Дело № 33-4512/2022

         (номер дела, присвоенный в суде первой инстанции № 2-4512/2022

        72RS0013-01-2022-002320-58)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    город Тюмень                      26 сентября 2022 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

    председательствующего судьи:         Пуминовой Т.Н,

    судей:                              Завьяловой А.В., Малининой Л.Б.,

    при секретаре:                                  Самороковой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Бескровного А.В. на решение Калининского районного суда города Тюмени от 04 мая 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Бескровного А.В. к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Городская больница город Асбест» о взыскании выплат стимулирующего характера, социальной выплаты, компенсации морального вреда – отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Завьяловой А.В., объяснения истца Бескровного А.В. и его представителя по доверенности Заниной И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» Ложкина А.В., возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

        у с т а н о в и л а:

            Бескровный А.В. обратился в суд с иском к ГАУЗ «Городская больница город Асбест» о взыскании выплат стимулирующего характера, социальной выплаты, единовременной страховой выплаты, компенсации морального вреда.

                Требования мотивированы тем, что с <.......> года он состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности <.......> на <.......> ставки. В трудовые обязанности входит проведение рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических). В начале <.......> года, в связи с пандемией новой короновирусной инфекции один из аппаратов МСКТ в больнице был определен для больных и имеющих признаки заболевания COVID-19, второй аппарат для пациентов с другими заболеваниями. Истец одновременно работал на двух аппаратах, в том числе оказывал специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19, а также осуществлял диагностику пациентам, нуждающимся в экстренной диагностике, не связанной с COVID-19. В начале пандемии коронавируса количество пациентов, направленных на исследование МСКТ органов грудной клетки в сутки составляло <.......> человек (при нормативе в сутки <.......> человека). Также в больнице, где работал истец, блок интенсивной терапии и реанимации инфекционного отделения был перепрофилирован для больных COVID-19, которые находились там в стационарных условиях, кроме того, со всех близлежащих округов направлялись больные из организованных ковидариев для проведения обследования. Поскольку отдельного аппарата для пациентов, находящихся в стационаре не было, обследование они проходили на общих аппаратах, соответственно зона приема и обследования пациентов была особо инфекционной. Постановлениями Правительства РФ были предусмотрены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим специализированную медицинскую помощь пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. По мнению истца, рентгенолог является врачом, оказывающим специализированную помощь в стационаре и первичную медико-санитарную помощь, соответственно относится к числу лиц, которым положены выплаты стимулирующего характера. В нарушении постановлений Правительства ни одной стимулирующей выплаты истцу начислено и выплачено не было. Поскольку, в ходе осуществления работы, истец вынужден был контактировать с пациентами, имеющими с заболевание COVID-19.

            Истец просил суд взыскать с ГАУЗ «Городская больница город Асбест»: 1) выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 415, в размере - 504 938 рублей 28 коп., за период с <.......> по <.......>; 2)выплату стимулирующего характера, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, в размере - 1 127 000 рублей, за период с <.......> по <.......>; 3)специальную социальную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 года №1762, в размере - 351 382 рубля 50 коп., за период с <.......> по <.......> года; 4)стимулирующую выплату в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года №162-УГ, в размере - 1 408 750 рублей, за период с <.......> по сентябрь 2021 года; 5) компенсацию морального вреда в размере 400 000 рублей.

    Определением судьи от <.......> исковые требования о взыскании единовременной страховой выплаты с ГУ Свердловское региональное отделение фонда социального страхования РФ в размере - 68 811 рублей выделены в отдельное гражданское дело (Т.1, л.д.146).

    Истец Бескровный А.В., его представитель Занина И.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали в полном объеме.

    Представитель ответчика ГАУЗ «Городская больница город Асбест» Иванова Н.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поскольку истец по роду своих обязанностей не работал с <.......>, прием пациентов и контакт с ними при снимке осуществлял лаборант, снимок дистанционно направлялся истцу, и врач составлял заключение. Фактически два аппарата для исследований находись в разных местах, с разными выходами, для плановых пациентов предусмотрен вход через отделение больницы, для пациентов с диагнозом и признаками COVID-19 осуществлялся отдельный вход с улицы, из которого нельзя было попасть в «чистую» зону.

                Судом постановлено выше указанное решение, с которым не согласился истец, в жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильные применением норм материального и процессуального права, при этом ссылается на требования ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, ст. ст. 55. 50 - 61, 67, 195 ГПК РФ, ч.4 ст.198 ГПК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

        В доводах жалобы указывает, что суд не отразил в оспариваемом решении исследованные доказательства (в частности материалы прокурорской проверки), не привел мотивов, по которым отклонил доказательства (имеющиеся в надзорных производствах Прокуратуры г.Асбест и иные представленные стороной истца доказательства), подтверждающие нарушения ответчиком требований законодательства, повлекшие невозможность Бескровного А.В. избежать контакта с пациентами с заболеванием COVID-19, а также не дал данным доказательствам какой-либо оценки. Указывает на то, что суд первой инстанции дословно цитирует служебные и докладные записки ГАУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест», не учитывая тот факт, что они опровергаются представленными доказательствами и нормативными актами, что свидетельствует о формальном подходе к разрешению дела. Полагает, что вывод суда о том, что врач-рентгенолог не должен находиться в непосредственном контакте с пациентом поскольку анализ результатов рентгенологических исследований производится врачом с использованием телемедицинских технологий, не основан на имеющихся доказательствах.

        Отмечает, что в материалы гражданского дела представлена должностная инструкция врача-рентгенолога рентгеновского отделения стационара, в которой ни слова нет о запрете находиться с пациентом, поскольку анализ результатов рентгенологических исследований производится врачом с использованием телемедицинских технологий. В жалобе указывает, что с <.......>, т.е. до вступления в силу Приказа Минздрава России от 09.06.2020 № 560н «Об утверждении Правил проведения исследований», анализ рентгенологических исследований с помощью телемедицинских технологий не предусматривался. Обращает внимание на то, что согласно должностной инструкции врача-рентгенолога рентгеновского отделения, врач-рентгенолог отделения стационара обязан оказывать квалифицированную медицинскую помощь, используя при этом современные методы диагностики, профилактики, лечения и последующей реабилитации пациента; участвовать в постановке диагноза; организовывать или самостоятельно проводить необходимые рентгенологические исследования, в зависимости от состояния пациента определять необходимость дополнительных методов обследования.    Кроме того, согласно Приказа Минздрава РСФСР от 2 августа 1991 г. № 132 (действовал до 03.12.2020), врач-рентгенолог осуществляет: рентгенологические исследования согласно четко сформулированным показаниям и принимает окончательное решение по его выполнению, определяя необходимый объём и рациональную методику исследования; обеспечение безопасности больного при проведении исследования. Врач-рентгенолог специализированных кабинетов (КТ, ангиографических, бронхологических, урологических, гинекологических, маммографических) должен самостоятельно выполнять специальные методики, включая инвазивные. Врач-рентгенолог несет административную и юридическую ответственность за электро- и лучевые травмы, полученные больными или обслуживающим персоналом во время его работы.

        Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2019 г. № 160 утвержден профессиональный стандарт «Врач-рентгенолог». Согласно стандарту, среди других к трудовым действиям врача-рентгенолога относятся: определение показаний к проведению рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансно-томографического исследования по информации от пациента и имеющимся анамнестическим, клиническим лабораторным данным. Выбор и компьютерного составление плана рентгенологического исследования (в том числе томографического) с клинической задачей, с учетом диагностической эффективности исследования, наличия противопоказаний к его проведению. Врач-рентгенолог должен уметь в том числе: - Интерпретировать и анализировать информацию о заболевании и (или) состоянии, полученную от пациентов (их законных представителей), а также из медицинских документов. Выбирать в соответствии с клинической задачей методики рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансного исследования. Определять и обосновывать показания к проведению дополнительных исследований. Интерпретировать и анализировать полученные при рентгенологическом исследовании результаты, выявлять рентгенологические симптомы и синдромы предполагаемого заболевания. Укладывать пациента при проведении рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического исследования) и магнитно-резонансно томографического исследования для решения конкретной диагностической задачи. Определять достаточность имеющейся диагностической информации для составления заключения выполненного рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансно-томографического исследования. Составлять, обосновывать и представлять лечащему врачу план дальнейшего рентгенологического исследования пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи. Выявлять и анализировать причины расхождения результатов рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно томографических исследований с данными других клиническими и патологоанатомическими диагнозами. диагностических методов. Также согласно вышеуказанному профстандарту в функции врача входит оказание экстренной медицинской помощи, т.е. оценка состояния пациентов, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациентов, включая состояние клинической смерти, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека).

                Указывает на то, что позиция ответчика была построена на элементарном незнании и непонимании проведения рентгенологических исследований и нормативных актов, регулирующих деятельность врача-рентгенолога. Полноценное проведение рентгенологического исследования в ряде случаев невозможно без контакта с пациентом, т.к. только таким образом можно узнать полную картину заболевания (анамнез, симптомы, сопутствующие заболевания и др.). Полагает, что данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного проведения КТ-исследования, установления показаний противопоказаний для проведения исследования, правильной интерпретации истцом результатов исследования. Отмечает в жалобе, что при внешне аналогичных результатах проведенного исследования, в зависимости от вышеуказанных обстоятельств можно поставить разные диагнозы (отек и легких и тяжелая степень СОVID 19 (стадия КТ 3-4) выглядят одинаково - обширные поражения легочной ткани по типу матового стекла). Постановка неверного диагноза в результате отсутствия полных сведений о пациенте, в свою очередь, в корне противоречит смыслу здравоохранения, и может повлечь негативные последствии для врача в виде привлечения его к ответственности. Кроме того, необходимо учесть, что лечащие врачи, направившие пациента для проведения КТ-исследования, должны указать в направлении диагноз, дополнительные клинические сведения (основные симптомы, результаты проведенных лабораторных, инструментальных и иных видов исследований, описание медицинских вмешательств (манипуляций, операций); ограничения к проведению рентгенологического исследования (при наличии); анатомическую область и (или) орган (органы), подлежащие обследованию, вид необходимого рентгенологического исследования: цель назначенного рентгенологического исследования (Приказ Минздрава России от 09.06.2020 № 560).     Обращает внимание на то, что регулярно поступали пациенты с незаполненным направлением, в ряде случаев - кроме фамилии пациента в направлении ничего не указано, соответственно, врачу даже не были известны область/орган обследования. Истец не мог провести исследование, но и отказать в медицинской помощи пациенту также нельзя. В связи с этим, истец вынужден лично идти к пациенту в «красную зону», чтобы узнать жалобы, симптомы и прочую необходимую для исследования информацию от пациента. Факт отсутствия заполненных должным образом направлений подтверждается справкой Росздравнадзора, выявившим системное нарушение требований п 13.14 Приказа Минздрава России от 09.06.2020 № 560н, в части заполнения направлений. Также отмечает в жалобе, что судом никакой оценки дано не было данной справке. Из выше нормативных актов следует, что именно врач-рентгенолог несет ответственность за действия младшего персонала, за пациентов, за травмы, полученные пациентом при проведении исследования.     Полагает, что для добросовестного выполнения истцом должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией, профстандартом, истец не может избежать контакта с пациентами, в том числе, с подозрением на COVID-19.

                В решении суд также ссылается на Приказ ГАУЗ СО «ГБ г.Асбест» № 376 от 18 апреля 2020 года и Приказ № 446 от 30 апреля 2020 года, выделивших «грязную» и «чистую зону», и установивших запрет заходить и находиться в «заразной» зоне. Отмечает, что с данными приказами его не знакомили, как и другой персонал больницы, в открытом доступе на территории больницы или на сайте приказы не представлены.     По мнению истца, данные приказы были подготовлены позднее в связи с его обращениями в надзорные органы, что подтверждается показаниями рентгенолаборанта Корсаковой С.В. пояснившей, что никакого деления на «грязную» и «чистую» зону не было, не было табличек и указателей, изначально отсутствовала и фактическая преграда (шлюз). Пациенты отдавали направления лаборанту, которые он передавал врачу, и наоборот врач отдавал заключения, которые необходимо было отдать пациенту, в связи с чем, лаборант выходил из «грязной» зоны не переодеваясь, т.е. не снимая «грязный» защитный спецкостюм.     Вывод суда о том, что «рабочее место врача-рентгенолога находится в «чистой» («зеленой») зоне, при этом проход в «красную зону» истцу запрещен», не соответствует действительности.     В обжалуемом решении суд указывает о том, что «утверждения о том, что истец проводил ремонт аппарата компьютерной томографии, являются голословными, поскольку для ремонта сложной техники, к которой относится аппарат КТ, требуются специальные познания, которыми врач не обладает в силу своего образования». О фактах ремонта аппарата КТ врачами-рентгенологами помимо истца, пояснила свидетель Корсакова С.В., а также в письменных объяснениях врач-рентгенолог Мельцов В.С.     В связи с этим, считает, что доводы истца подтверждаются исследованными доказательствами. При работе с высокотехнологичными аппаратами сфере медицины врач обязан знать устройство и принципы работы аппарата, на котором он работает; в экстренном режиме (особенно в ночное время) врач не может ждать приезда техника из г. Екатеринбурга и вынужден сам устранять неполадки компьютерного томографа, например: при высоком потоке пациентов быстро перегружается память в компьютере и на сервере (расположенном непосредственно в аппарате), в связи с чем, врач вынужден чистить память, удалять ненужные файлы, сохраняя нужные на диске и архивах, чего не может сделать лаборант в силу отсутствия у него специального обучения и навыков.

                Судом не дано никакой оценки материалам проверки, проведенной Прокуратурой г. Асбеста и выявившей нарушения в деятельности ГАУЗ СО «ГБ г.Асбест и в первую очередь - нарушениям, связанным с маршрутизацией пациентов COVID-19 на территории ГАУЗ СО «ГБ г.Асбест», отсутствием указателей и табличек. Проведенной проверкой установлено, что меры, принятые администрацией больницы для разграничения «чистой» и «грязной зоны» и разграничения потока пациентов, являются недостаточными, для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей, контакт врача-рентгенолога и пациента неизбежен. ГАУЗ СО «ГБ г.Асбест» должным образом не организованы санитарно-эпидемиологические меры по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции на территории больницы, врачи-рентгенологи не включены в число должностей, которым необходимо предоставлять выплаты.

                Кроме того, судом было отказано в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда как «производных от основных». Однако, исковые требования о компенсации морального вреда были основаны не только нарушением права на невыплату стимулирующих выплат, но и с нарушением права истца на безопасные условия труда и причинением вреда здоровью.     Фактически судом данные требования рассмотрены не были, несмотря на однозначное выявленное нарушение условий труда.

                Кроме того, указывает на то, что прокурор к участию в деле не был привлечен судом, в нарушение требований части 3 статьи 45 ГПК РФ.

                На апелляционную жалобу поступили возражения от представителя ответчика ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест», в которых просят решение суда - оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    Истец Бескровный А.В. и его представитель по доверенности Занина И.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

    Представитель ответчика ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» Ложкин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы письменных возражений на иск.

    Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

    При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

            Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2020 году были установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских учреждений в виде выплат стимулирующего характера.

Правительством Российской Федерации были приняты постановления:

- от 02 апреля 2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее - Постановление № 415) (срок действия с 29 мая 2020 года по 31 октября 2020 года).

Постановление Правительства от 02 апреля 2020 № 415 отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (срок действия с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года);

- от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» (далее - Постановление № 484) (срок действия с 20 октября 2020 года);

Губернатором Свердловской области был издан Указ от 07 апреля 2020 года № 162-УГ «О предоставлении грантов в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее - Указ Губернатора № 162-УГ) (срок действия с 16 марта 2020 года до 26 февраля 2021 года).

Согласно пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации № 415 от 02 апреля 2020 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2020 № 784), средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах:

подп. «г» - врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

подп. «ж» - врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

Как следует из подп. «а» п.2 Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 (ред. от 23.12.2021, с изм. от 15.07.2022), в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников:

а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):

- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;

- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.

Согласно подпункту «б» пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации № 484 от 12 апреля 2020 года, выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12 (1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. руб. в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. руб. в месяц.

Как следует из Письма Минздрава Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965, выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373. Также указанные выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом, COVID-19 и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе: врачи-рентгенологи, врачи - патологоанатомы, врачи-эпидемиологи, помощники врачей-эпидемиологов; медицинские работники клинико-диагностических лабораторий, средний медицинский персонал, работающий с указанными выше врачами-специалистами. Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.

Согласно пункту 2 Указа Губернатора № 162-УГ, целью предоставления грантов является финансовое обеспечение затрат медицинских организаций на осуществление ежемесячных дополнительных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - выплаты).

Из подпункта 2 пункта 5 Указа Губернатора № 162-УГ следует, что выплаты устанавливаются врачам подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в размере 15 000 рублей.

Действие подпунктов 1 и 2 пункта 5 настоящего Указа распространяется на работников медицинских организаций муниципального образования «город Екатеринбург» и областных государственных учреждений здравоохранения, осуществляющих оказание первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, при оказании медицинской помощи гражданам вне зависимости от выявления новой коронавирусной инфекции или отнесения к группе риска заражения новой коронавирусной инфекцией (пункт 5.1 Указа Губернатора <.......>).

Из исследованных материалов дела судом установлено, что <.......> между ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» (работодатель) и Бескровным А.В. (работник) подписан трудовой договор <.......> (эффективный контракт), по условиям которого истец принят на должность врача-рентгенолога, на 1 ставку, бессрочно (Т.1, л.д. 14-21).

Также между истцом и ответчиком <.......> заключен трудовой договор <.......> (эффективный контракт), по условиям которого истец принят на работу на должность врача-рентгенолога, на 0,75 ставки, сроком до <.......> (Т.1, л.д. 22-29).

<.......> между ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» и Бескровным А.В. подписан трудовой договор <.......> (эффективный контракт), по условиям которого истец принят на должность врача-рентгенолога, на 1 ставку, сроком до <.......> (Т.1, л.д. 30-37).

<.......> ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» издан Приказ <.......>, согласно которого развернуто дополнительно <.......> коек блока интенсивной терапии и реанимации в здании инфекционного отделения, назначен заведующий, утверждено дополнительное штатное расписание (Т.1, л.д. 97), утверждено штатное расписание блока интенсивной терапии и реанимации (Т.1, л.д. 98,99).

Приказом <.......> от <.......> «Об организации обследования методом компьютерной томографии пациентов с диагнозом Внебольничная пневмония»: 1) Заведующему рентгеновским отделением приказано организовать работу рентгеновского отделения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с санитарными нормами и правилами с разделением потоков пациентов: - обеспечить проведение диагностических исследований методом компьютерной томографии пациентов с разделением потоков, с этой целью кабинеты <.......> выделить для исследования пациентов «чистых», КТ кабинет <.......> для пациентов с диагнозами внебольничная пневмония и COVID-19; - обеспечить доступ пациентов в кабинет <.......> через дополнительный вход с улицы; - организовать соблюдение строгого противоэпидемического режима в кабинетах компьютерной томографии при обследовании пациентов с диагнозами «Пневмония» и «COVID-19», с этой целью: увеличить кратность уборок, потоки пациентов с подтвержденным и неподтвержденным COVID-19 и разделить графиком; обеспечить ежедневную термометрию сотрудников в начале и в конце рабочей смены; - допускать к работе в «грязной зоне» специалистов только в средствах индивидуальной защиты, необходимой в условиях контакта с микроорганизмами I-II класса патогенности; - организовать рабочее место врача-рентгенолога для чтения компьютерных томограмм в кабинете <.......> «чистая зона»; - использовать в работе дистанционный метод передачи снимков из «грязной зоны» в «чистую» во избежание контакта врачей-рентгенологов с инфицированными; - исключить вход и выход персонала за пределы «грязной зоны» в загрязненной одежде либо пребывание в «грязной зоне» без средств защиты. 2) Начальнику хозяйственной службы оборудовать в КТ - кабинете <.......> входную группу для пациентов с респираторными диагнозами, исключающую контакт с «чистой зоной»: - установить шлюзы с целью разграничения «чистой» и «грязной» зон в коридоре блока В; - отделить зону ожидания КТ кабинета <.......> от больничного лифта герметичной    перегородкой (Т.1, л.д. 100).

Приказом <.......> от <.......> на территории больницы выделены «чистая» (зеленая) и «заразная» (красная) зоны, в состав красной зоны внесены: приемный покой инфекционного отделения; 1-й, 3-й и 4-й посты инфекционного отделения; блок интенсивной терапии и реанимации, кабинет КТ (<.......>) с зоной ожидания. Утвержден перечень должностей работников, допущенных к работе в «заразной» (красной) зоне. Установлен запрет медицинскому и прочему персоналу, не упомянутому в Перечне должностей, допущенных к работе в «заразной» (красной) зоне, заходить и находится в «заразной» (красной) зоне (Т.1, л.д.108-110).

Как следует из перечня должностей работников, допущенных к работе в «заразной» (красной) зоне (Т.1, л.д.116), в данный перечень включены рентгенолаборант и уборщик служебных помещений (из рентгеновского отделения).

Суд первой инстанции пришел к выводу, что рабочее место истца было расположено в кабинете <.......>, который расположен в «чистой» (зеленой) зоне.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 415 от 02 апреля 2020 года в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» издан Приказ № 447 от 30 апреля 2020 года, которым определен порядок выплат стимулирующего характера работникам в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, или контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19. Выплаты осуществляются следующим категориям медицинских работников: - в Ретгеновском отделении – средний медицинский персонал, контактирующий в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 (п.3.4. Приказа). Согласно абз 4) пункт 4 Приказа, заведующим отделениями и врачам –специалистам отделений круглосуточного стационара, оказывающим медицинскую помощь в рамках консультационных приемов (при невозможности проведения телемедицинской консультации) пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 в круглосуточном стационаре (в т.ч. в Приемном отделении) выплаты установлены в размере – 35843 рубля в месяц. Согласно абз.3 пункта 4) Приказа, заведующему и врачам Инфекционного отделения, Блока интенсивной терапии и реанимации, отделений круглосуточного стационара, Отделения анестезиологии и реанимации, Отделения функциональной диагностики, Провизорного госпиталя, Паталогоанатомического отделения выплаты установлены в размере – 35843 рубля в месяц.

Пунктом 3.2 данного Приказа, к подразделениям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь определено – Рентгеновское отделение, среднему медицинскому персоналу, в котором осуществляется выплата стимулирующего характера.

Перечень должностей и медицинских работников, имеющих право на установление выплат стимулирующего характера, в подразделениях, установлен пунктом 3, размер выплат определен пунктом 4 Приказа.

Так, для Рентгеновского отделения, предусмотрено, что право на установление выплат стимулирующего характера имеют лишь рентгенолаборанты. Должность врача-рентгенолога в данный перечень не включена.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 1762 от 30 октября 2020 года в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» издан Приказ № 447 от 25 ноября 2020 года, которым определен порядок выплат стимулирующего характера работникам в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Выплаты осуществляются следующим категориям медицинских работников: - <.......> – средний медицинский персонал, контактирующий в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 (п.2.4. Приказа). Должность врача-рентгенолога в данный перечень не включена.

Перечень должностей и медицинских работников, имеющих право на установление выплат стимулирующего характера, в подразделениях, и размер выплат определен пунктом 10 Приказа.

Так, для Рентгеновского отделения, предусмотрено, что право на установление выплат стимулирующего характера имеют:

- медицинские работники, обеспечивающие оказание медицинской помощи по диагностике новой коронавирусной инфекции COVID-19: врачи – 3880 рублей; средний медицинский персонал – 2430 рублей; младший медицинский персонал – 1215 рублей;

- медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачи – 2430 рублей; средний медицинский персонал – 1215 рублей.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» издан Приказ № 573 от 03 июня 2020 года, согласно которого с <.......> производятся выплаты стимулирующего характера медицинским работникам ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест», непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам в стационарах, развернутых для лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19, за выполнение особо важных работ.

Данный приказ определяет порядок осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест», которые непосредственно участвовали в оказании медицинской помощи и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Пунктом 3 данного Приказа определено, что выплата стимулирующего характера осуществляется медицинским работникам Инфекционного отделения и Блока интенсивной терапии и реанимации.

Данным Приказом не предусмотрена выплата стимулирующего характера медицинским работникам Рентгеновского отделения.

Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года № 162-УГ в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» издан Приказ № 1076 от 27 октября 2020 года, согласно которого с 16 марта 2020 года принято решение осуществлять выплаты стимулирующего характера работникам ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

Перечень подразделений и должностей медицинских работников, работа в которых дает право на установление дополнительных выплат стимулирующего характера, определен пунктом 4 данного Приказа.

Так, для Рентгеновского отделения, предусмотрено, что право на установление выплат стимулирующего характера имеют лишь рентгенолаборанты. Должность врача-рентгенолога в данный перечень не включена.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о взыскании выплат стимулирующего характера в соответствии с Постановлением № 415, Постановлением № 1762, Постановлением № 484, Указом Губернатора № 162-УГ, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период с 01 апреля 2020 года по сентябрь 2021 года локальными актами ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест», принятыми в соответствии с Постановлением № 415, Постановлением № 1762, Постановлением № 484 и Указом Губернатора № 162-УГ, право врача-рентгенолога на получение дополнительных стимулирующих выплат за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, предусмотрено не было.

Судебная коллегия соглашается с доводами жалобы истца относительно неверной оценки судом первой инстанции представленных в дело доказательств и обстоятельств дела. Выводы суда первой инстанции о том, что истец работает врачом-рентгенологом, его рабочее место находится в «чистой» (зеленой) зоне, при этом проход в «красную зону» истцу запрещен, снимки, сделанные рентгенлаборантами, передавались истцу дистанционным способом, поскольку согласно должностной инструкции врача-рентгенолога, врач не должен находится в непосредственном контакте с пациентом, поскольку анализ результатов рентгенологических исследований производится врачом с использованием телемедицинских технологий при направлении медицинских изображений в другой медицинский кабинет, находящийся удаленно от пациентов, для уточнения жалоб и анамнеза пациентов врач имеет возможность с использованием телефонной связи связаться непосредственно с лечащим врачом, либо с пациентом, находящимся в кабинете компьютерной диагностики, судебная коллегия полагает не верными.

В этой связи, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением № 415, Постановлением № 1762 и Указом Губернатора № 162-УГ.

Как следует из ответа Прокуратуры Свердловской области от <.......> по результатам проверки, проведенной по заявлению Бескровного А.В. (Т.1, л.д.242), установлено, что в ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы. КТ-кабинет <.......> работает в круглосуточном режиме по установленному времени. При этом, согласно снимков КТ установлено, что пациент, имеющий лабораторное подтверждение возбудителя COVID-19, доставлен по скорой помощи <.......> в <.......> часов <.......> минут в КТ кабинет <.......>. Согласно графику работы КТ кабинета <.......>, указанное время не предназначено для обслуживания пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19, чем нарушен п.9.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от <.......> <.......>. Как следует из акта осмотра помещений и территорий ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест», на территории данной больницы информации со стороны улицы и прилегающей к ней территории, как пройти к специально оборудованному входу в КТ кабинет <.......>, не обнаружено. Данную информацию можно получить непосредственно, оказавшись у кабинета врача <.......> и дверей со стороны помещения больницы в «грязную зону». В кабинете врача-рентгенолога не проводится влажная уборка помещений (оборудования, подоконников), с установленной периодичностью не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, поскольку на момент обследования на компьютерах, рабочих столах и подоконнике имеется множественный слой пыли, что является нарушением п.4.25.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от <.......> <.......>. Также установлены нарушения правил заполнения направлений на КТ-исследование, поскольку данные документы заполняются не в полном объеме, что свидетельствует о наличии системного нарушения требований п.13, 14 Приказа Минздрава России от <.......> <.......> «Об утверждении правил проведения рентгенологических исследований».

Из докладной записки прокурора г.Асбеста в прокуратуру Свердловской области от <.......> (Т.1, л.д.243-244) следует, что в ходе проверки прокуратурой установлено, что ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» должным образом не организованы санитарно-эпидемиологические меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории больницы, врачи-рентгенологи не включены в число должностей, которым необходимо предоставлять выплаты, стимулирующего характера за работу в особых условиях, в связи с распространением новой коронавирусной инспекции, в связи с чем, врачам-рентгенологам данные выплаты не производятся. По результатам проверки прокуратурой города в адрес главного врача больницы вынесено представление об устранении нарушений закона, которое <.......> рассмотрено и отклонено.

Вывод суда первой инстанции относительно того, что допустимых и относимых доказательств наличия контакта с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз COVID-19, истцом суду не представлено, судебная коллегия полагает неверным, поскольку бремя доказывания отсутствия контакта с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз COVID-19, лежит на работодателе ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест».

В свою очередь, ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» не представлено суду доказательств отсутствия нарушений со стороны работодателя санитарно – эпидемиологических норм и правил охраны труда в отношении <.......> Бескровного А.В. в период с <.......> года по <.......> года.

Как следует из должностной инструкции врача – <.......>, с которой Бескровный А.В. ознакомлен под роспись <.......> (Т.1, л.д.227-228), <.......> отделения стационара обязан оказывать квалифицированную медицинскую помощь, используя при этом современные методы диагностики, профилактики, лечения и последующей реабилитации пациента; участвовать в постановке диагноза; организовывать или самостоятельно проводить необходимые рентгенологические исследования, в зависимости от состояния пациента определять необходимость дополнительных методов обследования.

Согласно Приказа Минздрава РСФСР от 2 августа 1991 года № 132 (действовал до 03.12.2020), <.......> осуществляет: рентгенологические исследования согласно четко сформулированным показаниям и принимает окончательное решение по его выполнению, определяя необходимый объём и рациональную методику исследования; обеспечение безопасности больного при проведении исследования. Врач-рентгенолог специализированных кабинетов (КТ, ангиографических, бронхологических, урологических, гинекологических, маммографических) должен самостоятельно выполнять специальные методики, включая инвазивные. Врач-рентгенолог несет административную и юридическую ответственность за электро- и лучевые травмы, полученные больными или обслуживающим персоналом во время его работы.

        Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2019 года № 160 утвержден профессиональный стандарт «<.......>». Согласно стандарту, среди других к трудовым действиям врача-рентгенолога относятся: определение показаний к проведению рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансно-томографического исследования по информации от пациента и имеющимся анамнестическим, клиническим лабораторным данным. Выбор и компьютерного составление плана рентгенологического исследования (в том числе томографического) с клинической задачей, с учетом диагностической эффективности исследования, наличия противопоказаний к его проведению. Врач-рентгенолог должен уметь в том числе: - Интерпретировать и анализировать информацию о заболевании и (или) состоянии, полученную от пациентов (их законных представителей), а также из медицинских документов. Выбирать в соответствии с клинической задачей методики рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансно исследования. Определять и обосновывать показания к проведению дополнительных исследований. Интерпретировать и анализировать полученные при рентгенологическом исследовании результаты, выявлять рентгенологические симптомы и синдромы предполагаемого заболевания. Укладывать пациента при проведении рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического исследования) и магнитно-резонансно томографического исследования для решения конкретной диагностической задачи. Определять достаточность имеющейся диагностической информации для составления заключения выполненного рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансно-томографического исследования. Составлять, обосновывать и представлять лечащему врачу план дальнейшего рентгенологического исследования пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи. Выявлять и анализировать причины расхождения результатов рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно томографических исследований с данными других клиническими и патологоанатомическими диагнозами. диагностических методов. Также согласно вышеуказанному профстандарту в функции врача входит оказание экстренной медицинской помощи, т.е. оценка состояния пациентов, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациентов, включая состояние клинической смерти, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека).

Как следует из листа нетрудоспособности (Т.1, л.д.106), Бескровный А.В. находился на больничном в период с <.......> по <.......>.

Согласно Протокола заседания комиссии по расследованию страховых случаев № 27 от 28 сентября 2020 года ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» (Т.1, л.д.53-54), составленного по результату расследования случая заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденными лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ и повлекших за собой временную нетрудоспособность, в отношении работника врача-рентгенолога <.......> Бескровного А.В., случай заболевания Бескровного А.В. новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не является страховым, не подлежит оформлению справкой, в соответствии с п.5 Временного положения о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 695).

Доказательств оспаривания данного протокола, суду сторонами не представлено.

Принимая во внимание установленные обстоятельства и приходя к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части отказа во взыскании стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением № 415, Постановлением № 1762, Указом Губернатора Свердловской области № 162-УГ и принимая новое решение о частичном удовлетворении требований, судебная коллегия, руководствуясь указанными Постановлением Правительства Российской Федерации № 415, Постановлением Правительства Российской Федерации № 1762, Указом Губернатора Свердловской области № 162-УГ, письмом Минздрава Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 16 - 3/И/1-6965, статьей 5, 8 Трудового кодекса Российской Федерации, исходит из того, что право на спорные выплаты по Постановлению Правительства РФ № 415, Постановлению Правительства РФ № 1762, Указу Губернатора № 162 - УГ с учетом разъяснений Минздрава Российской Федерации имеют медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19.

В силу Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 июня 2020 года № 560н к рентгеновским исследованиям относится и рентгеновская компьютерная томография (пункт 2), рентгенологические исследования проводятся при наличии медицинских показаний при оказании первичной медико-санитарной помощи (пункт 4).

Представленные в материалы дела выкопировки из журналов учета исследования КТ (кабинет <.......>) ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» за спорный период с <.......> года по <.......> года, следует, что врач-рентгелолог Бескровный А.В. осуществлял прием пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19, в связи с чем нельзя однозначно сделать вывод о фактах отсутствия контакта истца с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19.

При этом, судебная коллегия полагает, что при расчете выплат истцу в период времени с <.......> года по <.......> года подлежат применению положения локальных актов работодателя относительно вышеуказанных спорных выплат, как работнику, осуществляющему первичную медико-санитарную помощь.

Судебная коллегия полагает заслуживающим доводы апелляционной жалобы истца, поскольку из письма Минздрава Российской Федерации от <.......> <.......>, дающего разъяснения относительно применения в том числе Постановления Правительства Российской Федерации <.......>, следует, что стимулирующие выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19. Следовательно, право на получение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, имеют, в том числе медицинские работники, включая врачей-рентгенологов, осуществляющие свою профессиональную деятельность и имевшие контакт с пациентом с установленным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19.

Из Указа Губернатора Свердловской области № 162-УГ следует, что право на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку имеют медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. В частности, к таким медицинским работникам относятся врачи подразделений, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, в том числе при оказании медицинской помощи гражданам вне зависимости от выявления новой коронавирусной инфекции или отнесения к группе риска заражения новой коронавирусной инфекцией (подпункт 2 пункта 5, пункт 5.1 Указа Губернатора № 162-УГ).

С учетом установленных обстоятельств о том, что истец работает врачом-рентгенологом, его рабочее место в период времени с <.......> года по <.......> года находилось рядом с «красной зоной», истец имеет контакт с <.......>, периодический контакт с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз новая коронавирусная инфекция, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 415 от 02 апреля 2020 года, Постановлением Правительства РФ № 1762 от 30 октября 2020 года, Указом Губернатора Свердловской области № 162-УГ от 07 апреля 2020 года.

Судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы жалобы истца о том, что истец, являясь врачом-рентгенологом оказывал больным коронавирусной инфекцией как первичную медицинскую помощь, так и специализированную медицинскую помощь, в связи с чем имеет право на получение стимулирующих выплат; невнесение ответчиком в штатное расписание инфекционного госпиталя врачей-рентгенологов напрямую противоречит положениям федерального законодательства, в то же самое время накладывает на врачей-рентгенологов дополнительную нагрузку, которая не может быть оплачена в силу того, что ответчик нарушил права своих работников; ответчик не опровергает, что специальность «рентгенолаборанта» включена в перечень сотрудников локальных нормативных актов учреждения ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест», имеющих право на получение выплат, как оказывающих помощь в стационарных условиях, так и в амбулаторно-поликлинических; из выкопировок из журналов учета исследования КТ (кабинет № 127) ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» за период с <.......> года по <.......> года следует, что <.......> Бескровный А.В. осуществлял прием пациентов, в том числе с подтвержденным <.......> неограниченный поток пациентов в круглосуточном режиме обследовался в Рентгеновского отделения без разделения на «амбулаторных» и «стационарных».

Разрешая требования о взыскании с ответчика стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением Правительства № 415 от 02 апреля 2020 года, судебная коллегия полагает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца суммы – 412064 рубля 43 копейки (за период с <.......> по <.......>, исходя из фактически отработанного времени).

35843руб. х 5 мес. х 1,15% х 1,75 = 360670,19 руб. (<.......> <.......>.)

16187,16 руб. х 1,15% х1,75 = 32576,66 руб. <.......>.)

16726,73 руб. х 1,15% х 1,75 = 33662,55 руб. (<.......>.)

Разрешая требования о взыскании с ответчика стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением Правительства № 1762 от 30 октября 2020 года, судебная коллегия полагает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца суммы – 330234 рубля 49 копеек (за период с <.......> года по <.......> года, исходя из нормо-часов, представленных в расчете истца, и табелей учета рабочего времени).

33950 руб./ мес. х 1,15% х 4 мес. = 156170 руб. (<.......>., <.......>.)

20370 руб. х 1,15% = 23425,50 руб. <.......>.)

18617,74 руб. х 1,15% = 21410,4 руб. (<.......>.)

29569,35 руб. х 1,15% = 34004,75 руб. (<.......>.)

11316,67 руб. х 1,15% = 11314,17 руб. <.......>.)

29569,35 руб. х 1,15% = 34004,75 руб. (<.......>.)

18617,74 руб. х 1,15% = 21410,4 руб. (август 2021г.)

В сентябре 2021 года истец не работал, согласно табеля учета рабочего времени.

Разрешая требования о взыскании с ответчика стимулирующих выплат в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области № 162-УГ от <.......>, судебная коллегия полагает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца суммы – 281814 рублей 93 копейки (за период с <.......> по <.......>, исходя из фактически отработанного времени).

15000 руб. х 6 мес. х 1,15% х 1,75 = 181125 руб. (<.......>.)

7741,93 руб. х 1,15% х 1,75 = 15580,64 руб. <.......>.)

6774,19 руб. х 1,15% х 1,75 = 13633,05 руб. (<.......>.)

7000 руб. х 1,15% х 1,75 = 14087,50 руб. (<.......>

9000 руб. х 1,15% х 1,75 = 18112,5 руб. <.......>.)

8225,80 руб. х 1,15% х 1,75 = 16554,43 руб. (<.......>.)

13928,57 руб. х 1,15% х 1,75 = 28031,25 руб. <.......>

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением № 484, судебная коллегия, руководствуясь указанным Постановлением Правительства Российской Федерации № 484, Временным порядком, утвержденным Приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н, исходит из того, что выплата, предусмотренная Постановлением № 484, имела назначение «за выполнение особо важных работ». По существу, такая работа осуществлялась в организациях, специально перепрофилированных для работы с больными коронавирусной инфекцией. На территории Свердловской области с учетом Временного порядка были определены медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, в состав таких учреждений ответчик не был включен. Поскольку выплаты по Постановлению № 484 предназначались именно для тех медицинских работников, которые работали в специально перепрофилированных для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, либо для сотрудников специализированных бригад скорой помощи, истец в вышеуказанных условиях не работал, доказательств иного суду не представил, в связи с чем права на данную выплату не имеет.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Сам факт нарушения трудовых прав причиняет любому работнику нравственные страдания из-за несправедливого отношения работодателя к нему.

В этой связи, судебная коллегия полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца возмещение компенсации морального вреда в сумме – 20000 рублей, в связи нарушением права истца на безопасные условия труда, несоблюдением работодателем санитарно-эпидемиологических норм при организации труда истца, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, длительности сложившейся спорной ситуации между сторонами, а также требований разумности и справедливости, что соответствует положениям ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 237 Трудового кодекса РФ и разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины: издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу ст. 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов - государственной пошлины - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Таким образом, общий размер государственной пошлины, который подлежал уплате истцом при подаче искового заявления, составляет – 13320 рублей 57 копеек, а следовательно, подлежит взысканию с ответчика ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» в доход местного бюджета.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <.......>, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ <.......>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 1762, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░ 2020 ░░░░ № 162-░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░» (<.......>, ░░░░ <.......>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. (<.......>, ░░░░░░░ <.......>, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <.......>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <.......>):

- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░ 2020 ░░░░ № 415 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2020 ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ 412064 ░░░░░ 43 ░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 1762 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 2020 - 2022 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░░░░ ░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 2020 - 2022 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19)» ░ ░░░░░ – 330234 ░░░░░ 49 ░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░ 2020 ░░░░ № 162-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ - 281814 ░░░░░░ 93 ░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ – 20000 ░░░░░░;

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ – 13320 ░░░░░░ 57 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 04 ░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░ ░░░░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-4512/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Бескровный Александр Владимирович
Ответчики
ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
ГАУЗ Городская больница город Асбест
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Завьялова Александра Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
21.07.2022Передача дела судье
22.08.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
19.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022Передано в экспедицию
26.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее