Решение по делу № 2-44/2022 (2-1394/2021;) от 08.12.2021

Дело № 2-44/2022

            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    22 февраля 2022 года                                   г. Усмань Липецкой области

Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи                                                      Пироговой М.В.

при секретаре                                                               Шестаковой М.В.,

                рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску    Вязникова Павла Федоровича к Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области о признании незаконным постановления об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

                  Вязников П.Ф. обратился с иском к Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области о признании незаконным постановления об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, указав, что он является участником и инвалидом Великой Отечественной войны первой группы. Постановлением Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области от 28.10.2021 года № 340 ему отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Данное постановление истец считает незаконным, поскольку он не имеет в собственности жилых помещений. Его выселение из квартиры <адрес> было связано не с намерением ухудшить свои жилищные условия, а с неприязненными отношениями, возникшими с собственниками данного жилого помещения.

                   С учетом уточнений, Вязников П.Ф. просит суд признать незаконным постановление Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области от 28.10.2021 года № 340 и обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

Вязников П.Ф., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Представитель истца по доверенности Вязникова Н.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске. Дополнительно пояснила, что Вязников П.Ф. в силу своего возраста и состояния здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе. Осенью 2021 г. его забрала к себе дальняя родственница Камышникова А.С. с целью осуществления за ним ухода, зарегистрировав его у себя по месту жительства по адресу: <адрес>. Спустя несколько месяцев, Камышникова А.С. собралась замуж, поэтому Вязникова П.Ф. забрала к себе другая дальняя родственница Долгих Н.И. по адресу: <адрес>, где истец зарегистрирован по настоящее время.

    Представитель ответчика Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не просил. Ранее, в судебном заседании 07.02.2022 года, исковые требования не признал, ссылаясь на то, что Вязников П.Ф. намеренно ухудшил свои жилищные условия, неоднократно меняя место своего жительства, поэтому оснований для его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется.

Представители третьих лиц Администрации Усманского муниципального района Липецкой области, Управления социальной политики Липецкой области, ОБУ «ЦСЗН Липецкой области», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

    Заслушав представителя истца, показания свидетелей Камышниковой А.С., Долгих Н.И. и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Подпунктом 3 п.1 ст.15 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 1, 2 ч. 1, ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; а также граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

    В соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

    Статей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Соответственно отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае установления факта совершения заявителем умышленных действий, свидетельствующих о его очевидном намерении приобрести право состоять на учете.

В соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Совета депутатов Усманского муниципального района Липецкой области от 21 декабря 2018 г. N 28-207н "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Усманского муниципального района Липецкой области" установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Усманского муниципального района Липецкой области, в размере менее 13,5 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи в домах, пригодных для проживания.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Вязников П.Ф., 04.03.1924 года рождения, является участником и инвалидом Великой Отечественной войны. В собственности Вязникова П.Ф. жилых помещений не имеется.

                     30.09.2021 г. представитель Вязникова П.Ф., действующая на основании доверенности Вязникова Н.В., обратилась в Администрацию городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации г. Усмани от 27.10.2021 г. Вязникову П.Ф. отказано в признании его нуждающимся в жилом помещении, поскольку он намеренно ухудшил свои жилищные условия, дважды осуществив перерегистрацию по месту жительства.

                   Постановлением Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области от 28.10.2021 г. № 340 Вязникову П.Ф. отказано в признании его нуждающимся в жилых помещениях.

До 01.09.2021 г. Вязников П.Ф. был зарегистрирован и проживал в жилом помещении площадью 76,4 кв.м. по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит Вязникову М.С. (внуку истца). В доме было зарегистрировано 3 человека: Вязников П.Ф., Вязников С.П. и Вязников М.С. Фактически, согласно объяснениям представителя истца, в доме проживал только Вязников П.Ф.

В связи с преклонным возрастом (97 лет) Вязников П.Ф. нуждается в постоянном постороннем уходе.

С 01.09.2021 г. по 13.09.2021 г. Вязников П.Ф. проживал и был зарегистрирован в жилом помещении площадью 35,5 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности Камышникову С.Н. и Камышниковой И.В. В данном жилом помещении вместе с истцом было зарегистрировано 3 человека: Камышников С.Н., Камышникова А.С. и Вязников П.Ф.

Смена Вязниковым П.Ф. места жительства была обусловлена необходимостью ухода за ним, который по устной договоренности обязалась обеспечить ему Камышникова А.С. (дальняя родственница истца).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Камышникова А.С. показала, что действительно у нее имелись намерения осуществлять уход за престарелым Вязниковым П.Ф. Однако впоследствии по семейным обстоятельствам она не смогла обеспечить Вязникову П.Ф. должный уход, в связи с чем у них на этой почве возникли разногласия. После этого другая их дальняя родственница Долгих Н.И. забрала Вязникова П.Ф. к себе, зарегистрировав его по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно материалам дела указанный жилой дом общей площадью 26,8 кв.м. принадлежит Долгих Н.И. В доме зарегистрировано по месту жительства 7 человек. На каждого члена семьи приходится по 11,3 кв.м. жилой площади (26,8 кв.м. + 52,6 кв.м./7), что менее установленной учетной нормы.

Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях могут считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, приводящие к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N258-О-О).

Вязников П.Ф., обращаясь в Администрацию городского поселения г. Усмань Усманского муниципального района Липецкой области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывал на отсутствие у него на праве собственности жилых помещений.

Истцом представлены доказательства изменения места своего жительства в связи с невозможностью самостоятельного проживания в жилом помещении, необходимостью постоянного ухода.

После выселения из жилого помещения по адресу: <адрес>, право пользования данным жилым домом за истцом не сохранилось, поскольку в связи с преклонным возрастом и нуждаемостью в постороннем уходе Вязников П.Ф. вынужден был переехать вначале в квартиру <адрес>, а затем в жилой дом <адрес>. Поэтому указанные действия не могут расцениваться в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий с целью признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

При указанных обстоятельствах отказ ответчика в постановке Вязникова П.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным, а требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

     Исковые требования Вязникова Павла Федоровича удовлетворить:

    Признать незаконным постановление Администрации городского поселения города Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от 28.10.2021 года № 340 об отказе в признании Вязникова Павла Федоровича нуждающимся в жилом помещении.

    Обязать Администрацию городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области поставить Вязникова Павла Федоровича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

    Председательствующий:                                          М.В. Пирогова

Мотивированное решение изготовлено 01.03.2022 г.

Судья:                    М.В. Пирогова

2-44/2022 (2-1394/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Вязников Павел Федорович
Ответчики
администрация городского поселения г.Усмани
Другие
Управление социальной политики Липецкой области
Вязникова Наталия Васильевна
администрация Усманского муниципального района
ОБУ "ЦСЗН Липецкой области"
Суд
Усманский районный суд Липецкой области
Судья
Пирогова Марина Васильевна
Дело на сайте суда
usmansud.lpk.sudrf.ru
08.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2021Передача материалов судье
13.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Подготовка дела (собеседование)
23.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
22.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее