Решение по делу № 33-732/2022 (33-11596/2021;) от 17.12.2021

Судья Сапарова Н.А. Дело № 33-732/2022 (№ 2-4233/2021)

25RS0029-01-2021-008253-30

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.02.2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 февраля 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего Шульга С.В.,

судей Храмцовой Л.П., Ильиных Е.А.,

при секретаре Гончаренко Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фурман Е.А. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю о взыскании денежных выплат при увольнении,

по апелляционной жалобе МИФНС России № 9 по Приморскому краю на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 сентября 2021 года, которым исковые требования удовлетворены. Взыскано с Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю в пользу Фурман Е.А. компенсация за неиспользованный отпуск в размере 110766,70 рублей, компенсация за несвоевременную выплату в размере 4509,97 рублей, компенсация морального вреда 10000,00 рублей.

Заслушав доклад судьи Храмцовой Л.П., выслушав пояснения Фурман Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Фурман Е.А. обратилась с названным исковым заявлением. В обоснование требований указала, что в период с 14.03.2012 по 04.06.2021 проходила государственную гражданскую службу в МИФНС №9 по Приморскому краю, замещая должность ... Приказом МИФНС №9 по Приморскому краю от 02.06.2021 №04-03/184 служебный контракт, заключенный с истцом расторгнут, 04.06.2021 Фурман Е.А. уволена с государственной гражданской службы по п.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении Фурман Е.А. была выплачена сумма компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск в сумме 157026,72 рублей. Вместе с тем, истец с размером проведенной выплаты не согласна, поскольку при ее определении не учтены суммы дополнительного материального стимулирования. Согласно расчету истца компенсация за неиспользованный отпуск должна составлять 267793,42 рублей. В связи с тем, с учетом уточнений, просит суд взыскать с МИФНС №9 по Приморскому краю в ее пользу компенсацию за неиспользованный отпуск 110766,70 рублей, компенсацию морального вреда 10000,00 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату в размере 4509,97 рублей.

В судебном заседании истец требования поддержала.

Судом поставлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик МИФНС России №9 по Приморскому краю, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. Полагает, что при увольнении истцу выплаты произведены в полном объеме, основания для взыскания дополнительных сумм отсутствуют. Указывает, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего, в связи с чем, не подлежит учету при расчете компенсации за неиспользованный отпуск. В данном случае учету подлежали только те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ. В связи с чем, просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, требования Фурман Е.А. оставить без удовлетворения.

В судебном заседании истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причины не явки суду не известны, ходатайств об отложении или иных не поступало.

Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.

Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Пунктом 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ).

Согласно ч.10 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.2 и ч.5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу ч.1 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч.2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу ч.6 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

В соответствии с 9 названного Указа Президента РФ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.2 и 3 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно п.2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п.1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем в п.1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1.01.2007, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.

В письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч.10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст.50 и ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 №238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 №90н.

Указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске) в соответствии с п.6 и п.8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 №238-7.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 14.03.2012 Фурман Е.А. проходила государственную гражданскую службу в МИФНС №9 по Приморскому краю в должности ...

На основании приказа №04-03/184 от 02.06.2021 служебный контракт с Фурман Е.А. расторгнут и она освобождена от замещения должности государственной гражданской службы с 04.06.2021 по п. 3 ч.1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ.

При увольнении Фурман Е.А. была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск 157026,72 рублей.

Вместе с тем, Фурман Е.А. полагала, что выплаты ей произведены не в полном объеме, в связи с чем, обратилась с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации неиспользованный отпуск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п.4 ч.1 ст.14, ч.1,2,5,10 ст.50, ч.1,2,3 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, разъяснениями в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482, пришел к выводу о том, что выплаченное Фурман Е.А. материальное стимулирование относится к категории иных дополнительных выплат и подлежит учету при определении сумм отпускных, в связи с чем обоснованно взыскал с ответчика сумму в размере 110766,70 рублей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их основанными на действующих правовых нормах, оснований дать иную оценку указанным выводам не установлено. Доводы заявителя об обратном судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, в то время, как расчет, взысканных сумм стороной ответчика не опровергнут, контр-расчет не предоставлен.

В письме Минтруда России от 05.05.2021 N 14-0/10/В-5300 «О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих» указано, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.

Указано, что только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

При этом разъяснено, что выплата средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих, не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

Поскольку истцу при увольнении не были произведены выплаты в полном объеме, судебная коллегия соглашается с выводом суда о взыскании с ответчика в пользу Фурман Е.А. компенсации морального вреда, которая определена судом с учетом требований ст. 237 Трудового кодекса РФ, оснований для ее изменения судебная коллегия не усматривает.

Вместе с тем, судебная коллегия не согласна с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм в размере 4509,97 рублей, считает их основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.

Из смысла ст. 236 Трудового кодекса РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты лишь начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, по трудовому договору.

Из обстоятельств дела следует, что между сторонами трудовых отношений существовал спор о праве работника на указанные в иске выплаты, которые ему не были начислены. Данный спор разрешен при обращении истца с настоящим иском, в связи с чем, признать, что в действиях работодателя имеется просрочка обязательств, оснований не имеется.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за задержку выплат в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ.

Учитывая изложенное, решение суда в части взыскания с ответчика денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере 4509,97 рублей нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 сентября 2021 года отменить в части взыскания с Межрайонной ИФНС России №9 по Приморскому краю в пользу Фурман Е.А. денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере 4509,97 рублей.

Вынести в этой части новое решение, которым исковые требования Фурман Е.А. к Межрайонной ИФНС России №9 по Приморскому краю в части взыскания денежной компенсации за нарушение срока выплаты в размере 4509,97 рублей - оставить без удовлетворения.

В остальной части решение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-732/2022 (33-11596/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Фурман Е.А.
Ответчики
МИФНС России
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Храмцова Лариса Павловна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
17.12.2021Передача дела судье
22.02.2022Судебное заседание
25.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2022Передано в экспедицию
22.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее