Дело № 2а-2739/20
25RS0002-01-2020-004242-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2020 года город Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Поздеевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макуриной Нины Ивановны к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании решения незаконным, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Макурина Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока от дата №у в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью <...>м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для ведения садоводства, и возложение обязанности устранить допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что истец обратился с заявлением к административному ответчику о предоставления в собственность бесплатно земельного участка. дата истец получила отказ в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, с которым не согласна, поскольку указанные участки предоставлены под садоводство и поставлены на кадастровый учет в феврале текущего года. Ссылка административного ответчика на положения Свода правил № Градостроительство не может служить основанием для отказа истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку как сам административный ответчик указывает в решении, испрашиваемый участок находится в 50 м от дороги рядом с садоводческим товариществом «Строитель-1» (лист 2, абзац 4). Таким образом, указанные в оспариваемом решении нормы не препятствовали в предварительном согласовании истцу земельного участка. Указание административного ответчика, что при предоставлении земельного участка не будут соблюдаться нормативы градостроительного проектирования, носит предположительный характер, что не может быть включено в основание для отказа в удовлетворении заявления. Истец является пенсионером, ветераном труда, испрашивает земельный участок на законных основаниях с соблюдением всех необходимых процедур, установленных законом, и полагает, что полученное решение не соответствует положениям действующего законодательства, в том числе приведенному Своду правил №, нормативам градостроительного проектирования ВГО, утверждённых постановлением главы <адрес> от дата №, и нарушает права и законные интересы на предоставление земельного участка в собственность.
Административный истец Макурина Н.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления муниципальной собственности г. Владивостока по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения заявленных требований, представив письменный отзыв, пояснив, что испрашиваемый земельный участок расположен в полосе зеленых насаждений вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури», осуществляющих защитную функцию для жилой застройки с юго-восточной стороны. Часть земельного участка расположена в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури». Ширина дорог в красных линиях принимается 50-100 м с учетом Сводов правил СП № автомобильные дороги и СП № Градостроительство. В соответствии с обзорной схемой, представленной Управлением градостроительства администрации <адрес>, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока; в границах приаэродромной территории (7-я подзона); в границах приаэродромной территории (6-я подзона), в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (Границы зоны запрещения размещения объектов, способствующих привлечению птиц); в границах приаэродромной территории (5-я подзона). Вместе с тем в приложенной к заявлению Схеме о предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка не отражена данная информация, в связи с чем Схема не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, что является самостоятельным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно сведениям публично-кадастровой карты, на месте планируемого к образованию земельного участка расположен земельный участок, границы которого определены, имеющий кадастровый №, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, (территории общего пользования).
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно материалам дела, дата Макурина Н.И., на основании статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003г. № 90-КЗ, обратилась в Управление муниципальной собственности г. Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, для ведения садоводства.
дата за исх. № дата Управлением муниципальной собственности г. Владивостока Макуриной Н.И. направлен ответ, согласно которому в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка отказано, на основании того, что дорога, проходящая по улице Маковского вблизи испрашиваемого земельного участка, является автомобильной дорогой регионального значения, относится к автомобильным дорогам II категории, соответственно, расстояние от бровки земляного полотна такой дороги до жилой застройки должно составлять не менее 100 метров, до садоводческих товариществ - 50 метров, а также на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодексе РФ (подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ), так как схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению Макуриной Н.И., не соответствовала требованиям к форме и содержанию схемы, утвержденным приказом Минэкономразвития России от дата №.
Анализируя решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока административному истцу в предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка, суд приходит к выводу, что действия Управления муниципальной собственности г. Владивостока являются законными и обоснованными, основанными на требованиях действующего законодательства в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Согласно п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Законом Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» регулируются земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.
Статьей 10 названного закона предусмотрены случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (по выбору гражданина), отдельным категориям граждан.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (п. 1 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2 части первой); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3 части первой); обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 4 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (пункт 6 части первой).
Положения настоящей статьи не применяются в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса (пункт 1 части седьмой).
Согласно статье 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7); Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (часть 14); лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ (часть 15); решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (часть 16).
В соответствии с требованиями, установленными Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Приказ № 762) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема) подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке Схемы учитываются материалы и сведения, в том числе о зонах с особыми условиями использования территории.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если имеются основания для отказа в утверждении Схемы, указанные в пункте 16 статьи 11.0 Земельного кодекса РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении Схемы является несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
Судом установлено, что в представленной административным истцом Схеме не отображена информация о зонах с особыми условиями использования территории, а именно границы второй зоны округа горно-санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока; границы приаэродромной территории (7-я подзона); границы приаэродромной территории (6-я подзона), границы приаэродромной территории (5-я подзона), в связи с чем административным ответчиком обоснованно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, со ссылкой на подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ (пункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ).
Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что образуемый земельный участок расположен в полосе зеленых насаждений вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури», осуществляющих защитную функцию для жилой застройки с юго-восточной стороны.
Часть земельного участка расположена в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури». Ширина дорог в красных линиях принимается 50-100 м с учетом Сводов правил СП 34.13330.2012 автомобильные дороги и СП 42.13330.2016 Градостроительство.
В соответствии с пунктом 11.11 Свода правил СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищного-коммунального хозяйства российской Федерации от 30.12.2016 №1034/пр, расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных сооружений, обеспечивающих требования СП 51.13330 - не менее 25 м.
Пунктом 12.8 нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденных постановлением главы <адрес> от дата №, предусмотрено, что расстояние от бровки земляного полотна для автомобильных дорог I, II, III категорий следует принимать не менее: до жилой застройки - 100 метров, до садоводческих товариществ - 50 метров, для дорог IV,V категорий - соответственно 50 и 25 метров.
Дорога, проходящая по <адрес> вблизи испрашиваемого земельного участка, является автомобильной дорогой регионального значения, относится к автомобильным дорогам II категории, соответственно, расстояние от бровки земляного полотна такой дороги до жилой застройки должно составлять не менее 100 метров, до садоводческих товариществ - 50 метров.
За испрашиваемым к образованию земельным участком на расстоянии около 50 метров от автомобильной дороги расположена территория садоводческого товарищества «Строитель-1».
В соответствии с пунктом 4.4 Свода правил. Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97. СП 53.13330.2011, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от дата №, территорию садоводческого, дачного объединения необходимо отделять от железных дорог любых категорий и автодорог общего пользования I, II, III категорий санитарно-защитной зоной не менее 50 м, от автодорог IV категории - не менее 25 м, с размещением в ней лесополосы шириной не менее 10 м.
Доводы административного истца о том, что нахождение части земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури» не соответствует действительности опровергается представленными административным ответчиком доказательствами, а именно обзорной схемой и заключением МКУ «Комплексное развитие земель и недвижимости г. Владивостока» от дата №м.
Согласно указанному заключению, расстояние от границы испрашиваемого земельного участка до границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:050072:225, вид разрешенного использования - для размещения автомобильной дороги аэропорт «Кневичи» - станция Санаторная на участке автомобильной дороги М-60 «Уссури-Хабаровск-Владивосток» на участке км 733,5-км 747 составляет 2 м. Минимальное расстояние от фактического местоположения автомобильной дороги М-60 «Уссури-Хабаровск-Владивосток» до границ испрашиваемого земельного участка 19 м, максимальное расстояние - 21 м.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока администрации г. Владивостока об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка основано на требованиях действующего законодательства, подтверждается представленными доказательствами, в том числе фрагментом карты планируемого размещения дорог (генплан), фрагментом карты градостроительного зонирования на территории Владивостокского городского округа, фрагментом карты функционального зонирования на территории Владивостокского городского округа.
Также судом принимается во внимание, что согласно сведениям публично-кадастровой карты, на месте планируемого к образованию земельного участка расположен земельный участок, границы которого определены, имеющий кадастровый №, площадью 5388 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, (территории общего пользования).
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока администрации г. Владивостока о признании незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от дата №у и возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – дата.
Судья Н.А.Буланова