Решение по делу № 2-358/2015 от 28.05.2015

Дело № 2-358/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2015 года.                         с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республике Коми в составе:

председательствующего судьи Буян Э.Ф.,

при секретаре Сивкове Д.Н.,

с участием прокурора Кокаревой О.Е.,

представителя администрации муниципального района «Корткеросский» Мальцева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к администрации муниципального района «Корткеросский», администрации сельского поселения «Приозерный» об исполнении законодательства об охране окружающей среды,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просит обязать администрацию сельского поселения «Приозерный» принять меры по сбору и вывозу отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...>.м. в районе точки <...>; в срок до <дата>; обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» принять меры по утилизации и переработке отходов производства и потребления с места несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...>.м. в районе точки <...>; в срок до <дата>; обязать ответчиков организовать мероприятия по рекультивации нарушенных земель на месте несанкционированного размещения отходов производства и потребления, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...>. в районе точки с координатами <...> в срок до <дата>.

<дата> Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор требования уточнил, просил: признать незаконными действия администрации муниципального образования сельского поселения «Приозерный» по размещению отходов производства и потребления на земельном участке площадью около <...> расположенном в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...> запретить администрации муниципального образования сельского поселения «Приозерный» и администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» по размещению отходов производства и потребления на земельном участке площадью около <...>., расположенном в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...> обязать администрацию сельского поселения «Приозерный» принять меры по сбору и вывозу отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...> в районе точки с координатами <...> в срок до <дата>; обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» принять меры по утилизации и переработке отходов производства и потребления с места несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...> в срок до <дата>; обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Приозерный» и администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» в срок до <дата> организовать мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, в том числе разработать проект такой рекультивации на месте несанкционированного размещения отходов производства и потребления, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...> в районе точки с координатами <...>

Прокурор Кокарева О.Е. в судебном заседании уточненные требования поддержала.

Администрация сельского поселения «Приозерный» надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. Глава администрации СП «Приозерный» Каракчиева И.И. представила в суд письменное заявление о согласии с уточненным требованием прокурора, в судебном заседании <дата> не отрицала наличие сформированной свалки отходов, установленной проверкой прокуратуры, и суду пояснила, что вывоз отходов на несанкционированную свалку осуществляется на протяжении длительного времени как гражданами, так и организациями, поскольку специализированное место отсутствует.

Представитель администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» Мальцев В.А. с уточненным иском не согласился, просил установить срок по предъявленным требованиям до 31.12.2016.

Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие администрации сельского поселения «Приозерный», представителя Корткеросского комитета по охране окружающей среды.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным принять отказ прокурора от требований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 22 указанного закона, Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительствам Российской Федерации (ч. 2 ст. 37 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно П.П.1 и 2Положения «О государственном санитарноэпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства РФ ХХХ от 24.07.2000, основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарноэпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья J. человека среды его обитания.

Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).

В соответствии с п. 3.4 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. СанПиН 3.5.2.1376-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003 не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на: дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.

На основании ст. 13 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с пунктами 2.1, 3.6, 4.4 санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001, полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.

п. 4.2. СанПиН 2.1.7. 1322-03, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, предусмотрено, что полигоны твердых бытовых отходов, а также нестационарные склады для временного хранения отходов должны быть размещены за пределами жилой зоны, на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки прокуратурой Корткеросского района Республики Коми соблюдения требований законодательства о санитарном благополучии населения установлено, что ответчиками на территории муниципального образования сельского поселения «Приозерный» организовано незаконное складирование твердых бытовых отходов в месте, которое в силу требований законодательства объектом размещения отходов являться не может.

Из заключения специалиста Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от <дата> следует, что на участке с координатами <...>, примерно в 500 м. от <адрес> выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов лесопиления. Отходы размещены навалом на открытой территории, непосредственно на грунт. Площадь загрязненного участка составляет не менее <...>., в объеме - не менее <...>. В состав отходов входят: опилки, крупногабаритные отходы мебели – в единичном случае, стекло, упаковочные материалы из бумаги и картона из-под продуктов и промышленных товаров, бытовой химии, отходы из жилищ несортированные, пластиковая и стеклянная тара, целлофан и др.

Перечисленные отходы имеют 4 и 5 класс опасности для окружающей природной среды и входят в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445.

Таким образом, в материалах дела нашел свое подтверждение факт того, что на административной территории администрации сельского поселения «Приозерный в границах муниципального района «Корткеросский» обнаружена несанкционированная свалка ТБО на участке с координатами <...>, примерно в 500 м. от <адрес>.

При этом, каких-либо доказательств того, что земельный участок с размещенной на нем несанкционированной свалкой принадлежит или находится в пользовании (оперативном управлении) конкретного юридического или физического лица, ответчики не представили.

Постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ администрации СП «Приозерный» предоставлялся земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5000 кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование) для временного хранения твердых бытовых отходов.

Из пояснений представителя ответчика Каракчиевой И.И., данных в судебном заседании <дата>, следует, что данное постановление не имеет юридической силы, в связи с отменой постановления администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ об утверждении акта выбора земельного участка под размещение свалки твердых бытовых отходов, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не зарегистрировано,

Доказательств того, что объект - несанкционированная свалка на участке с координатами <...>, примерно в 500 м. от <адрес>, внесен в государственный реестр как объект размещения отходов, суду не предоставлено, следовательно, исходя из ч. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», на нём запрещается размещать отходы.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1 статьи 14, пункта 14 ч.1. ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Указанные выше обязанности предусмотрены и в Уставах муниципального района "Корткеросский" (п.13 ч. 1 ст. 12) и сельского поселения «Приозерный (ч. 2 ст. 8).

В соответствии с пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3 в соответствии с которой, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Между тем, согласно пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 27.05.2014 года N 136-ФЗ, до 01.01.2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Так, пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 N148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» на сельские поселения возложены обязанности по сбору бытовых отходов и мусора.

Кроме того, в соответствии с соглашением между МО МР «Корткеросский» и МО СП «Приозерный» от <дата> полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора осуществляются в настоящее время сельским поселением.

Прокурором проверка соблюдения действующего законодательства в сфере санитарного благополучия населения, в ходе которой установлены указанные выше обстоятельства, проведена <дата>, однако обязанность администрации сельского поселения «Приозерный» в настоящее время возложена заключенным между ответчиками соглашением о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения на <дата> от <дата>.

Представитель администрации сельского поселения «Приозерный» Каракчиева И.И. не оспаривала, что сбор отходов производства и потребления в установленном месте размещения несанкционированной свалки- в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...>;, осуществлялся в нарушение требований и норм Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на протяжении ряда лет, полномочия по сбору и вывозу мусора не исполняются, поскольку специализированные места для сбора мусора, соответствующие требованиям СанПиНа, на территории поселения отсутствуют.

Администрация муниципального района «Корткеросский» относительно проведения организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в районе несанкционированной свалки - точки с координатами <...>;, в суд доказательств не предоставила.

Недостаточность в бюджете поселения денежных средств не является основанием в данном случае для освобождения от исполнения полномочий, возложенных законодательством и соглашением.

Таким образом, невыполнение ответчиками возложенных Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими нормативно-правовыми актами обязанностей по сбору и вывозу отходов, их утилизации и переработки, выразившееся в бездействии, следствием чего стало наличие несанкционированных мест складирования отходов на территории сельского поселения «Приозерный» Корткеросского района, отсутствие действий по вывозу мусора по мере накопления в специально установленные места нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредных воздействий на население, проживающее в территории сельского поселения, что является незаконным.

Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу п. 2 ст. 51 указанного Федерального закона запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

С учетом изложенного, поскольку бремя по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территориях сельского поселения лежит на АСП «Приозерный», а на администрации муниципального района «Корткеросский» - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в связи с чем суд считает требования прокуратуры в данной части, а также в отношении запрета размещения отходов производства и потребления на земельном участке, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно пунктам 3,5,6 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, в том числе нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При этом, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Учитывая положения законодательства РФ в части восстановления нарушенных земель в результате организации несанкционированной свалки в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...>, суд считает требования прокурора относительно проведения рекультивации земель, подлежащим удовлетворению.

Принимая во внимание изложенное, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 197 ГПК РФ, суд

решил:

иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования сельского поселения «Приозерный» по размещению отходов производства и потребления на земельном участке площадью около <...> расположенном в 500м от поселка Приозерный в районе точки с координатами <...>

Запретить администрации муниципального образования сельского поселения «Приозерный» и администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» осуществлять размещение отходов производства и потребления на земельном участке площадью около <...> расположенном в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...>

Обязать администрацию сельского поселения «Приозерный» в срок до <дата> принять меры по сбору и вывозу отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...> в районе точки с координатами <...>

Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» в срок до <дата> принять меры по утилизации и переработке отходов производства и потребления с места несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...>

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Приозерный» и администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» в срок до <дата> организовать мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, в том числе разработать проект такой рекультивации на месте несанкционированного размещения отходов производства и потребления, расположенного в 500м от поселка <...> площадью около <...> в районе точки с координатами <...>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение месяца через Корткеросский районный суд РК со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Буян Э.Ф.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2015 года.

2-358/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сыктывкарская природоохранная межрайонная пракуратура
Ответчики
администрация СП "Приозерный"
Администрация МО МР "Корткеросский"
Другие
Корткеросский комитет по охране окружающей среды
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
28.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2015Передача материалов судье
01.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2015Судебное заседание
25.06.2015Судебное заседание
26.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее