Судья: Климова Т.С. | Дело № 33-20613/2024 УИД 50RS0039-01-2022-000461-54 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 29 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Волковой Э.О., Рыбкина М.И.,
при ведении протокола помощником судьи Гуляевым А.А.,
с участием помощника прокурора Емельянова А.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, об обязании возместить незаконно удержанные пенсионные выплаты, взыскании вреда здоровью, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца, представителя ответчика,
заключение помощника прокурора Емельянова А.К.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к ответчикам Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, филиалу № 8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Государственному внебюджетному фонду – Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании действий ответчика о взыскании с минимальной прожиточной пенсии денежных средств незаконными, обязании вынести частное определение.
В обоснование иска указал, что в 2018 году истцу была назначена минимальная пенсия в размере 9 885 руб., к ней от социальной защиты Московской области должна производиться доплата до минимальной прожиточной пенсии по Московской области. В том же 2018 года из минимальной прожиточной пенсии истец стал получать лишь половину от ее величины. 28 сентября 2018 года истцу был поставлен диагноз гипертония 3-й степени 2-й группы риска, а в сентябре 2019 года у него было обнаружено специалистами ГБУЗ МО Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского заболевание эндокринной системы-сахарный диабет 2-го типа, который развился у него в результате ежедневно испытываемого стресса и скудного рациона питания с недостаточным содержанием в нем витаминов, белка ввиду того, что ответчиком из его минимальной прожиточной пенсии незаконно, вопреки Конституции Российской Федерации, ст. 446 ГПК РФ взыскивалось до 50% на приобретение продуктов питания, оплату коммунальных платежей и покупку дорогостоящих лекарств ему оставалась ежемесячная сумма в районе 4 600 руб. В период пандемии COVID-19 из-за отсутствия денежных средств истец был лишен возможности приобретать защитные средства-маски и перчатки. Ответчиком применены к истцу нечеловеческие по своей жестокости незаконные меры, направленные на лишение его возможности жить полноценной социальной жизнью, на уничтожение его как личности, как человека. Установленная величина прожиточного минимума в Московской области на 2022 год на душу населения – 14 748 рублей, для трудоспособного населения – 16 075 рублей, пенсионеров – 12 683 рубля, детей – 14 306 рублей. 18 января 2022 года истцом получена пенсия в размере 8 162, 23 руб., этих денежных средств ему не достаточно для приобретения минимального набора продуктов питания, покупки дорогостоящих лекарств для поддержания жизни. Истец обвиняет пенсионный фонд в геноциде, в бесчеловечном, жестоком и незаконном отношении к нему, в результате чего у него развилось смертельно опасное эндокринное заболевание сахарный диабет 2-го типа и он подвергался и подвергается риску инфицироваться смертельно опасным заболеванием COVID-19.
Решением Раменского городского суда Московской области от 21.02.2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07.06.2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО отказано.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2023 года вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. На вопрос суда пояснил, что он просит признать действия ответчика незаконными за период с 1 декабря 2018 года по 14 марта 2023 года.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области и Государственного внебюджетного фонда – Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по доверенности ФИО исковые требования не признала, пояснила, что Пенсионный Фонд не наделен полномочиями по выявлению имущественного положения истца; оснований для неисполнения постановления судебного пристава не имелось. Обязанности направлять пенсионеру постановление судебного пристава об удержании из пенсии на них не возложено. Таким образом, каких-либо нарушений со стороны пенсионного органа не имеется. Настаивала, что пенсия является не единственным источником дохода. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика филиал № 8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежащим образом извещен.
Решением Раменского городского суда Московской области от 21 марта 2024 года исковые требования ФИО удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области по удержанию из пенсии ФИО денежных средств за период с 1 декабря 2018 года по 14 марта 2023 года; в удовлетворении требований ФИО о вынесении в адрес Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации частного определения о привлечении виновных в нарушении Конституции Российской Федерации, прав и свобод истца; о вынесении в адрес Счетной палаты Российской Федерации частного определения о целесообразности проведения комплексной внеплановой проверки целевого расходования бюджетных средств Пенсионным Фондом Российской Федерации – отказал.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда изменить частично и принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Филиала № 8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области просит решение суда отменить в части признания незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области по удержанию из пенсии истца денежных средства за период с 01.12.2018 года по 14.03.2023 года, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Поскольку судом первой инстанции принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в качестве третьего лица Раменское районное отделение судебных приставов ГУ ФССП по Московской области, соответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового решения.
Истец ФИО в судебном заседании апелляционной инстанции заявил уточнение исковых требований (т.2 л.д. 204-206), просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражала относительно доводов искового заявления, просила оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, уважительные причины неявки, в том числе, при которых заседание судебное коллегии подлежит отложению, не установлены. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность (статья 75.1 Конституции Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 апреля 2022 г. № 15-П, провозглашая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, защиту прав и свобод, в том числе судебную, которая должна реализовываться на основе равенства всех перед законом и судом, быть полной и эффективной, отвечать критериям соразмерности, обеспечивая равновесие между правами и законными интересами всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников (статьи 8 и 19; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1). При определении баланса конституционно значимых интересов необходимо принимать во внимание характер этих интересов (пункт 2 названного постановления).
Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечивать эффективную систему гарантирования защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 г. № 9-П, от 10 февраля 2006 г. № 1-П и др.).
Учитывая приведенные конституционные положения, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
С 1 февраля 2022 г. пункт 4 статьи 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» действует в редакции Федерального закона от 29 июня 2021 г. № 234-ФЗ, согласно которой исполнительное производство осуществляется на принципе неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
К мерам принудительного исполнения относится в числе прочих обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (пункт 2 части 3 статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Частью 2 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (часть 3 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 5.2 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, должник-гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании:
1) исполнительных документов;
2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного закона;
3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 3 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. № 10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 г. № 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. № 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. № 340-О-О, от 17 января 2012 г. № 14-О-О, от 19 июля 2016 г. № 1713-О и др.).
Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено, в частности, на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (абзац восьмой части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится. Предоставляя гражданину-должнику имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы - исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, данная статья выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. № 10-П, определение от 26 октября 2021 г. № 2267-О).
До 1 января 2023 г. назначение и выплата страховых пенсий в Российской Федерации осуществлялись Пенсионным фондом Российской Федерации через его региональные отделения. С 1 января 2023 г. функции по назначению и выплате страховой пенсии возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»).
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации определялась Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации России), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)».
Согласно пунктам 1, 2, 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Положением, осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, обеспечивает контроль за правильным и рациональным расходованием средств Пенсионного фонда.
23 июня 2016 г. между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом Российской Федерации заключено Соглашение об информационном взаимодействии (далее - Соглашение), целью которого является организация защищенного электронного документооборота между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и определения общих принципов взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов при исполнении исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения к его предмету отнесено, в частности, направление территориальными органами Пенсионного фонда России в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов России уведомлений об исполнении либо о невозможности исполнения постановления с указанием причин (абзац третий пункта 2.1 Соглашения); направление территориальными органами Пенсионного фонда России в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов России информации об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (абзац четвертый пункта 2.1 Соглашения).
В абзаце пятом пункта 2.1 Соглашения указано, что взаимодействие в рамках реализации абзацев второго - четвертого этого пункта осуществляется посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
Разделом III Соглашения установлены особенности взаимодействия территориальных органов Федеральной службы судебных приставов с территориальными органами Пенсионного фонда России, в рамках которого: территориальные органы ФССП России получают от территориальных органов ПФР уведомления с указанием причин о невозможности исполнения постановлений, а также информацию об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (пункт 3.1.3 Соглашения); территориальные органы ПФР получают от ФССП России постановления в форме электронного документа (пункт 3.2.1); уведомляют территориальные органы ФССП России посредством системы межведомственного электронного взаимодействия о невозможности исполнения постановления с указанием причин, в числе которых поступление постановления на взыскание из видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии со статьей 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (подпункт «е» пункта 3.2.2 Соглашения), иные причины, определенные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (подпункт «к» пункта 3.2.2 Соглашения).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
До 1 января 2023 г. обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения были возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации в лице его региональных отделений (пенсионные органы), которые при исполнении названных обязанностей, в том числе при производстве удержаний из пенсии должника-гражданина на основании исполнительного документа, должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
По общему правилу, при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина, являющегося пенсионером, может быть удержано не более 50 процентов пенсии. При этом законодательство об исполнительном производстве и законодательство о пенсионном обеспечении прямо не предусматривают минимальный размер пенсии, подлежащий сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания. Вместе с тем возможна ситуация, при которой пенсия является для должника-гражданина единственным источником средств существования. В таком случае необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего не только путем соблюдения стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником-гражданином своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня материальной обеспеченности для их нормального существования, и реализацию их социально-экономических прав, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
С целью соблюдения названных целей и принципов пенсионному органу как исполняющему публичные функции в силу своей компетенции при поступлении исполнительного документа об обращении взыскания на пенсию должника-гражданина необходимо дать правовую оценку возможности удержания денежных средств из пенсии должника-гражданина в указанном в исполнительном документе размере и сделать вывод о возможности или о невозможности исполнения такого исполнительного документа.
Если размер пенсии должника-гражданина с учетом указанного в исполнительном документе размера удержаний будет менее установленной величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, пенсионному органу необходимо уведомить соответствующий территориальный орган службы судебных приставов посредством системы межведомственного взаимодействия о невозможности удержаний из пенсии должника-гражданина в указанном в исполнительном документе размере и, соответственно, о невозможности исполнения исполнительного документа, поскольку при его исполнении могут быть нарушены такие основные принципы исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для, существования должника-гражданина и членов его семьи. Пенсионному органу также необходимо уведомить должника-гражданина о поступлении такого исполнительного документа и о том, что при удержании из его пенсии денежных средств в размере, указанном в исполнительном документе, оставшаяся часть его пенсии будет менее прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Невыполнение пенсионным органом названных действий и последующее удержание пенсионным органом из пенсии должника-гражданина денежных средств в размере, указанном в исполнительном документе, приведшее к тому, что должник-гражданин и лица, находящиеся на его иждивении, лишаются необходимого уровня материальной обеспеченности для их нормального существования, дает такому должнику-гражданину право ставить вопрос о признании незаконными действий пенсионного органа по удержанию денежных средств из его пенсии и в связи с этим о возврате незаконно удержанных из его пенсии денежных средств применительно к положениям главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО является получателем страховой пенсии по старости с 26.03.2018 года. С ноября 2018 года из пенсии истца производятся удержания по исполнительным производствам <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и судебному приказу <данные изъяты>.
На основании постановлений судебного пристава пенсионным органом с 01.12.2018 года по 14.03.2023 года ежемесячно производились удержания из пенсии ФИО в размере 50%, пенсия ФИО выплачивалась в размере 50% (4 600 руб.).
Величина прожиточного минимума для пенсионеров в Московской области в 2022 года – 12 683 руб.
Удержания из пенсии ФИО пенсионным органом были прекращены с 14.03.2023 года согласно представленной истории выплат.
Истец ссылался на незаконность действий ответчика по удержанию суммы долга из пенсии, указывает, что с 2018 года он является получателем страховой пенсии по старости, которая является его единственным источником средств существования, размер пенсии после произведенных пенсионным органом удержаний в размере, указанном в исполнительном документе (50% от суммы пенсии), был менее прожиточного минимума, установленного в Московской области в размере 4 600 руб., а также о том, что о производимых из его пенсии удержаниях пенсионный орган его в известность не поставил, не обеспечил как материальные, так и социальные права гражданина-пенсионера, в связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок обращения взыскания на пенсию, установлением такого размера удержания было нарушено его право на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Представитель ответчика в суде первой инстанции пояснял, что правомерно принял к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на пенсию ФИО в размере 50%, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на обращение взыскания на такой вид дохода должника, как пенсия по старости и удержание из пенсии ФИО производилось в допустимом размере; при этом, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника и обеспечивал необходимый уровень существования, между тем каких-либо требований о незаконности действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства истец не предъявляет.
Как следует из материалов дела, какие-либо действия пенсионным органом по защите прав ФИО на страховую пенсию в размере, необходимом для его нормального существования, не были приняты.
Судебная коллегия полагает, что сторона ответчика уклонилась от уведомления посредством системы межведомственного взаимодействия соответствующий территориальный орган службы судебных приставов о том, что при удержании из пенсии ФИО денежных средств в размере, указанном в исполнительном документе, размер его пенсии будет ниже прожиточного минимума для пенсионеров в Московской области, не поставил в известность ФИО о поступлении такого исполнительного документа и о том, что при удержании из его пенсии денежных средств в размере, указанном в исполнительном документе, оставшаяся часть его пенсии будет менее прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Анализируя вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что права истца на получение и сохранение ему пенсии в необходимом для поддержания нормального уровня жизни размере пенсионным органом не обеспечены, в связи с чем, действия ответчика по удержанию денежных средств из пенсии за период с 01.12.2018 года по 14.03.2023 года.
При таких обстоятельствах, имеются основания для удовлетворения исковых требований ФИО о признании незаконными действий пенсионного органа по удержанию из его пенсии денежных средств.
Поскольку судебной коллегией удовлетворено требование истца о признании незаконными действий пенсионного органа по удержанию из его пенсии денежных средств, судебная коллегия считает возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области произвести истцу выплату удержанной пенсии за период с 01.12.2018 года по 14.03.2023 года.
Разрешая требование о компенсации морального вреда, судебная коллегия руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также – ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Как указано в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).
Поскольку со стороны Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области было установлено, нарушение прав истца, выразившееся в незаконном удержании пенсии истца в размере 50%, учитывая понесенные истцом нравственные страдания в виде переживания в связи с необоснованным удержанием денежных средств, длительность нарушения его прав, учитывая степень вины ответчика, с учетом требования разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
Судебная коллегия не находит основания для удовлетворения исковых требований о возмещении вреда здоровью, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение действиям ответчика вреда здоровью, истец не обосновал, в чем заключается причиненный ему вред здоровья.
В удовлетворении исковых требований ФИО к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, об обязании возместить незаконно удержанные пенсионные выплаты, взыскании вреда здоровью, компенсации морального вреда судебная коллегия полагает отказать.
При этом судебная коллегия не находит оснований для вынесения частного определения в адрес Следственного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, поскольку нормами вышеприведенного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, предусмотрены иные способы защиты прав пенсионера.
Руководствуясь статьями 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 21 марта 2024 года отменить.
Исковые требования ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, об обязании возместить незаконно удержанные пенсионные выплаты, взыскании вреда здоровью, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области по удержанию из пенсии ФИО денежных средств за период с 1 декабря 2018 года по 14 марта 2023 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области произвести ФИО выплату удержанной пенсии за период с 1 декабря 2018 года по 14 марта 2022 года.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в пользу ФИО компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, об обязании возместить незаконно удержанные пенсионные выплаты, взыскании вреда здоровью, компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19.08.2024 года