(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции № 2-4512/2022
72RS0013-01-2022-002320-58)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Тюмень | 26 сентября 2022 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Пуминовой Т.Н,
судей: Завьяловой А.В., Малининой Л.Б.,
при секретаре: Самороковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Бескровного А.В. на решение Калининского районного суда города Тюмени от 04 мая 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Бескровного А.В. к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Городская больница город Асбест» о взыскании выплат стимулирующего характера, социальной выплаты, компенсации морального вреда – отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Завьяловой А.В., объяснения истца Бескровного А.В. и его представителя по доверенности Заниной И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» Ложкина А.В., возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Бескровный А.В. обратился в суд с иском к ГАУЗ «Городская больница город Асбест» о взыскании выплат стимулирующего характера, социальной выплаты, единовременной страховой выплаты, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что с <.......> года он состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности <.......> на <.......> ставки. В трудовые обязанности входит проведение рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических). В начале <.......> года, в связи с пандемией новой короновирусной инфекции один из аппаратов МСКТ в больнице был определен для больных и имеющих признаки заболевания COVID-19, второй аппарат для пациентов с другими заболеваниями. Истец одновременно работал на двух аппаратах, в том числе оказывал специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19, а также осуществлял диагностику пациентам, нуждающимся в экстренной диагностике, не связанной с COVID-19. В начале пандемии коронавируса количество пациентов, направленных на исследование МСКТ органов грудной клетки в сутки составляло <.......> человек (при нормативе в сутки <.......> человека). Также в больнице, где работал истец, блок интенсивной терапии и реанимации инфекционного отделения был перепрофилирован для больных COVID-19, которые находились там в стационарных условиях, кроме того, со всех близлежащих округов направлялись больные из организованных ковидариев для проведения обследования. Поскольку отдельного аппарата для пациентов, находящихся в стационаре не было, обследование они проходили на общих аппаратах, соответственно зона приема и обследования пациентов была особо инфекционной. Постановлениями Правительства РФ были предусмотрены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим специализированную медицинскую помощь пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. По мнению истца, рентгенолог является врачом, оказывающим специализированную помощь в стационаре и первичную медико-санитарную помощь, соответственно относится к числу лиц, которым положены выплаты стимулирующего характера. В нарушении постановлений Правительства ни одной стимулирующей выплаты истцу начислено и выплачено не было. Поскольку, в ходе осуществления работы, истец вынужден был контактировать с пациентами, имеющими с заболевание COVID-19.
Истец просил суд взыскать с ГАУЗ «Городская больница город Асбест»: 1) выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 415, в размере - 504 938 рублей 28 коп., за период с <.......> по <.......>; 2)выплату стимулирующего характера, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, в размере - 1 127 000 рублей, за период с <.......> по <.......>; 3)специальную социальную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 года №1762, в размере - 351 382 рубля 50 коп., за период с <.......> по <.......> года; 4)стимулирующую выплату в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года №162-УГ, в размере - 1 408 750 рублей, за период с <.......> по сентябрь 2021 года; 5) компенсацию морального вреда в размере 400 000 рублей.
Определением судьи от <.......> исковые требования о взыскании единовременной страховой выплаты с ГУ Свердловское региональное отделение фонда социального страхования РФ в размере - 68 811 рублей выделены в отдельное гражданское дело (Т.1, л.д.146).
Истец Бескровный А.В., его представитель Занина И.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ГАУЗ «Городская больница город Асбест» Иванова Н.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поскольку истец по роду своих обязанностей не работал с <.......>, прием пациентов и контакт с ними при снимке осуществлял лаборант, снимок дистанционно направлялся истцу, и врач составлял заключение. Фактически два аппарата для исследований находись в разных местах, с разными выходами, для плановых пациентов предусмотрен вход через отделение больницы, для пациентов с диагнозом и признаками COVID-19 осуществлялся отдельный вход с улицы, из которого нельзя было попасть в «чистую» зону.
Судом постановлено выше указанное решение, с которым не согласился истец, в жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильные применением норм материального и процессуального права, при этом ссылается на требования ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, ст. ст. 55. 50 - 61, 67, 195 ГПК РФ, ч.4 ст.198 ГПК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».
В доводах жалобы указывает, что суд не отразил в оспариваемом решении исследованные доказательства (в частности материалы прокурорской проверки), не привел мотивов, по которым отклонил доказательства (имеющиеся в надзорных производствах Прокуратуры г.Асбест и иные представленные стороной истца доказательства), подтверждающие нарушения ответчиком требований законодательства, повлекшие невозможность Бескровного А.В. избежать контакта с пациентами с заболеванием COVID-19, а также не дал данным доказательствам какой-либо оценки. Указывает на то, что суд первой инстанции дословно цитирует служебные и докладные записки ГАУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест», не учитывая тот факт, что они опровергаются представленными доказательствами и нормативными актами, что свидетельствует о формальном подходе к разрешению дела. Полагает, что вывод суда о том, что врач-рентгенолог не должен находиться в непосредственном контакте с пациентом поскольку анализ результатов рентгенологических исследований производится врачом с использованием телемедицинских технологий, не основан на имеющихся доказательствах.
Отмечает, что в материалы гражданского дела представлена должностная инструкция врача-рентгенолога рентгеновского отделения стационара, в которой ни слова нет о запрете находиться с пациентом, поскольку анализ результатов рентгенологических исследований производится врачом с использованием телемедицинских технологий. В жалобе указывает, что с <.......>, т.е. до вступления в силу Приказа Минздрава России от 09.06.2020 № 560н «Об утверждении Правил проведения исследований», анализ рентгенологических исследований с помощью телемедицинских технологий не предусматривался. Обращает внимание на то, что согласно должностной инструкции врача-рентгенолога рентгеновского отделения, врач-рентгенолог отделения стационара обязан оказывать квалифицированную медицинскую помощь, используя при этом современные методы диагностики, профилактики, лечения и последующей реабилитации пациента; участвовать в постановке диагноза; организовывать или самостоятельно проводить необходимые рентгенологические исследования, в зависимости от состояния пациента определять необходимость дополнительных методов обследования. Кроме того, согласно Приказа Минздрава РСФСР от 2 августа 1991 г. № 132 (действовал до 03.12.2020), врач-рентгенолог осуществляет: рентгенологические исследования согласно четко сформулированным показаниям и принимает окончательное решение по его выполнению, определяя необходимый объём и рациональную методику исследования; обеспечение безопасности больного при проведении исследования. Врач-рентгенолог специализированных кабинетов (КТ, ангиографических, бронхологических, урологических, гинекологических, маммографических) должен самостоятельно выполнять специальные методики, включая инвазивные. Врач-рентгенолог несет административную и юридическую ответственность за электро- и лучевые травмы, полученные больными или обслуживающим персоналом во время его работы.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2019 г. № 160 утвержден профессиональный стандарт «Врач-рентгенолог». Согласно стандарту, среди других к трудовым действиям врача-рентгенолога относятся: определение показаний к проведению рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансно-томографического исследования по информации от пациента и имеющимся анамнестическим, клиническим лабораторным данным. Выбор и компьютерного составление плана рентгенологического исследования (в том числе томографического) с клинической задачей, с учетом диагностической эффективности исследования, наличия противопоказаний к его проведению. Врач-рентгенолог должен уметь в том числе: - Интерпретировать и анализировать информацию о заболевании и (или) состоянии, полученную от пациентов (их законных представителей), а также из медицинских документов. Выбирать в соответствии с клинической задачей методики рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансного исследования. Определять и обосновывать показания к проведению дополнительных исследований. Интерпретировать и анализировать полученные при рентгенологическом исследовании результаты, выявлять рентгенологические симптомы и синдромы предполагаемого заболевания. Укладывать пациента при проведении рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического исследования) и магнитно-резонансно томографического исследования для решения конкретной диагностической задачи. Определять достаточность имеющейся диагностической информации для составления заключения выполненного рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансно-томографического исследования. Составлять, обосновывать и представлять лечащему врачу план дальнейшего рентгенологического исследования пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи. Выявлять и анализировать причины расхождения результатов рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно томографических исследований с данными других клиническими и патологоанатомическими диагнозами. диагностических методов. Также согласно вышеуказанному профстандарту в функции врача входит оказание экстренной медицинской помощи, т.е. оценка состояния пациентов, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациентов, включая состояние клинической смерти, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека).
Указывает на то, что позиция ответчика была построена на элементарном незнании и непонимании проведения рентгенологических исследований и нормативных актов, регулирующих деятельность врача-рентгенолога. Полноценное проведение рентгенологического исследования в ряде случаев невозможно без контакта с пациентом, т.к. только таким образом можно узнать полную картину заболевания (анамнез, симптомы, сопутствующие заболевания и др.). Полагает, что данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного проведения КТ-исследования, установления показаний противопоказаний для проведения исследования, правильной интерпретации истцом результатов исследования. Отмечает в жалобе, что при внешне аналогичных результатах проведенного исследования, в зависимости от вышеуказанных обстоятельств можно поставить разные диагнозы (отек и легких и тяжелая степень СОVID 19 (стадия КТ 3-4) выглядят одинаково - обширные поражения легочной ткани по типу матового стекла). Постановка неверного диагноза в результате отсутствия полных сведений о пациенте, в свою очередь, в корне противоречит смыслу здравоохранения, и может повлечь негативные последствии для врача в виде привлечения его к ответственности. Кроме того, необходимо учесть, что лечащие врачи, направившие пациента для проведения КТ-исследования, должны указать в направлении диагноз, дополнительные клинические сведения (основные симптомы, результаты проведенных лабораторных, инструментальных и иных видов исследований, описание медицинских вмешательств (манипуляций, операций); ограничения к проведению рентгенологического исследования (при наличии); анатомическую область и (или) орган (органы), подлежащие обследованию, вид необходимого рентгенологического исследования: цель назначенного рентгенологического исследования (Приказ Минздрава России от 09.06.2020 № 560). Обращает внимание на то, что регулярно поступали пациенты с незаполненным направлением, в ряде случаев - кроме фамилии пациента в направлении ничего не указано, соответственно, врачу даже не были известны область/орган обследования. Истец не мог провести исследование, но и отказать в медицинской помощи пациенту также нельзя. В связи с этим, истец вынужден лично идти к пациенту в «красную зону», чтобы узнать жалобы, симптомы и прочую необходимую для исследования информацию от пациента. Факт отсутствия заполненных должным образом направлений подтверждается справкой Росздравнадзора, выявившим системное нарушение требований п 13.14 Приказа Минздрава России от 09.06.2020 № 560н, в части заполнения направлений. Также отмечает в жалобе, что судом никакой оценки дано не было данной справке. Из выше нормативных актов следует, что именно врач-рентгенолог несет ответственность за действия младшего персонала, за пациентов, за травмы, полученные пациентом при проведении исследования. Полагает, что для добросовестного выполнения истцом должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией, профстандартом, истец не может избежать контакта с пациентами, в том числе, с подозрением на COVID-19.
В решении суд также ссылается на Приказ ГАУЗ СО «ГБ г.Асбест» № 376 от 18 апреля 2020 года и Приказ № 446 от 30 апреля 2020 года, выделивших «грязную» и «чистую зону», и установивших запрет заходить и находиться в «заразной» зоне. Отмечает, что с данными приказами его не знакомили, как и другой персонал больницы, в открытом доступе на территории больницы или на сайте приказы не представлены. По мнению истца, данные приказы были подготовлены позднее в связи с его обращениями в надзорные органы, что подтверждается показаниями рентгенолаборанта Корсаковой С.В. пояснившей, что никакого деления на «грязную» и «чистую» зону не было, не было табличек и указателей, изначально отсутствовала и фактическая преграда (шлюз). Пациенты отдавали направления лаборанту, которые он передавал врачу, и наоборот врач отдавал заключения, которые необходимо было отдать пациенту, в связи с чем, лаборант выходил из «грязной» зоны не переодеваясь, т.е. не снимая «грязный» защитный спецкостюм. Вывод суда о том, что «рабочее место врача-рентгенолога находится в «чистой» («зеленой») зоне, при этом проход в «красную зону» истцу запрещен», не соответствует действительности. В обжалуемом решении суд указывает о том, что «утверждения о том, что истец проводил ремонт аппарата компьютерной томографии, являются голословными, поскольку для ремонта сложной техники, к которой относится аппарат КТ, требуются специальные познания, которыми врач не обладает в силу своего образования». О фактах ремонта аппарата КТ врачами-рентгенологами помимо истца, пояснила свидетель Корсакова С.В., а также в письменных объяснениях врач-рентгенолог Мельцов В.С. В связи с этим, считает, что доводы истца подтверждаются исследованными доказательствами. При работе с высокотехнологичными аппаратами сфере медицины врач обязан знать устройство и принципы работы аппарата, на котором он работает; в экстренном режиме (особенно в ночное время) врач не может ждать приезда техника из г. Екатеринбурга и вынужден сам устранять неполадки компьютерного томографа, например: при высоком потоке пациентов быстро перегружается память в компьютере и на сервере (расположенном непосредственно в аппарате), в связи с чем, врач вынужден чистить память, удалять ненужные файлы, сохраняя нужные на диске и архивах, чего не может сделать лаборант в силу отсутствия у него специального обучения и навыков.
Судом не дано никакой оценки материалам проверки, проведенной Прокуратурой г. Асбеста и выявившей нарушения в деятельности ГАУЗ СО «ГБ г.Асбест и в первую очередь - нарушениям, связанным с маршрутизацией пациентов COVID-19 на территории ГАУЗ СО «ГБ г.Асбест», отсутствием указателей и табличек. Проведенной проверкой установлено, что меры, принятые администрацией больницы для разграничения «чистой» и «грязной зоны» и разграничения потока пациентов, являются недостаточными, для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей, контакт врача-рентгенолога и пациента неизбежен. ГАУЗ СО «ГБ г.Асбест» должным образом не организованы санитарно-эпидемиологические меры по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции на территории больницы, врачи-рентгенологи не включены в число должностей, которым необходимо предоставлять выплаты.
Кроме того, судом было отказано в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда как «производных от основных». Однако, исковые требования о компенсации морального вреда были основаны не только нарушением права на невыплату стимулирующих выплат, но и с нарушением права истца на безопасные условия труда и причинением вреда здоровью. Фактически судом данные требования рассмотрены не были, несмотря на однозначное выявленное нарушение условий труда.
Кроме того, указывает на то, что прокурор к участию в деле не был привлечен судом, в нарушение требований части 3 статьи 45 ГПК РФ.
На апелляционную жалобу поступили возражения от представителя ответчика ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест», в которых просят решение суда - оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Истец Бескровный А.В. и его представитель по доверенности Занина И.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель ответчика ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» Ложкин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы письменных возражений на иск.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2020 году были установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских учреждений в виде выплат стимулирующего характера.
Правительством Российской Федерации были приняты постановления:
- от 02 апреля 2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее - Постановление № 415) (срок действия с 29 мая 2020 года по 31 октября 2020 года).
Постановление Правительства от 02 апреля 2020 № 415 отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (срок действия с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года);
- от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» (далее - Постановление № 484) (срок действия с 20 октября 2020 года);
Губернатором Свердловской области был издан Указ от 07 апреля 2020 года № 162-УГ «О предоставлении грантов в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее - Указ Губернатора № 162-УГ) (срок действия с 16 марта 2020 года до 26 февраля 2021 года).
Согласно пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации № 415 от 02 апреля 2020 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2020 № 784), средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах:
подп. «г» - врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
подп. «ж» - врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Как следует из подп. «а» п.2 Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 (ред. от 23.12.2021, с изм. от 15.07.2022), в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Согласно подпункту «б» пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации № 484 от 12 апреля 2020 года, выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12 (1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. руб. в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. руб. в месяц.
Как следует из Письма Минздрава Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965, выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373. Также указанные выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом, COVID-19 и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе: врачи-рентгенологи, врачи - патологоанатомы, врачи-эпидемиологи, помощники врачей-эпидемиологов; медицинские работники клинико-диагностических лабораторий, средний медицинский персонал, работающий с указанными выше врачами-специалистами. Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Согласно пункту 2 Указа Губернатора № 162-УГ, целью предоставления грантов является финансовое обеспечение затрат медицинских организаций на осуществление ежемесячных дополнительных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - выплаты).
Из подпункта 2 пункта 5 Указа Губернатора № 162-УГ следует, что выплаты устанавливаются врачам подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в размере 15 000 рублей.
Действие подпунктов 1 и 2 пункта 5 настоящего Указа распространяется на работников медицинских организаций муниципального образования «город Екатеринбург» и областных государственных учреждений здравоохранения, осуществляющих оказание первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, при оказании медицинской помощи гражданам вне зависимости от выявления новой коронавирусной инфекции или отнесения к группе риска заражения новой коронавирусной инфекцией (пункт 5.1 Указа Губернатора <.......>).
Из исследованных материалов дела судом установлено, что <.......> между ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» (работодатель) и Бескровным А.В. (работник) подписан трудовой договор <.......> (эффективный контракт), по условиям которого истец принят на должность врача-рентгенолога, на 1 ставку, бессрочно (Т.1, л.д. 14-21).
Также между истцом и ответчиком <.......> заключен трудовой договор <.......> (эффективный контракт), по условиям которого истец принят на работу на должность врача-рентгенолога, на 0,75 ставки, сроком до <.......> (Т.1, л.д. 22-29).
<.......> между ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» и Бескровным А.В. подписан трудовой договор <.......> (эффективный контракт), по условиям которого истец принят на должность врача-рентгенолога, на 1 ставку, сроком до <.......> (Т.1, л.д. 30-37).
<.......> ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» издан Приказ <.......>, согласно которого развернуто дополнительно <.......> коек блока интенсивной терапии и реанимации в здании инфекционного отделения, назначен заведующий, утверждено дополнительное штатное расписание (Т.1, л.д. 97), утверждено штатное расписание блока интенсивной терапии и реанимации (Т.1, л.д. 98,99).
Приказом <.......> от <.......> «Об организации обследования методом компьютерной томографии пациентов с диагнозом Внебольничная пневмония»: 1) Заведующему рентгеновским отделением приказано организовать работу рентгеновского отделения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с санитарными нормами и правилами с разделением потоков пациентов: - обеспечить проведение диагностических исследований методом компьютерной томографии пациентов с разделением потоков, с этой целью кабинеты <.......> выделить для исследования пациентов «чистых», КТ кабинет <.......> для пациентов с диагнозами внебольничная пневмония и COVID-19; - обеспечить доступ пациентов в кабинет <.......> через дополнительный вход с улицы; - организовать соблюдение строгого противоэпидемического режима в кабинетах компьютерной томографии при обследовании пациентов с диагнозами «Пневмония» и «COVID-19», с этой целью: увеличить кратность уборок, потоки пациентов с подтвержденным и неподтвержденным COVID-19 и разделить графиком; обеспечить ежедневную термометрию сотрудников в начале и в конце рабочей смены; - допускать к работе в «грязной зоне» специалистов только в средствах индивидуальной защиты, необходимой в условиях контакта с микроорганизмами I-II класса патогенности; - организовать рабочее место врача-рентгенолога для чтения компьютерных томограмм в кабинете <.......> «чистая зона»; - использовать в работе дистанционный метод передачи снимков из «грязной зоны» в «чистую» во избежание контакта врачей-рентгенологов с инфицированными; - исключить вход и выход персонала за пределы «грязной зоны» в загрязненной одежде либо пребывание в «грязной зоне» без средств защиты. 2) Начальнику хозяйственной службы оборудовать в КТ - кабинете <.......> входную группу для пациентов с респираторными диагнозами, исключающую контакт с «чистой зоной»: - установить шлюзы с целью разграничения «чистой» и «грязной» зон в коридоре блока В; - отделить зону ожидания КТ кабинета <.......> от больничного лифта герметичной перегородкой (Т.1, л.д. 100).
Приказом <.......> от <.......> на территории больницы выделены «чистая» (зеленая) и «заразная» (красная) зоны, в состав красной зоны внесены: приемный покой инфекционного отделения; 1-й, 3-й и 4-й посты инфекционного отделения; блок интенсивной терапии и реанимации, кабинет КТ (<.......>) с зоной ожидания. Утвержден перечень должностей работников, допущенных к работе в «заразной» (красной) зоне. Установлен запрет медицинскому и прочему персоналу, не упомянутому в Перечне должностей, допущенных к работе в «заразной» (красной) зоне, заходить и находится в «заразной» (красной) зоне (Т.1, л.д.108-110).
Как следует из перечня должностей работников, допущенных к работе в «заразной» (красной) зоне (Т.1, л.д.116), в данный перечень включены рентгенолаборант и уборщик служебных помещений (из рентгеновского отделения).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что рабочее место истца было расположено в кабинете <.......>, который расположен в «чистой» (зеленой) зоне.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 415 от 02 апреля 2020 года в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» издан Приказ № 447 от 30 апреля 2020 года, которым определен порядок выплат стимулирующего характера работникам в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, или контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19. Выплаты осуществляются следующим категориям медицинских работников: - в Ретгеновском отделении – средний медицинский персонал, контактирующий в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 (п.3.4. Приказа). Согласно абз 4) пункт 4 Приказа, заведующим отделениями и врачам –специалистам отделений круглосуточного стационара, оказывающим медицинскую помощь в рамках консультационных приемов (при невозможности проведения телемедицинской консультации) пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 в круглосуточном стационаре (в т.ч. в Приемном отделении) выплаты установлены в размере – 35843 рубля в месяц. Согласно абз.3 пункта 4) Приказа, заведующему и врачам Инфекционного отделения, Блока интенсивной терапии и реанимации, отделений круглосуточного стационара, Отделения анестезиологии и реанимации, Отделения функциональной диагностики, Провизорного госпиталя, Паталогоанатомического отделения выплаты установлены в размере – 35843 рубля в месяц.
Пунктом 3.2 данного Приказа, к подразделениям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь определено – Рентгеновское отделение, среднему медицинскому персоналу, в котором осуществляется выплата стимулирующего характера.
Перечень должностей и медицинских работников, имеющих право на установление выплат стимулирующего характера, в подразделениях, установлен пунктом 3, размер выплат определен пунктом 4 Приказа.
Так, для Рентгеновского отделения, предусмотрено, что право на установление выплат стимулирующего характера имеют лишь рентгенолаборанты. Должность врача-рентгенолога в данный перечень не включена.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 1762 от 30 октября 2020 года в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» издан Приказ № 447 от 25 ноября 2020 года, которым определен порядок выплат стимулирующего характера работникам в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Выплаты осуществляются следующим категориям медицинских работников: - <.......> – средний медицинский персонал, контактирующий в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 (п.2.4. Приказа). Должность врача-рентгенолога в данный перечень не включена.
Перечень должностей и медицинских работников, имеющих право на установление выплат стимулирующего характера, в подразделениях, и размер выплат определен пунктом 10 Приказа.
Так, для Рентгеновского отделения, предусмотрено, что право на установление выплат стимулирующего характера имеют:
- медицинские работники, обеспечивающие оказание медицинской помощи по диагностике новой коронавирусной инфекции COVID-19: врачи – 3880 рублей; средний медицинский персонал – 2430 рублей; младший медицинский персонал – 1215 рублей;
- медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачи – 2430 рублей; средний медицинский персонал – 1215 рублей.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» издан Приказ № 573 от 03 июня 2020 года, согласно которого с <.......> производятся выплаты стимулирующего характера медицинским работникам ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест», непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам в стационарах, развернутых для лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19, за выполнение особо важных работ.
Данный приказ определяет порядок осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест», которые непосредственно участвовали в оказании медицинской помощи и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Пунктом 3 данного Приказа определено, что выплата стимулирующего характера осуществляется медицинским работникам Инфекционного отделения и Блока интенсивной терапии и реанимации.
Данным Приказом не предусмотрена выплата стимулирующего характера медицинским работникам Рентгеновского отделения.
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года № 162-УГ в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» издан Приказ № 1076 от 27 октября 2020 года, согласно которого с 16 марта 2020 года принято решение осуществлять выплаты стимулирующего характера работникам ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест» за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Перечень подразделений и должностей медицинских работников, работа в которых дает право на установление дополнительных выплат стимулирующего характера, определен пунктом 4 данного Приказа.
Так, для Рентгеновского отделения, предусмотрено, что право на установление выплат стимулирующего характера имеют лишь рентгенолаборанты. Должность врача-рентгенолога в данный перечень не включена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о взыскании выплат стимулирующего характера в соответствии с Постановлением № 415, Постановлением № 1762, Постановлением № 484, Указом Губернатора № 162-УГ, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период с 01 апреля 2020 года по сентябрь 2021 года локальными актами ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г.Асбест», принятыми в соответствии с Постановлением № 415, Постановлением № 1762, Постановлением № 484 и Указом Губернатора № 162-УГ, право врача-рентгенолога на получение дополнительных стимулирующих выплат за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, предусмотрено не было.
Судебная коллегия соглашается с доводами жалобы истца относительно неверной оценки судом первой инстанции представленных в дело доказательств и обстоятельств дела. Выводы суда первой инстанции о том, что истец работает врачом-рентгенологом, его рабочее место находится в «чистой» (зеленой) зоне, при этом проход в «красную зону» истцу запрещен, снимки, сделанные рентгенлаборантами, передавались истцу дистанционным способом, поскольку согласно должностной инструкции врача-рентгенолога, врач не должен находится в непосредственном контакте с пациентом, поскольку анализ результатов рентгенологических исследований производится врачом с использованием телемедицинских технологий при направлении медицинских изображений в другой медицинский кабинет, находящийся удаленно от пациентов, для уточнения жалоб и анамнеза пациентов врач имеет возможность с использованием телефонной связи связаться непосредственно с лечащим врачом, либо с пациентом, находящимся в кабинете компьютерной диагностики, судебная коллегия полагает не верными.
В этой связи, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением № 415, Постановлением № 1762 и Указом Губернатора № 162-УГ.
Как следует из ответа Прокуратуры Свердловской области от <.......> по результатам проверки, проведенной по заявлению Бескровного А.В. (Т.1, л.д.242), установлено, что в ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы. КТ-кабинет <.......> работает в круглосуточном режиме по установленному времени. При этом, согласно снимков КТ установлено, что пациент, имеющий лабораторное подтверждение возбудителя COVID-19, доставлен по скорой помощи <.......> в <.......> часов <.......> минут в КТ кабинет <.......>. Согласно графику работы КТ кабинета <.......>, указанное время не предназначено для обслуживания пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19, чем нарушен п.9.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от <.......> <.......>. Как следует из акта осмотра помещений и территорий ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест», на территории данной больницы информации со стороны улицы и прилегающей к ней территории, как пройти к специально оборудованному входу в КТ кабинет <.......>, не обнаружено. Данную информацию можно получить непосредственно, оказавшись у кабинета врача <.......> и дверей со стороны помещения больницы в «грязную зону». В кабинете врача-рентгенолога не проводится влажная уборка помещений (оборудования, подоконников), с установленной периодичностью не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, поскольку на момент обследования на компьютерах, рабочих столах и подоконнике имеется множественный слой пыли, что является нарушением п.4.25.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от <.......> <.......>. Также установлены нарушения правил заполнения направлений на КТ-исследование, поскольку данные документы заполняются не в полном объеме, что свидетельствует о наличии системного нарушения требований п.13, 14 Приказа Минздрава России от <.......> <.......> «Об утверждении правил проведения рентгенологических исследований».
Из докладной записки прокурора г.Асбеста в прокуратуру Свердловской области от <.......> (Т.1, л.д.243-244) следует, что в ходе проверки прокуратурой установлено, что ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» должным образом не организованы санитарно-эпидемиологические меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории больницы, врачи-рентгенологи не включены в число должностей, которым необходимо предоставлять выплаты, стимулирующего характера за работу в особых условиях, в связи с распространением новой коронавирусной инспекции, в связи с чем, врачам-рентгенологам данные выплаты не производятся. По результатам проверки прокуратурой города в адрес главного врача больницы вынесено представление об устранении нарушений закона, которое <.......> рассмотрено и отклонено.
Вывод суда первой инстанции относительно того, что допустимых и относимых доказательств наличия контакта с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз COVID-19, истцом суду не представлено, судебная коллегия полагает неверным, поскольку бремя доказывания отсутствия контакта с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз COVID-19, лежит на работодателе ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест».
В свою очередь, ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» не представлено суду доказательств отсутствия нарушений со стороны работодателя санитарно – эпидемиологических норм и правил охраны труда в отношении <.......> Бескровного А.В. в период с <.......> года по <.......> года.
Как следует из должностной инструкции врача – <.......>, с которой Бескровный А.В. ознакомлен под роспись <.......> (Т.1, л.д.227-228), <.......> отделения стационара обязан оказывать квалифицированную медицинскую помощь, используя при этом современные методы диагностики, профилактики, лечения и последующей реабилитации пациента; участвовать в постановке диагноза; организовывать или самостоятельно проводить необходимые рентгенологические исследования, в зависимости от состояния пациента определять необходимость дополнительных методов обследования.
Согласно Приказа Минздрава РСФСР от 2 августа 1991 года № 132 (действовал до 03.12.2020), <.......> осуществляет: рентгенологические исследования согласно четко сформулированным показаниям и принимает окончательное решение по его выполнению, определяя необходимый объём и рациональную методику исследования; обеспечение безопасности больного при проведении исследования. Врач-рентгенолог специализированных кабинетов (КТ, ангиографических, бронхологических, урологических, гинекологических, маммографических) должен самостоятельно выполнять специальные методики, включая инвазивные. Врач-рентгенолог несет административную и юридическую ответственность за электро- и лучевые травмы, полученные больными или обслуживающим персоналом во время его работы.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2019 года № 160 утвержден профессиональный стандарт «<.......>». Согласно стандарту, среди других к трудовым действиям врача-рентгенолога относятся: определение показаний к проведению рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансно-томографического исследования по информации от пациента и имеющимся анамнестическим, клиническим лабораторным данным. Выбор и компьютерного составление плана рентгенологического исследования (в том числе томографического) с клинической задачей, с учетом диагностической эффективности исследования, наличия противопоказаний к его проведению. Врач-рентгенолог должен уметь в том числе: - Интерпретировать и анализировать информацию о заболевании и (или) состоянии, полученную от пациентов (их законных представителей), а также из медицинских документов. Выбирать в соответствии с клинической задачей методики рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансно исследования. Определять и обосновывать показания к проведению дополнительных исследований. Интерпретировать и анализировать полученные при рентгенологическом исследовании результаты, выявлять рентгенологические симптомы и синдромы предполагаемого заболевания. Укладывать пациента при проведении рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического исследования) и магнитно-резонансно томографического исследования для решения конкретной диагностической задачи. Определять достаточность имеющейся диагностической информации для составления заключения выполненного рентгенологического исследования (в том числе компьютерного томографического) и магнитно-резонансно-томографического исследования. Составлять, обосновывать и представлять лечащему врачу план дальнейшего рентгенологического исследования пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи. Выявлять и анализировать причины расхождения результатов рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно томографических исследований с данными других клиническими и патологоанатомическими диагнозами. диагностических методов. Также согласно вышеуказанному профстандарту в функции врача входит оказание экстренной медицинской помощи, т.е. оценка состояния пациентов, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациентов, включая состояние клинической смерти, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека).
Как следует из листа нетрудоспособности (Т.1, л.д.106), Бескровный А.В. находился на больничном в период с <.......> по <.......>.
Согласно Протокола заседания комиссии по расследованию страховых случаев № 27 от 28 сентября 2020 года ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» (Т.1, л.д.53-54), составленного по результату расследования случая заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденными лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ и повлекших за собой временную нетрудоспособность, в отношении работника врача-рентгенолога <.......> Бескровного А.В., случай заболевания Бескровного А.В. новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не является страховым, не подлежит оформлению справкой, в соответствии с п.5 Временного положения о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 695).
Доказательств оспаривания данного протокола, суду сторонами не представлено.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и приходя к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части отказа во взыскании стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением № 415, Постановлением № 1762, Указом Губернатора Свердловской области № 162-УГ и принимая новое решение о частичном удовлетворении требований, судебная коллегия, руководствуясь указанными Постановлением Правительства Российской Федерации № 415, Постановлением Правительства Российской Федерации № 1762, Указом Губернатора Свердловской области № 162-УГ, письмом Минздрава Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 16 - 3/И/1-6965, статьей 5, 8 Трудового кодекса Российской Федерации, исходит из того, что право на спорные выплаты по Постановлению Правительства РФ № 415, Постановлению Правительства РФ № 1762, Указу Губернатора № 162 - УГ с учетом разъяснений Минздрава Российской Федерации имеют медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19.
В силу Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 июня 2020 года № 560н к рентгеновским исследованиям относится и рентгеновская компьютерная томография (пункт 2), рентгенологические исследования проводятся при наличии медицинских показаний при оказании первичной медико-санитарной помощи (пункт 4).
Представленные в материалы дела выкопировки из журналов учета исследования КТ (кабинет <.......>) ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» за спорный период с <.......> года по <.......> года, следует, что врач-рентгелолог Бескровный А.В. осуществлял прием пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19, в связи с чем нельзя однозначно сделать вывод о фактах отсутствия контакта истца с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19.
При этом, судебная коллегия полагает, что при расчете выплат истцу в период времени с <.......> года по <.......> года подлежат применению положения локальных актов работодателя относительно вышеуказанных спорных выплат, как работнику, осуществляющему первичную медико-санитарную помощь.
Судебная коллегия полагает заслуживающим доводы апелляционной жалобы истца, поскольку из письма Минздрава Российской Федерации от <.......> <.......>, дающего разъяснения относительно применения в том числе Постановления Правительства Российской Федерации <.......>, следует, что стимулирующие выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19. Следовательно, право на получение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, имеют, в том числе медицинские работники, включая врачей-рентгенологов, осуществляющие свою профессиональную деятельность и имевшие контакт с пациентом с установленным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19.
Из Указа Губернатора Свердловской области № 162-УГ следует, что право на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку имеют медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. В частности, к таким медицинским работникам относятся врачи подразделений, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, в том числе при оказании медицинской помощи гражданам вне зависимости от выявления новой коронавирусной инфекции или отнесения к группе риска заражения новой коронавирусной инфекцией (подпункт 2 пункта 5, пункт 5.1 Указа Губернатора № 162-УГ).
С учетом установленных обстоятельств о том, что истец работает врачом-рентгенологом, его рабочее место в период времени с <.......> года по <.......> года находилось рядом с «красной зоной», истец имеет контакт с <.......>, периодический контакт с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз новая коронавирусная инфекция, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 415 от 02 апреля 2020 года, Постановлением Правительства РФ № 1762 от 30 октября 2020 года, Указом Губернатора Свердловской области № 162-УГ от 07 апреля 2020 года.
Судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы жалобы истца о том, что истец, являясь врачом-рентгенологом оказывал больным коронавирусной инфекцией как первичную медицинскую помощь, так и специализированную медицинскую помощь, в связи с чем имеет право на получение стимулирующих выплат; невнесение ответчиком в штатное расписание инфекционного госпиталя врачей-рентгенологов напрямую противоречит положениям федерального законодательства, в то же самое время накладывает на врачей-рентгенологов дополнительную нагрузку, которая не может быть оплачена в силу того, что ответчик нарушил права своих работников; ответчик не опровергает, что специальность «рентгенолаборанта» включена в перечень сотрудников локальных нормативных актов учреждения ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест», имеющих право на получение выплат, как оказывающих помощь в стационарных условиях, так и в амбулаторно-поликлинических; из выкопировок из журналов учета исследования КТ (кабинет № 127) ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» за период с <.......> года по <.......> года следует, что <.......> Бескровный А.В. осуществлял прием пациентов, в том числе с подтвержденным <.......> неограниченный поток пациентов в круглосуточном режиме обследовался в Рентгеновского отделения без разделения на «амбулаторных» и «стационарных».
Разрешая требования о взыскании с ответчика стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением Правительства № 415 от 02 апреля 2020 года, судебная коллегия полагает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца суммы – 412064 рубля 43 копейки (за период с <.......> по <.......>, исходя из фактически отработанного времени).
35843руб. х 5 мес. х 1,15% х 1,75 = 360670,19 руб. (<.......> <.......>.)
16187,16 руб. х 1,15% х1,75 = 32576,66 руб. <.......>.)
16726,73 руб. х 1,15% х 1,75 = 33662,55 руб. (<.......>.)
Разрешая требования о взыскании с ответчика стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением Правительства № 1762 от 30 октября 2020 года, судебная коллегия полагает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца суммы – 330234 рубля 49 копеек (за период с <.......> года по <.......> года, исходя из нормо-часов, представленных в расчете истца, и табелей учета рабочего времени).
33950 руб./ мес. х 1,15% х 4 мес. = 156170 руб. (<.......>., <.......>.)
20370 руб. х 1,15% = 23425,50 руб. <.......>.)
18617,74 руб. х 1,15% = 21410,4 руб. (<.......>.)
29569,35 руб. х 1,15% = 34004,75 руб. (<.......>.)
11316,67 руб. х 1,15% = 11314,17 руб. <.......>.)
29569,35 руб. х 1,15% = 34004,75 руб. (<.......>.)
18617,74 руб. х 1,15% = 21410,4 руб. (август 2021г.)
В сентябре 2021 года истец не работал, согласно табеля учета рабочего времени.
Разрешая требования о взыскании с ответчика стимулирующих выплат в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области № 162-УГ от <.......>, судебная коллегия полагает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца суммы – 281814 рублей 93 копейки (за период с <.......> по <.......>, исходя из фактически отработанного времени).
15000 руб. х 6 мес. х 1,15% х 1,75 = 181125 руб. (<.......>.)
7741,93 руб. х 1,15% х 1,75 = 15580,64 руб. <.......>.)
6774,19 руб. х 1,15% х 1,75 = 13633,05 руб. (<.......>.)
7000 руб. х 1,15% х 1,75 = 14087,50 руб. (<.......>
9000 руб. х 1,15% х 1,75 = 18112,5 руб. <.......>.)
8225,80 руб. х 1,15% х 1,75 = 16554,43 руб. (<.......>.)
13928,57 руб. х 1,15% х 1,75 = 28031,25 руб. <.......>
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании стимулирующих выплат в соответствии с Постановлением № 484, судебная коллегия, руководствуясь указанным Постановлением Правительства Российской Федерации № 484, Временным порядком, утвержденным Приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н, исходит из того, что выплата, предусмотренная Постановлением № 484, имела назначение «за выполнение особо важных работ». По существу, такая работа осуществлялась в организациях, специально перепрофилированных для работы с больными коронавирусной инфекцией. На территории Свердловской области с учетом Временного порядка были определены медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, в состав таких учреждений ответчик не был включен. Поскольку выплаты по Постановлению № 484 предназначались именно для тех медицинских работников, которые работали в специально перепрофилированных для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, либо для сотрудников специализированных бригад скорой помощи, истец в вышеуказанных условиях не работал, доказательств иного суду не представил, в связи с чем права на данную выплату не имеет.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Сам факт нарушения трудовых прав причиняет любому работнику нравственные страдания из-за несправедливого отношения работодателя к нему.
В этой связи, судебная коллегия полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца возмещение компенсации морального вреда в сумме – 20000 рублей, в связи нарушением права истца на безопасные условия труда, несоблюдением работодателем санитарно-эпидемиологических норм при организации труда истца, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, длительности сложившейся спорной ситуации между сторонами, а также требований разумности и справедливости, что соответствует положениям ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 237 Трудового кодекса РФ и разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины: издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу ст. 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов - государственной пошлины - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом, общий размер государственной пошлины, который подлежал уплате истцом при подаче искового заявления, составляет – 13320 рублей 57 копеек, а следовательно, подлежит взысканию с ответчика ГАУЗ Свердловской области «Городская больница город Асбест» в доход местного бюджета.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <.......>, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ <.......>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 1762, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░ 2020 ░░░░ № 162-░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░» (<.......>, ░░░░ <.......>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. (<.......>, ░░░░░░░ <.......>, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <.......>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <.......>):
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░ 2020 ░░░░ № 415 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2020 ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ 412064 ░░░░░ 43 ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 1762 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 2020 - 2022 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░░░░ ░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 2020 - 2022 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19)» ░ ░░░░░ – 330234 ░░░░░ 49 ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░ 2020 ░░░░ № 162-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ - 281814 ░░░░░░ 93 ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ – 20000 ░░░░░░;
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ – 13320 ░░░░░░ 57 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 04 ░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░: