжке В.В. его трудовая деятельность на территории ... Республики Коми, который согласно постановлению Совета Министров СССР от ... за ... отнесён к районам Крайнего Севера, на ... включала в себя следующие периоды работы:
- ...
...
...
...
...
...
...
...
По подсчётам суда стаж работы В.В. на вышеуказанных предприятиях ... (в районах Крайнего Севера) составил ..., что свидетельствует о правомерности его постановки на учёт на получение жилищной субсидии на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных е ним местностей.
В свою очередь принимая решение о переводе очереди со В.В. на истца Стрелецкий А.В., ... г.рождения, должна была исходит из самостоятельного права самого истца на постановку на учёт на ...
Как следует из материалов дела, на указанную дату возраст истца составлял ... Соответственно он не мог иметь на ... необходимые для постановки на учёт ... лет стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и как следствие не имел самостоятельного права стоять на учёте на получение социальной выплаты.
При этом согласно представленным в распоряжение суда материалам дела освидетельствования Стрелецкий А.В. во МСЭК, его пенсионного дела, впервые ребёнком-инвалидом Стрелецкий А.В. признан только .... Соответственно рассматривать его самостоятельное право стоять на очереди с ..., как ...инвалида, правовых оснований не имеется.
При отсутствии у истца самостоятельного права на жилищную субсидию на ... суд пришёл к выводу, что решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от ... ... утверждённое распоряжением главой МО ГО «Воркута» ... от ..., о переводе очереди В.В. на сына Стрелецкий А.В. принято без законных оснований.
Однако истец Стрелецкий А.В. имел право стоять в очереди на получение жилищной субсидии в качестве члена семьи своего отца В.В., умершего ..., состоявшей до перевода очереди на Стрелецкий А.В. в очереди на получение жилищной субсидии, и как следует из выписки из Акта освидетельствования филиала ... ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РК» на день смерти являлся инвалидом ... группы от общего заболевания.
Согласно поквартирной карточки на день смерти В.В. он проживал по адресу: .... Вместе с ним проживали его сыновья: Стрелецкий А.В. (истец), В.В. (представитель истца), жена – Р.Р.
Федеральным законом от 17 июля 2011 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17 июля 2011 г. № 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 г. (ст. 2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с ч. 2 ст.19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 г., также как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 г., сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Следовательно, Стрелецкий А.В. как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ, не может быть лишен права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти ее отца В.В. до ...
Суд также учитывает, что перевод очереди со В.В. на Стрелецкий А.В. осуществлён распоряжением главы МО ГО «Воркута», администрация МО ГО «Воркута», на которую возложены функции по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья, а также Минархстрой Республики Коми, на который возложены функции контроля за реализацией органами местного самоуправления указанных государственных полномочий, начиная с ... (даты перевода очереди со В.В.), о незаконности постановки на учет истца с датой ... не заявляли, чем признавали право истца на получение жилищной субсидии в течении длительного времени.
При указанных обстоятельствах доводы ответчика, что поскольку В.В. на момент смерти не стоял на учёте на получение жилищной субсидии, а являлся членом семьи Стрелецкий А.В., его очередь не может быть сохранена за истцом, суд находит несостоятельными, поскольку В.В. имел право на получение жилищной субсидии, от права на жилищную субсидию, в том числе в качестве члена семьи Стрелецкий А.В., не отказывался, перевод его очереди был осуществлен органом, в функции которого входит постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и позиционировался как законный. При отказе в переводе очереди В.В. продолжал бы стоять на учёте на получение жилищной субсидии в качестве заявителя, а истец в качестве члена его семьи. Поскольку В.В. был признан инвалидом ... группы и являлся им на день смерти, как заявитель он имел бы право на получение жилищной субсидии в категории ...
Перевод очереди В.В. на истца в нарушение норм действующего законодательства, не должен повлечь за собой нарушения прав истца на получение жилищной субсидии с датой постановки на учёт его отца – ..., в категории ...
Доказательств того, что истец утратил это право по иным предусмотренным законом основаниям, суду не представлено и в судебном заседании не добыто.
Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду сделать вывод о законности требований истца о признании за ним право на предоставление социальной выплаты в порядке очередности с датой постановки на учёт ..., в категории «инвалиды».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Признать за Стрелецкий А.В. право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в порядке очередности, с датой постановки на учёт – ..., в категории ...
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в мотивированной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ...
Судья Е.В.Мицкевич