Дело №2-1079/2024
УИД: 76RS0008-01-2024-001410-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2024г. г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ивановой Ю.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к администрации городского округа города Переславля-Залесского, Муниципальному казенному учреждению "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского" о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующий в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа города Переславля-Залесского, Муниципальному казенному учреждению "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского", в котором просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения – дамбы на р. Ветлянка с кадастровым номером <номер скрыт>, расположенной по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, в районе с. Большая Брембола, и согласовать его с Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области.
В обоснование требований указано, что соответствующая обязанность возложена на ответчиков, как на владельцев указанного дамбы, Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными Постановление Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596. Обязанность ответчиками не исполнена.
В судебном заседании старший помощник прокурора Лунев С.А. указанные требования и их обоснование поддержал по доводам, приведенным в иске. Дополнил, что заявленный срок 6 месяцев полагает достаточным, ориентируется на судебную практику по аналогичным делам.
Представитель ответчика администрации городского округа города Переславля-Залесского по доверенности – Силина А.М., в судебном заседании заявила о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку дамбы на р. Ветлянка передана на праве оперативного управления МКУ "Центра развития города Переславля-Залесского", которое является теперь владельцем сооружения и должно исполнять требования закона, в том числе по расчету возможного вреда. В случае удовлетворения иска к обоим ответчикам, представитель просит увеличить срок исполнения решения суда до 1 года, поскольку до настоящего времени отсутствует техническая документация на объект, что связано с тем, что длительное время ГТС имело статус бесхозяйного имущества.
Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского" в судебном заседании не участвовал, направил суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, к которому приложил документы (коммерческие предложения), полученные в целях заключения муниципального контракта на выполнение услуг по декларированию спорного ГТС.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, просит иск удовлетворить.
Представитель третьего лица Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в суд не явился, ходатайств не направил, извещен надлежаще.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 209, ст. 304 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений и осуществление ее государственной экспертизы определяет Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 N 1892.
Разработке декларации безопасности предшествует расчет вероятного вреда, произведенный в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 N 1596, по результатам которого и решается вопрос о необходимости разработки такой декларации.
Указанные Правила устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения
Согласно п. 2 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
При наличии у собственника гидротехнического сооружения или у эксплуатирующей организации 2 и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.
В силу требований п. 3 Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 года N 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Из приведенных норм следует, что проведение расчета вероятного вреда необходимо для отнесения гидротехнического сооружения к объектам, на которые распространяется сфера действия Федерального закона N 117-ФЗ.
Пунктом 5 Правил установлено, что величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представленного ему владельцем гидротехнического сооружения расчета вероятного вреда, произведенного и согласованного в соответствии с положениями настоящих Правил и являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Ранее действовали аналогичные Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 876.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения Переславского районного суда от 16.08.2021г. по гражданскому делу №2-701/2021 на администрацию городского округа города Переславля-Залесского, УМС администрации г. Переславля-Залесского возложена обязанность в срок до 01.02.2022г. обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, в виде насыпной земляной дамбы, расположенной в районе с. Большая Брембола Переславского района Ярославской области и территории АО «Компания Славич».
Решение суда было исполнено, 31.01.2022г. гидротехническое сооружение на р. Ветлянка, расположенное по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, в районе с. Большая Брембола, было поставлено на государственный кадастровый учет с кадастровым номером <номер скрыт>.
17.05.2023г. в ЕГРН зарегистрировано право собственности городского округа города Переславля-Залесского на указанное ГТС.
На основании постановления администрации города Переславля-Залесского от 19.06.2023г. №ПОС.03-1271/23 ГТС закреплено за Муниципальным казенным учреждением "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского" на праве оперативного управления (л.д. 27).
При этом, расчет вероятного вреда для гидротехнических сооружений не произведен, с уполномоченным органом соответственно не согласован, что подтверждается материалами дела.
В связи с этим дальнейшая эксплуатация гидротехнического сооружения, в отсутствие согласованного расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как отсутствие расчета не позволяет определить существенность вреда, который может быть причинен окружающей среде, жизни и здоровью граждан и их имуществу, а также делает невозможным определение финансового обеспечения ответственности собственника гидротехнического сооружения, что, в случае аварии, приведет к невозможности своевременного и полного возмещения причиненного ущерба.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Указанные мероприятия осуществляются, в том числе при эксплуатации ГТС.
Таким образом, в связи с бездействием ответчиков, связанного с непринятием мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, имеется угроза нарушения прав неопределенного круга лиц. В связи с этим, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении на обоих ответчиков обязанности произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, на принадлежащем ответчикам на праве собственности и праве оперативного управления гидротехническом сооружения, а также согласовать расчет такого вероятного вреда от гидротехнического сооружения с Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области.
Суд не соглашается с доводами представителя администрации города Переславля-Залесского о том, что надлежащим ответчиком по иску является лишь МКУ «Центр развития г. Переславля-Залесского», поскольку в общем контексте Правил №1596, с учетом положений ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", владелец ГТС – это и его собственник, и эксплуатирующая организация. То есть, обязанность по расчету вероятного вреда должна быть исполнена любым из них или совместно.
Оценивая обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявленный прокурором шестимесячный срок для исполнения обязанности, является недостаточным, поскольку до настоящего времени отсутствует декларация спорного ГТС, необходимая для расчета вреда. Согласно коммерческим предложениям, срок изготовлен я документа от 10 месяцев.
С учетом данного обстоятельства, суд полагает необходимым установить ответчикам один год для исполнения решения суда с даты вступления его в законную силу. По мнению суда, данный срок является разумным и сбалансированным, определен с учетом фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (ИНН 6905010905) к администрации городского округа города Переславля-Залесского (ИНН 7608004065), Муниципальному казенному учреждению "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского" (ИНН 7608017233) удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа города Переславля-Залесского, Муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского" в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения – дамбы на р. Ветлянка с кадастровым номером <номер скрыт>, расположенной по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, в районе с. Большая Брембола, и согласовать его (расчет) с Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья: Ю.И. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 11.09.2024г.