УИД 91RS0№-83
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ФИО5
№ председательствующий судья суда первой инстанции ФИО6 № судья-докладчик суда апелляционной инстанции ФИО4
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июня 2024 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО5 в составе:
председательствующего судьи Буровой А.В.,
судей Корбута А.О., Синани А.М.,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики ФИО5 гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики ФИО5 в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО3 к <адрес> Республики ФИО5, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО5, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО5, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5, о понуждении предоставить жилое помещение,
по апелляционной жалобе <адрес> Республики ФИО5 на решение Белогорского районного суда Республики ФИО5 от 28.11.2023г.,
УСТАНОВИЛА:
<данные изъяты>. прокурор <адрес> Республики ФИО5, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО3 обратился в суд с иском к <адрес> Республики ФИО5, и уточнив исковые требования, просил обязать <адрес> Республики ФИО5 обеспечить ФИО3 специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что прокуратуру <адрес> Республики ФИО5 поступило обращение ФИО3, являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении ее права на обеспечение жильем. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что мать ФИО3 – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Республики ФИО5 ФИО3 включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, и находится в данном списке под №. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником объектов недвижимости ФИО3 не является. <адрес> Республики ФИО5, в части непринятия мер к предоставлению ФИО10 жилья, нарушаются гарантированные ей Конституцией и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы.
Решением Белогорского районного суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования прокурора <адрес> Республики ФИО5 в интересах ФИО3 удовлетворены. На <адрес> Республики ФИО5 возложена обязанность предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, специализированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Не согласившись с указанным решением суда, <адрес> Республики ФИО5 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым указать, что осуществление переданных государственных полномочий по предоставлению специализированного благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения для ФИО3 возможно лишь в случае передачи соответствующих финансовых средств и материальных ресурсов.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку право ФИО3 на обеспечение жилым помещением может быть реализовано только при наличии бюджетных ассигнований. Однако выделяемые Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5, как главным распорядителем бюджетных средств, в бюджет муниципального образования субвенции недостаточны для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, лишённым родительского попечения, в том числе ФИО3
Истец и прокурор в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда без изменения.
От <адрес> Республики ФИО5 поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Согласно положениям статей 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте судебного заседания была заблаговременно размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание при данной явке.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца, прокурора, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующих правовых оснований.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> Республики ФИО5 на основании заявления ФИО3 проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.<адрес> свидетельству о рождении серии № №, в графе родители указаны: отец ФИО1, мать ФИО2 (т. 1 л.д. 17).
Мать ФИО3 – ФИО2, согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ., умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Отец ФИО3 – ФИО1, согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ., умер ДД.ММ.ГГГГ., о чем составлена запись акта о смерти№ от ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес>ной государственной Администрации в Автономной Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО11 установлен статус ребенка-сироты (т. 1 л.д. 15).
<адрес>ной государственной Администрации в Автономной Республике ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. № установлена опека над ФИО3 ФИО12 назначена опекуном над малолетним ребёнком – сиротой ФИО3 (т. 1 л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ. постановлением <адрес> Республики ФИО5 № установлен факт невозможности проживания несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р., в ранее занимаемой жилом помещении, расположенном по адресу: Республики ФИО5, <адрес> (т. 1 л.д. 16).
Постановлением <адрес> Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО3, зарегистрирована по адресу: <адрес>, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес> Республики ФИО5 (т. 1 л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 документирована паспортом гражданина РФ серия № №, выданным МВД по Республике ФИО5 (л.д. 8,12).
Согласно письму <адрес> Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 находится в списке под № (т. 1 л.д. 11).
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ. № подтверждается отсутствие информации о зарегистрированных правах ФИО3 на объекты недвижимости (т. 1 л.д. 10).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ФИО3 права на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ), которое ответчиком <адрес> Республики ФИО5 не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики ФИО5 от 18.12.2014г. №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике ФИО5» (далее – Закон №-ЗРК/2014), в Республике ФИО5 обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики ФИО5, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ, путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В силу ст. 9 Закона №-ЗРК/2014, органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №-ЗРК/2014, учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ (далее – список).
Формирование и ведение списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 вышеуказанной статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона №-ЗРК/2014, жилые помещения специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, согласно ст. 11 Закона №-ЗРК/2014, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики ФИО5.
Установив нарушение жилищных прав ФИО3, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными законоположениями, обоснованно возложил на <адрес> Республики ФИО5 как орган местного самоуправления, к полномочиям которого относится решение вопроса о предоставлении специализированных жилых помещений детям, лишенных родительского попечения, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанный вывод является правильным, поскольку каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит.
Право ФИО3 на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривается.
ФИО3 включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы <адрес> Республики ФИО5 сводятся к отсутствию достаточных финансовых средств для обеспечения ФИО3 жилым помещением.
Рассматривая указанные доводы, судебная коллегия отмечает следующее.
Абзацем 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме и достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из содержания указанной правовой нормы усматривается, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ.
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 8 Закона №.
Как установлено судом, ФИО3 достигла возраста 18 лет, состоит на учете для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, у неё в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
Законодательным актом субъекта Российской Федерации, а именно Постановлением Совета министров Республики ФИО5 от 27.07.2016г. № утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики ФИО5 бюджетам муниципальных образований Республики ФИО5 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанным Порядком установлена процедура предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и определена процедура формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия также принимает о внимание, что ни статья 8 Федерального закона №159-ФЗ, ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Таким образом, принимая во внимание, что у <адрес> Республики ФИО5 имеется неисполненное обязательство по обеспечению жилым помещением ФИО3, признанной нуждающейся в жилье, состоящей на учёте лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащей обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции, с учетом того обстоятельства, что обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения лиц из категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, право которых признано уполномоченным органом местного самоуправления, производится сразу же после возникновения такого права и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия или отсутствия подходящих жилых помещений, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, правомерно обязал <адрес> Республики ФИО5 обеспечить истца благоустроенным жилым помещением.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии достаточных денежных средств в бюджете муниципального образования <адрес> Республики ФИО5 для обеспечения ФИО3 подлежат отклонению, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а недостаточность финансирования не должна являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение по существу спора, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы в целом выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств, направлены на переоценку правильных выводов суда по существу спора и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Несогласие апеллянта с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и постановил законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белогорского районного суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу <адрес> Республики ФИО5 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий судья:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 06.06.2024г.