Решение по делу № 2-802/2024 от 25.04.2024

дело № 2-802(1)/2024 64RS0034-01-2024-000863-56 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

24.09.2024 года                                                                                                             п. Дубки           

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Уркаева О.О.,

при секретаре Васильевой А.В.,

с участием представителя истца Желновой Н.С.,

ответчика Бондаровой С.В.,

ответчика Пужаева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Саратов в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области к Бондаровой С.В., Пужаеву В.В. об обязании освободить земельный участок.

установил:

истец обратился в суд с исковыми заявлениями к ответчикам и просит обязать ответчиков освободить незаконно занятую часть земельного участка с кадастровым номером площадью 2089 кв.м. путем сноса двух деревянных строений (срубов), расположенных на бетонной площадке, демонтажа металлического ограждения, бетонной площадки, возведенных на части земельного участка с кадастровым номером в Саратовском лесничестве, Усть-Курдюмском участковом лесничестве, квартале 10, части выделов 6,7; взыскать с ответчиков в пользу Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области плату за пользование лесным участком площадью 2089 кв.м. с кадастровым номером в размере 28 769,1 руб.

Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой города проведен анализ соблюдения земельного законодательства в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером общей площадью 6,4387 га, расположенный по адресу: Саратовское участковое лесничество, Усть-Курдюмское участковое лесничество, квартал 10, части выделов 1,3-8, относится к категории земель лесного фонда, имеет вид разрешенного использования: «для охраны, защиты и воспроизводства лесов». Правообладателем указанного участка является Российская Федерация. Указанный земельный участок сформирован в соответствии с проектной документацией лесного участка, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 07.08.2017 года .

Согласно сведениям из ЕГРН, граница земельного участка с кадастровым номером состоит из 9 контуров, из них площадь учетного номера контура 1 составляет 9 562,56 кв.м.

По земельному участку с кадастровым номером Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области решение об исключении из земель лесного фонда не принималось. Заявлений о предоставлении указанного земельного участка в пользование либо об изменении вида разрешенного использования не поступало.

В ходе выездной проверки, проведенной совместно со специалистом комитета муниципального контроля администрации муниципального образования «Город Саратов», установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером возведено металлическое ограждение, имеющее бетонное основание, установлен нестационарный объект - металлический гараж, а также оборудована бетонная площадка, на которой возведено два деревянных строения (сруба).

Земельный участок с кадастровым номером является смежным с земельными участками с кадастровыми номерами

Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами являются смежными, по границам возведено ограждение в виде кирпичного забора, предоставляют собой единую территорию, доступ на которую ограничен и принадлежат на праве собственности Бондаровой С.В.

Металлическое ограждение, установленное на земельном участке с кадастровым номером , является частью ограждения вышеуказанной территории, состоящей из земельных участков, принадлежащих Бондаровой С.В. Площадь самовольного занятия земельного участка с кадастровым номером составляет 2089 кв.м.

Таким образом, на земельном участке, не отведенном для целей строительства, осуществлено строительство объектов не в соответствии с его разрешенным использованием. Какие-либо права на данный земельный участок у ответчика отсутствуют. Таким образом, спорные объекты являются самовольной постройкой.

В связи с изложенным, истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями.

Представитель истца в судебном заседании поддержала требования искового заявления, просила их удовлетворить, дала пояснения аналогичные исковому заявлению.

Ответчики Бондарова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований искового заявления, пояснила что указанные объекты строил Пужаев В.В.

Ответчик Пужаев В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований искового заявления, пояснила что указанные объекты строил он.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований представитель Комитета муниципального контроля администрации муниципального образования «Город Саратов» просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области предоставило отзыв на исковое заявление и просила удовлетворить исковые требования.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, причин уважительности не явки в судебное заседание не предоставили.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

В силу статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, в том числе, на земли лесного фонда. Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, закон предусматривает исключительно целевой порядок использования земли, определяющий ее правовой режим.

Частями 1, 2, 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии с ч.1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного кодекса.

Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из приведенных правовых норм следует, что лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в статье 9 настоящего Кодекса, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по распоряжению лесными участками переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 6 п. 13.2. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области -П от 08.10.2013, одной из основных функций Министерства является предоставление лесных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст. 25 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 26 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Земельный кодекс РФ предусматривает определенный и исчерпывающий перечень прав на земельные участки: собственность (статья 15), аренда (статья 22), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) (статья 23), безвозмездное пользование земельными участками (статья 24).

Ни одним из указанных выше прав на спорный земельный участок ответчик не обладает.

Из изложенного следует, что, самовольно занимая земельный участок без оформления соответствующих документов, ответчик нарушает установленные законом правила пользования земельным участком, требования ст. 25, 39.1 ЗК РФ, предусматривающих основания возникновения прав на землю, порядок предоставления земельных участков.

В соответствии со ст. ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ пользователи земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 263 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что строительство на земельном участке может осуществляться при наличии разрешения собственника данного земельного участка при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В соответствии с пунктами 22, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать следующее.

Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. На требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных правил, и установил в пункте 2 этой же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

Статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии с частями 1-3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Судом установлено, что прокуратурой города Саратова проведен анализ соблюдения земельного законодательства в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером общей площадью 6,4387 га, расположенный по адресу: Саратовское участковое лесничество, Усть-Курдюмское участковое лесничество, квартал 10, части выделов 1,3-8, относится к категории земель лесного фонда, имеет вид разрешенного использования: «для охраны, защиты и воспроизводства лесов». Правообладателем указанного участка является Российская Федерация. Указанный земельный участок сформирован в соответствии с проектной документацией лесного участка, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 07.08.2017 года .

Согласно сведениям из ЕГРН, граница земельного участка с кадастровым номером состоит из 9 контуров, из них площадь учетного номера контура 1 составляет 9 562,56 кв.м.

По земельному участку с кадастровым номером Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области решение об исключении из земель лесного фонда не принималось. Заявлений о предоставлении указанного земельного участка в пользование либо об изменении вида разрешенного использования не поступало.

В ходе выездной проверки, проведенной совместно со специалистом комитета муниципального контроля администрации муниципального образования «Город Саратов», прокуратурой города Саратов установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером возведено металлическое ограждение, имеющее бетонное основание, установлен нестационарный объект - металлический гараж, а также оборудована бетонная площадка, на которой возведено два деревянных строения (сруба).

Земельный участок с кадастровым номером является смежным с земельными участками с кадастровыми номерами .

Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами являются смежными, по границам возведено ограждение в виде кирпичного забора, предоставляют собой единую территорию, доступ на которую ограничен и принадлежат на праве собственности Бондаровой С.В.

Металлическое ограждение, установленное на земельном участке с кадастровым номером , является частью ограждения вышеуказанной территории, состоящей из земельных участков, принадлежащих Бондаровой С.В. Площадь самовольного занятия земельного участка с кадастровым номером составляет 2089 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером под строительство объекта недвижимости не предоставлялся. Вид разрешенного использования: «для охраны, защиты и воспроизводства лесов» подразумевает освоение данного участка в соответствии с требованиями законодательства.

Ответчиками не отвергался факт размещения за территорией принадлежащих им земельных участков спорных объектов. Ответчик Пужаев В.В. в судебном заседании пояснил, что указанные объекты построил он.

Ответчиками не предоставлено так и судом не добыто документов, информации подтверждающий факт законности размещения на части лесного участка с кадастровым номером спорных объектов. Разрешение на строительство указанных объектов не выдавалось, проект освоения лесов не составлялся.

Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 11.04.2024 , для аренды лесного участка находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади лесного участка установлены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»: для Саратовского района Саратовской области - 2710.

Коэффициент индексации к ставкам платы за единицу площади лесного участка на 2024 год установлен постановлением Правительства РФ от 23.12.2022 № 2405 - 2,7.

Учитывая местоположение указанного в запросе земельного участка, годовой размер арендной платы в случае его предоставления в аренду на землях лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности составил бы:

1. (площадь 0,956256 га, расстояние до дороги до 1 км): 2710*1*3,5*1*0,956256*2,7=24 489,24 рублей.

2. 1. (площадь 0,2089 га, расстояние до дороги до 1 км): 2710*1*3,5*0,8*0,2089*2,7=4279,86 рублей.

Таким образом, плата за пользование земельным участком лесного фонда площадью 2089 кв.м с кадастровым номером составляет
28 769,1 рублей.

Законы Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, правила, утвержденные Правительством Российской Федерации, обязательны к исполнению всеми гражданами Российской Федерации, юридическими и должностными лицами.

Неисполнение законов Российской Федерации нарушает её интересы на единообразное, полное и правильное исполнение законов.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Саратов в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области к Бондаровой С.В., Пужаеву В.В. об обязании освободить земельный участок удовлетворить частично.

Обязать Пужаева В.В. (паспорт ) освободить земельный участок площадью 2089 кв.м. с кадастровым номером путем сноса двух деревянных строений (срубов), расположенных на бетонной площадке, демонтировать металлический гараж, металлическое ограждение, бетонной площадки, возведенных на части земельного участка с кадастровым номером в Саратовском лесничестве, Усть-Курдюмском участковом лесничестве, квартале 10, части выделов 6,7.

Взыскать с Пужаева В.В. (паспорт ) в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области плату за пользование лесным участком площадью 2089 кв.м. с кадастровым номером в размере 28 769,1 руб.

В части исковых требований прокурора к Бондаровой С.В. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Саратовский районный суд Саратовской области. (08.10.2024 года).

Судья:

дело № 2-802(1)/2024 64RS0034-01-2024-000863-56 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

24.09.2024 года                                                                                                             п. Дубки           

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Уркаева О.О.,

при секретаре Васильевой А.В.,

с участием представителя истца Желновой Н.С.,

ответчика Бондаровой С.В.,

ответчика Пужаева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Саратов в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области к Бондаровой С.В., Пужаеву В.В. об обязании освободить земельный участок.

установил:

истец обратился в суд с исковыми заявлениями к ответчикам и просит обязать ответчиков освободить незаконно занятую часть земельного участка с кадастровым номером площадью 2089 кв.м. путем сноса двух деревянных строений (срубов), расположенных на бетонной площадке, демонтажа металлического ограждения, бетонной площадки, возведенных на части земельного участка с кадастровым номером в Саратовском лесничестве, Усть-Курдюмском участковом лесничестве, квартале 10, части выделов 6,7; взыскать с ответчиков в пользу Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области плату за пользование лесным участком площадью 2089 кв.м. с кадастровым номером в размере 28 769,1 руб.

Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой города проведен анализ соблюдения земельного законодательства в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером общей площадью 6,4387 га, расположенный по адресу: Саратовское участковое лесничество, Усть-Курдюмское участковое лесничество, квартал 10, части выделов 1,3-8, относится к категории земель лесного фонда, имеет вид разрешенного использования: «для охраны, защиты и воспроизводства лесов». Правообладателем указанного участка является Российская Федерация. Указанный земельный участок сформирован в соответствии с проектной документацией лесного участка, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 07.08.2017 года .

Согласно сведениям из ЕГРН, граница земельного участка с кадастровым номером состоит из 9 контуров, из них площадь учетного номера контура 1 составляет 9 562,56 кв.м.

По земельному участку с кадастровым номером Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области решение об исключении из земель лесного фонда не принималось. Заявлений о предоставлении указанного земельного участка в пользование либо об изменении вида разрешенного использования не поступало.

В ходе выездной проверки, проведенной совместно со специалистом комитета муниципального контроля администрации муниципального образования «Город Саратов», установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером возведено металлическое ограждение, имеющее бетонное основание, установлен нестационарный объект - металлический гараж, а также оборудована бетонная площадка, на которой возведено два деревянных строения (сруба).

Земельный участок с кадастровым номером является смежным с земельными участками с кадастровыми номерами

Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами являются смежными, по границам возведено ограждение в виде кирпичного забора, предоставляют собой единую территорию, доступ на которую ограничен и принадлежат на праве собственности Бондаровой С.В.

Металлическое ограждение, установленное на земельном участке с кадастровым номером , является частью ограждения вышеуказанной территории, состоящей из земельных участков, принадлежащих Бондаровой С.В. Площадь самовольного занятия земельного участка с кадастровым номером составляет 2089 кв.м.

Таким образом, на земельном участке, не отведенном для целей строительства, осуществлено строительство объектов не в соответствии с его разрешенным использованием. Какие-либо права на данный земельный участок у ответчика отсутствуют. Таким образом, спорные объекты являются самовольной постройкой.

В связи с изложенным, истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями.

Представитель истца в судебном заседании поддержала требования искового заявления, просила их удовлетворить, дала пояснения аналогичные исковому заявлению.

Ответчики Бондарова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований искового заявления, пояснила что указанные объекты строил Пужаев В.В.

Ответчик Пужаев В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований искового заявления, пояснила что указанные объекты строил он.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований представитель Комитета муниципального контроля администрации муниципального образования «Город Саратов» просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области предоставило отзыв на исковое заявление и просила удовлетворить исковые требования.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, причин уважительности не явки в судебное заседание не предоставили.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

В силу статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, в том числе, на земли лесного фонда. Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, закон предусматривает исключительно целевой порядок использования земли, определяющий ее правовой режим.

Частями 1, 2, 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии с ч.1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного кодекса.

Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из приведенных правовых норм следует, что лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в статье 9 настоящего Кодекса, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по распоряжению лесными участками переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 6 п. 13.2. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области -П от 08.10.2013, одной из основных функций Министерства является предоставление лесных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст. 25 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 26 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Земельный кодекс РФ предусматривает определенный и исчерпывающий перечень прав на земельные участки: собственность (статья 15), аренда (статья 22), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) (статья 23), безвозмездное пользование земельными участками (статья 24).

Ни одним из указанных выше прав на спорный земельный участок ответчик не обладает.

Из изложенного следует, что, самовольно занимая земельный участок без оформления соответствующих документов, ответчик нарушает установленные законом правила пользования земельным участком, требования ст. 25, 39.1 ЗК РФ, предусматривающих основания возникновения прав на землю, порядок предоставления земельных участков.

В соответствии со ст. ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ пользователи земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 263 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что строительство на земельном участке может осуществляться при наличии разрешения собственника данного земельного участка при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В соответствии с пунктами 22, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать следующее.

Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. На требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных правил, и установил в пункте 2 этой же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

Статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии с частями 1-3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Судом установлено, что прокуратурой города Саратова проведен анализ соблюдения земельного законодательства в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером общей площадью 6,4387 га, расположенный по адресу: Саратовское участковое лесничество, Усть-Курдюмское участковое лесничество, квартал 10, части выделов 1,3-8, относится к категории земель лесного фонда, имеет вид разрешенного использования: «для охраны, защиты и воспроизводства лесов». Правообладателем указанного участка является Российская Федерация. Указанный земельный участок сформирован в соответствии с проектной документацией лесного участка, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 07.08.2017 года .

Согласно сведениям из ЕГРН, граница земельного участка с кадастровым номером состоит из 9 контуров, из них площадь учетного номера контура 1 составляет 9 562,56 кв.м.

По земельному участку с кадастровым номером Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области решение об исключении из земель лесного фонда не принималось. Заявлений о предоставлении указанного земельного участка в пользование либо об изменении вида разрешенного использования не поступало.

В ходе выездной проверки, проведенной совместно со специалистом комитета муниципального контроля администрации муниципального образования «Город Саратов», прокуратурой города Саратов установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером возведено металлическое ограждение, имеющее бетонное основание, установлен нестационарный объект - металлический гараж, а также оборудована бетонная площадка, на которой возведено два деревянных строения (сруба).

Земельный участок с кадастровым номером является смежным с земельными участками с кадастровыми номерами .

Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами являются смежными, по границам возведено ограждение в виде кирпичного забора, предоставляют собой единую территорию, доступ на которую ограничен и принадлежат на праве собственности Бондаровой С.В.

Металлическое ограждение, установленное на земельном участке с кадастровым номером , является частью ограждения вышеуказанной территории, состоящей из земельных участков, принадлежащих Бондаровой С.В. Площадь самовольного занятия земельного участка с кадастровым номером составляет 2089 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером под строительство объекта недвижимости не предоставлялся. Вид разрешенного использования: «для охраны, защиты и воспроизводства лесов» подразумевает освоение данного участка в соответствии с требованиями законодательства.

Ответчиками не отвергался факт размещения за территорией принадлежащих им земельных участков спорных объектов. Ответчик Пужаев В.В. в судебном заседании пояснил, что указанные объекты построил он.

Ответчиками не предоставлено так и судом не добыто документов, информации подтверждающий факт законности размещения на части лесного участка с кадастровым номером спорных объектов. Разрешение на строительство указанных объектов не выдавалось, проект освоения лесов не составлялся.

Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 11.04.2024 , для аренды лесного участка находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади лесного участка установлены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»: для Саратовского района Саратовской области - 2710.

Коэффициент индексации к ставкам платы за единицу площади лесного участка на 2024 год установлен постановлением Правительства РФ от 23.12.2022 № 2405 - 2,7.

Учитывая местоположение указанного в запросе земельного участка, годовой размер арендной платы в случае его предоставления в аренду на землях лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности составил бы:

1. (площадь 0,956256 га, расстояние до дороги до 1 км): 2710*1*3,5*1*0,956256*2,7=24 489,24 рублей.

2. 1. (площадь 0,2089 га, расстояние до дороги до 1 км): 2710*1*3,5*0,8*0,2089*2,7=4279,86 рублей.

Таким образом, плата за пользование земельным участком лесного фонда площадью 2089 кв.м с кадастровым номером составляет
28 769,1 рублей.

Законы Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, правила, утвержденные Правительством Российской Федерации, обязательны к исполнению всеми гражданами Российской Федерации, юридическими и должностными лицами.

Неисполнение законов Российской Федерации нарушает её интересы на единообразное, полное и правильное исполнение законов.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Саратов в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области к Бондаровой С.В., Пужаеву В.В. об обязании освободить земельный участок удовлетворить частично.

Обязать Пужаева В.В. (паспорт ) освободить земельный участок площадью 2089 кв.м. с кадастровым номером путем сноса двух деревянных строений (срубов), расположенных на бетонной площадке, демонтировать металлический гараж, металлическое ограждение, бетонной площадки, возведенных на части земельного участка с кадастровым номером в Саратовском лесничестве, Усть-Курдюмском участковом лесничестве, квартале 10, части выделов 6,7.

Взыскать с Пужаева В.В. (паспорт ) в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области плату за пользование лесным участком площадью 2089 кв.м. с кадастровым номером в размере 28 769,1 руб.

В части исковых требований прокурора к Бондаровой С.В. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Саратовский районный суд Саратовской области. (08.10.2024 года).

Судья:

2-802/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Саратова в интересах ТУ Федерального агентства по управлению государсвтенным имуществом в Саратовской области
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области
Ответчики
Бондарова Светлана Викторовна
Пужаев Виктор Васильевич
Другие
Департамент Гагаринского административного района муниципального образования "Город Саратов"
Нижне-Волжское Бассейное Водное Управление Федерального агентства водных ресурсов
Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
Комитет муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Саратов"
Государственное казенное учреждение Саратовской области "Саратовское областное лесничество"
Комитет по управлению имуществом города Саратова
Суд
Саратовский районный суд Саратовской области
Дело на странице суда
saratovsky.sar.sudrf.ru
25.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2024Передача материалов судье
02.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
02.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
13.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Судебное заседание
04.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
08.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее