Судья Гавура О.В. Дело № 2-832/2021
(первая инстанция)
№ 33-1421/2021
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.
Судей Балацкого Е.В., Герасименко Е.В.,
При секретаре Белановой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 февраля 2021 года по гражданскому делу по иску прокурора Нахимовского района г. Севастополя в интересах Богдановой К.В. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нахимовского района г. Севастополя в интересах Богдановой К.В. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя об обязании предоставить Богдановой К.В. благоустроенное применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилое помещение по договору специализированного социального найма, и включенного в список, установленный законодательством города Севастополя для договоров социального найма.
В обоснование иска указано, что распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 23 октября 2015 года № № Богданова (до регистрации брака – Баранова) К.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
До настоящего времени Богданова К.В. специализированным жильем не обеспечена, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 февраля 2021 года иск удовлетворен.
Департамент капитального строительства г. Севастополя обязан предоставить Богдановой К.В., относящейся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применительно к условиям города Севастополя благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Севастополе из специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения.
В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства г. Севастополя просит об отмене решения суда первой инстанции, вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Считает, что право истца на обеспечение жильем должно быть реализовано исходя из последовательности, определяемой датой принятия решения уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в г. Севастополе.
Фактически жилое помещение истцу должно быть предоставлено вне очереди, что влечет нарушение прав иных лиц, состоящих в списке на получение жилья.
Кроме того, требуется выполнение комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, выполнение особой процедуры предоставления жилья детям-сиротам. В свою очередь, Департамент ограничен бюджетным финансированием.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Департамента капитального строительства г. Севастополя не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно. В отношении неявившегося дело рассмотрено с учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Прокурор Прокуратуры г. Севастополя, Богданова К.В. в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, Богданова К.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей.
В связи с чем, Богданова К.В. относится к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, в том числа на защиту жилищных прав.
Распоряжением Департамента капитального строительства г. Севастополя от 23 октября 2015 года № № Богданова (до брака – Баранова, свидетельство о заключении брака на л.д. 8) К.В. включена в список детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
Пунктом 8 статьи 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г. Севастополе регулируются Законом города Севастополя от 9 февраля 2015 года N 112-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе".
Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений. Положения вышеуказанных норм права при рассмотрении спора учтены судом первой инстанции.
В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в целях реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Богдановой К.В. предоставлено не было, при том, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на жилищном учете.
Следовательно, свое право на обеспечение жилым помещением Богданова К.В. не реализовала, что также не оспаривается ответчиком.
Таким образом, Богданова К.В. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции обоснованно обязал Департамент капитального строительства г. Севастополя предоставить Богдановой К.В., относящейся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применительно к условиям города Севастополя благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Севастополе из специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что первоочередное обеспечение Богдановой К.В. жилым помещением законодательством не предусмотрено, поскольку будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот, которые зарегистрированы в числе очередников ранее, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда
Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.
Гарантированное законом право Богдановой К.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от каких-либо других условий.
При этом отсутствие или недостаточность денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконного и необоснованного решения судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя – без удовлетворения.
Председательствующий: О.И. Жиляева
Судьи: Е.В. Балацкий
Е.В. Герасименко