Дело № 2-358/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2015 года. с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республике Коми в составе:
председательствующего судьи Буян Э.Ф.,
при секретаре Сивкове Д.Н.,
с участием прокурора Кокаревой О.Е.,
представителя администрации муниципального района «Корткеросский» Мальцева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к администрации муниципального района «Корткеросский», администрации сельского поселения «Приозерный» об исполнении законодательства об охране окружающей среды,
установил:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просит обязать администрацию сельского поселения «Приозерный» принять меры по сбору и вывозу отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...>.м. в районе точки <...>; в срок до <дата>; обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» принять меры по утилизации и переработке отходов производства и потребления с места несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...>.м. в районе точки <...>; в срок до <дата>; обязать ответчиков организовать мероприятия по рекультивации нарушенных земель на месте несанкционированного размещения отходов производства и потребления, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...>. в районе точки с координатами <...> в срок до <дата>.
<дата> Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор требования уточнил, просил: признать незаконными действия администрации муниципального образования сельского поселения «Приозерный» по размещению отходов производства и потребления на земельном участке площадью около <...> расположенном в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...> запретить администрации муниципального образования сельского поселения «Приозерный» и администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» по размещению отходов производства и потребления на земельном участке площадью около <...>., расположенном в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...> обязать администрацию сельского поселения «Приозерный» принять меры по сбору и вывозу отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...> в районе точки с координатами <...> в срок до <дата>; обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» принять меры по утилизации и переработке отходов производства и потребления с места несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...> в срок до <дата>; обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Приозерный» и администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» в срок до <дата> организовать мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, в том числе разработать проект такой рекультивации на месте несанкционированного размещения отходов производства и потребления, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...> в районе точки с координатами <...>
Прокурор Кокарева О.Е. в судебном заседании уточненные требования поддержала.
Администрация сельского поселения «Приозерный» надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. Глава администрации СП «Приозерный» Каракчиева И.И. представила в суд письменное заявление о согласии с уточненным требованием прокурора, в судебном заседании <дата> не отрицала наличие сформированной свалки отходов, установленной проверкой прокуратуры, и суду пояснила, что вывоз отходов на несанкционированную свалку осуществляется на протяжении длительного времени как гражданами, так и организациями, поскольку специализированное место отсутствует.
Представитель администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» Мальцев В.А. с уточненным иском не согласился, просил установить срок по предъявленным требованиям до 31.12.2016.
Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие администрации сельского поселения «Приозерный», представителя Корткеросского комитета по охране окружающей среды.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным принять отказ прокурора от требований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 22 указанного закона, Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительствам Российской Федерации (ч. 2 ст. 37 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно П.П.1 и 2Положения «О государственном санитарноэпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства РФ ХХХ от 24.07.2000, основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарноэпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья J. человека среды его обитания.
Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).
В соответствии с п. 3.4 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. СанПиН 3.5.2.1376-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003 не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на: дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
На основании ст. 13 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктами 2.1, 3.6, 4.4 санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001, полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
п. 4.2. СанПиН 2.1.7. 1322-03, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, предусмотрено, что полигоны твердых бытовых отходов, а также нестационарные склады для временного хранения отходов должны быть размещены за пределами жилой зоны, на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки прокуратурой Корткеросского района Республики Коми соблюдения требований законодательства о санитарном благополучии населения установлено, что ответчиками на территории муниципального образования сельского поселения «Приозерный» организовано незаконное складирование твердых бытовых отходов в месте, которое в силу требований законодательства объектом размещения отходов являться не может.
Из заключения специалиста Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от <дата> следует, что на участке с координатами <...>, примерно в 500 м. от <адрес> выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов лесопиления. Отходы размещены навалом на открытой территории, непосредственно на грунт. Площадь загрязненного участка составляет не менее <...>., в объеме - не менее <...>. В состав отходов входят: опилки, крупногабаритные отходы мебели – в единичном случае, стекло, упаковочные материалы из бумаги и картона из-под продуктов и промышленных товаров, бытовой химии, отходы из жилищ несортированные, пластиковая и стеклянная тара, целлофан и др.
Перечисленные отходы имеют 4 и 5 класс опасности для окружающей природной среды и входят в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445.
Таким образом, в материалах дела нашел свое подтверждение факт того, что на административной территории администрации сельского поселения «Приозерный в границах муниципального района «Корткеросский» обнаружена несанкционированная свалка ТБО на участке с координатами <...>, примерно в 500 м. от <адрес>.
При этом, каких-либо доказательств того, что земельный участок с размещенной на нем несанкционированной свалкой принадлежит или находится в пользовании (оперативном управлении) конкретного юридического или физического лица, ответчики не представили.
Постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ администрации СП «Приозерный» предоставлялся земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5000 кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование) для временного хранения твердых бытовых отходов.
Из пояснений представителя ответчика Каракчиевой И.И., данных в судебном заседании <дата>, следует, что данное постановление не имеет юридической силы, в связи с отменой постановления администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ об утверждении акта выбора земельного участка под размещение свалки твердых бытовых отходов, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не зарегистрировано,
Доказательств того, что объект - несанкционированная свалка на участке с координатами <...>, примерно в 500 м. от <адрес>, внесен в государственный реестр как объект размещения отходов, суду не предоставлено, следовательно, исходя из ч. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», на нём запрещается размещать отходы.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1 статьи 14, пункта 14 ч.1. ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Указанные выше обязанности предусмотрены и в Уставах муниципального района "Корткеросский" (п.13 ч. 1 ст. 12) и сельского поселения «Приозерный (ч. 2 ст. 8).
В соответствии с пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3 в соответствии с которой, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Между тем, согласно пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 27.05.2014 года N 136-ФЗ, до 01.01.2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Так, пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 N148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» на сельские поселения возложены обязанности по сбору бытовых отходов и мусора.
Кроме того, в соответствии с соглашением между МО МР «Корткеросский» и МО СП «Приозерный» от <дата> полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора осуществляются в настоящее время сельским поселением.
Прокурором проверка соблюдения действующего законодательства в сфере санитарного благополучия населения, в ходе которой установлены указанные выше обстоятельства, проведена <дата>, однако обязанность администрации сельского поселения «Приозерный» в настоящее время возложена заключенным между ответчиками соглашением о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения на <дата> от <дата>.
Представитель администрации сельского поселения «Приозерный» Каракчиева И.И. не оспаривала, что сбор отходов производства и потребления в установленном месте размещения несанкционированной свалки- в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...>;, осуществлялся в нарушение требований и норм Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на протяжении ряда лет, полномочия по сбору и вывозу мусора не исполняются, поскольку специализированные места для сбора мусора, соответствующие требованиям СанПиНа, на территории поселения отсутствуют.
Администрация муниципального района «Корткеросский» относительно проведения организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в районе несанкционированной свалки - точки с координатами <...>;, в суд доказательств не предоставила.
Недостаточность в бюджете поселения денежных средств не является основанием в данном случае для освобождения от исполнения полномочий, возложенных законодательством и соглашением.
Таким образом, невыполнение ответчиками возложенных Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими нормативно-правовыми актами обязанностей по сбору и вывозу отходов, их утилизации и переработки, выразившееся в бездействии, следствием чего стало наличие несанкционированных мест складирования отходов на территории сельского поселения «Приозерный» Корткеросского района, отсутствие действий по вывозу мусора по мере накопления в специально установленные места нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредных воздействий на население, проживающее в территории сельского поселения, что является незаконным.
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 51 указанного Федерального закона запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
С учетом изложенного, поскольку бремя по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территориях сельского поселения лежит на АСП «Приозерный», а на администрации муниципального района «Корткеросский» - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в связи с чем суд считает требования прокуратуры в данной части, а также в отношении запрета размещения отходов производства и потребления на земельном участке, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно пунктам 3,5,6 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, в том числе нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
При этом, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Учитывая положения законодательства РФ в части восстановления нарушенных земель в результате организации несанкционированной свалки в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...>, суд считает требования прокурора относительно проведения рекультивации земель, подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 197 ГПК РФ, суд
решил:
иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации муниципального образования сельского поселения «Приозерный» по размещению отходов производства и потребления на земельном участке площадью около <...> расположенном в 500м от поселка Приозерный в районе точки с координатами <...>
Запретить администрации муниципального образования сельского поселения «Приозерный» и администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» осуществлять размещение отходов производства и потребления на земельном участке площадью около <...> расположенном в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...>
Обязать администрацию сельского поселения «Приозерный» в срок до <дата> принять меры по сбору и вывозу отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> площадью около <...> в районе точки с координатами <...>
Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» в срок до <дата> принять меры по утилизации и переработке отходов производства и потребления с места несанкционированного места размещения, расположенного в 500м от поселка <адрес> в районе точки с координатами <...>
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Приозерный» и администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» в срок до <дата> организовать мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, в том числе разработать проект такой рекультивации на месте несанкционированного размещения отходов производства и потребления, расположенного в 500м от поселка <...> площадью около <...> в районе точки с координатами <...>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение месяца через Корткеросский районный суд РК со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Буян Э.Ф.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2015 года.