Решение по делу № 2-1079/2024 от 25.07.2024

Дело №2-1079/2024

УИД: 76RS0008-01-2024-001410-75

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2024г.                              г. Переславль-Залесский

    Переславский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Ивановой Ю.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к администрации городского округа города Переславля-Залесского, Муниципальному казенному учреждению "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского" о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующий в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа города Переславля-Залесского, Муниципальному казенному учреждению "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского", в котором просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения – дамбы на р. Ветлянка с кадастровым номером <номер скрыт>, расположенной по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, в районе с. Большая Брембола, и согласовать его с Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области.

В обоснование требований указано, что соответствующая обязанность возложена на ответчиков, как на владельцев указанного дамбы, Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными Постановление Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596. Обязанность ответчиками не исполнена.

В судебном заседании старший помощник прокурора Лунев С.А. указанные требования и их обоснование поддержал по доводам, приведенным в иске. Дополнил, что заявленный срок 6 месяцев полагает достаточным, ориентируется на судебную практику по аналогичным делам.

Представитель ответчика администрации городского округа города Переславля-Залесского по доверенности – Силина А.М., в судебном заседании заявила о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку дамбы на р. Ветлянка передана на праве оперативного управления МКУ "Центра развития города Переславля-Залесского", которое является теперь владельцем сооружения и должно исполнять требования закона, в том числе по расчету возможного вреда. В случае удовлетворения иска к обоим ответчикам, представитель просит увеличить срок исполнения решения суда до 1 года, поскольку до настоящего времени отсутствует техническая документация на объект, что связано с тем, что длительное время ГТС имело статус бесхозяйного имущества.

Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского" в судебном заседании не участвовал, направил суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, к которому приложил документы (коммерческие предложения), полученные в целях заключения муниципального контракта на выполнение услуг по декларированию спорного ГТС.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, просит иск удовлетворить.

Представитель третьего лица Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в суд не явился, ходатайств не направил, извещен надлежаще.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ст. 209, ст. 304 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений и осуществление ее государственной экспертизы определяет Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 N 1892.

Разработке декларации безопасности предшествует расчет вероятного вреда, произведенный в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 N 1596, по результатам которого и решается вопрос о необходимости разработки такой декларации.

Указанные Правила устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

Согласно п. 2 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

При наличии у собственника гидротехнического сооружения или у эксплуатирующей организации 2 и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.

В силу требований п. 3 Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 года N 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.

Из приведенных норм следует, что проведение расчета вероятного вреда необходимо для отнесения гидротехнического сооружения к объектам, на которые распространяется сфера действия Федерального закона N 117-ФЗ.

Пунктом 5 Правил установлено, что величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представленного ему владельцем гидротехнического сооружения расчета вероятного вреда, произведенного и согласованного в соответствии с положениями настоящих Правил и являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Ранее действовали аналогичные Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 876.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения Переславского районного суда от 16.08.2021г. по гражданскому делу №2-701/2021 на администрацию городского округа города Переславля-Залесского, УМС администрации г. Переславля-Залесского возложена обязанность в срок до 01.02.2022г. обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, в виде насыпной земляной дамбы, расположенной в районе с. Большая Брембола Переславского района Ярославской области и территории АО «Компания Славич».

Решение суда было исполнено, 31.01.2022г. гидротехническое сооружение на р. Ветлянка, расположенное по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, в районе с. Большая Брембола, было поставлено на государственный кадастровый учет с кадастровым номером <номер скрыт>.

17.05.2023г. в ЕГРН зарегистрировано право собственности городского округа города Переславля-Залесского на указанное ГТС.

На основании постановления администрации города Переславля-Залесского от 19.06.2023г. №ПОС.03-1271/23 ГТС закреплено за Муниципальным казенным учреждением "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского" на праве оперативного управления (л.д. 27).

При этом, расчет вероятного вреда для гидротехнических сооружений не произведен, с уполномоченным органом соответственно не согласован, что подтверждается материалами дела.

В связи с этим дальнейшая эксплуатация гидротехнического сооружения, в отсутствие согласованного расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как отсутствие расчета не позволяет определить существенность вреда, который может быть причинен окружающей среде, жизни и здоровью граждан и их имуществу, а также делает невозможным определение финансового обеспечения ответственности собственника гидротехнического сооружения, что, в случае аварии, приведет к невозможности своевременного и полного возмещения причиненного ущерба.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Указанные мероприятия осуществляются, в том числе при эксплуатации ГТС.

Таким образом, в связи с бездействием ответчиков, связанного с непринятием мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, имеется угроза нарушения прав неопределенного круга лиц. В связи с этим, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении на обоих ответчиков обязанности произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, на принадлежащем ответчикам на праве собственности и праве оперативного управления гидротехническом сооружения, а также согласовать расчет такого вероятного вреда от гидротехнического сооружения с Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области.

Суд не соглашается с доводами представителя администрации города Переславля-Залесского о том, что надлежащим ответчиком по иску является лишь МКУ «Центр развития г. Переславля-Залесского», поскольку в общем контексте Правил №1596, с учетом положений ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", владелец ГТС – это и его собственник, и эксплуатирующая организация. То есть, обязанность по расчету вероятного вреда должна быть исполнена любым из них или совместно.

Оценивая обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявленный прокурором шестимесячный срок для исполнения обязанности, является недостаточным, поскольку до настоящего времени отсутствует декларация спорного ГТС, необходимая для расчета вреда. Согласно коммерческим предложениям, срок изготовлен я документа от 10 месяцев.

С учетом данного обстоятельства, суд полагает необходимым установить ответчикам один год для исполнения решения суда с даты вступления его в законную силу. По мнению суда, данный срок является разумным и сбалансированным, определен с учетом фактических обстоятельств дела.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (ИНН 6905010905) к администрации городского округа города Переславля-Залесского (ИНН 7608004065), Муниципальному казенному учреждению "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского" (ИНН 7608017233) удовлетворить.

    Обязать администрацию городского округа города Переславля-Залесского, Муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центра развития города Переславля-Залесского" в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения – дамбы на р. Ветлянка с кадастровым номером <номер скрыт>, расположенной по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, в районе с. Большая Брембола, и согласовать его (расчет) с Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области.

    Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.

    Судья:                         Ю.И. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 11.09.2024г.

2-1079/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной прокуратуры
Ответчики
МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского"
Администрация городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области
Другие
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области
Суд
Переславский районный суд Ярославской области
Судья
Иванова Ю.И.
Дело на странице суда
pereslavsky.jrs.sudrf.ru
25.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2024Передача материалов судье
30.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2024Судебное заседание
11.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее