Решение по делу № 2а-5933/2022 от 28.04.2022

УИД: 11RS0001-01-2022-007078-70 Дело № 2а-5933/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при помощнике Клыковой Г.А.,

с участием представителя административного истца Семеновой Я.В.,

представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Южакова О.С.,

рассмотрев 06 июня 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г.Сыктывкар в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействие по обустройству тротуара с обеих сторон на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования, проходящей в границах муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по улице Олега Кошевого п.Выльтыдор, возложении обязанности обустроить тротуары с обеих сторон на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования, проходящей в границах муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по ..., в соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 01.01.2023,

установил:

и.о. прокурора г.Сыктывкар обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействие по обустройству тротуара с обеих сторон на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования, проходящей в границах муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по ..., возложении обязанности обустроить тротуары с обеих сторон на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования, проходящей в границах муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по ..., в соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 01.01.2023, указав в обоснование требований на ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанности в сфере дорожной деятельности, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.

Представитель административного истца Семенова Я.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований.

Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Южаков О.С. с исковыми требованиями согласился частично, указал на возможность исполнить решение суда к 2026 году.

Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что автомобильная дорога в границе МО ГО «Сыктывкар» по улице ... являются автомобильными дорогами общего пользования муниципального значения, находится в муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» и на основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.11.2011 № ... передана в оперативном управлении МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство».

В ходе проведенной прокуратурой г.Сыктывкар проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части обеспечения нормативно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной в границе городского округа «Сыктывкар» по ... в ..., установлено отсутствие тротуаров на всем протяжении указанного объекта улично-дорожной сети.

Указанные нарушения зафиксированы в акте обследования улично-дорожной сети г.Сыктывкар на предмет нормативно-эксплуатационного содержания проезжих частей улиц и дорог от 04.02.2021, составленном должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкар.

Фактические обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах дела, в том числе и по фотоматериалам.

Отсутствие недостатков, отраженных в акте ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкар от 04.02.2021, документально не подтверждено.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (часть 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Одним из основных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к состоянию автомобильных дорог, обустройству тротуаров, применению технических средств организации дорожного движения, является ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы».

Согласно пункту 4.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 обустройство тротуаров в населенных пунктах, в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений тротуары располагаются с обеих сторон дороги.

Из представленных в материалы дела доказательств, акта обследования, следует, что указанные участки дороги (тротуары) в рамках заявленных требований не отвечают требованиям установленных норм и правил.

Установленные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанных участках автомобильной дороги и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения. Данные выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа (часть 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

С учетом изложенного, обеспечение безопасности дорожного движения в границах городского округа относится к полномочиям администрации МО ГО «Сыктывкар», на которую в силу закона возложена обязанность по содержанию, благоустройству и ремонту дорог общего пользования.

Суд не принимает доводы представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» со ссылкой на отсутствие необходимого финансирования расходов на содержание дорог, поскольку данное обстоятельство не определяет наличие или отсутствие необходимости в выполнении обязательных работ, учитывая приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, необеспечение которой может привести к жертвам среди участников дорожного движения.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска в части возложения на ответчика как ответственного лица обязанности по приведению спорного участка дороги в соответствие с требованиями ГОСТа, основываясь на том, что отсутствие тротуаров с обеих сторон по улице Олега Кошевого, безусловно, влечет нарушение прав на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 26 февраля 2010 года 4-П, от 14 мая 2012 года 11-П, от 10 марта 2016 года 7-П).

Разрешая спор, суд учитывает, что срок устранения недостатков - 01.01.2023 не отвечает принципу исполнимости судебного акта, с учетом времени, необходимого на его обжалование, гарантированного действующим законодательством, выполнения процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, соблюдение которых необходимо в силу законодательных предписаний.

Принимая во внимание специфику указанного правоотношения с учетом необходимого для этого периода времени, продолжительности процедуры выделения бюджетных ассигнований, срок устранения нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения подлежит изменению до 01 июля 2023 года.

Таким образом, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление и.о. прокурора г.Сыктывкар в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействие по обустройству тротуара с обеих сторон на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования, проходящей в границах муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по ..., возложении обязанности обустроить тротуары с обеих сторон на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования, проходящей в границах муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по ..., в соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар» по обустройству тротуара с обеих сторон на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования, проходящей в границах муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по ....

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 01 июля 2023 года обустроить тротуары с обеих сторон на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования, проходящей в границах муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по ..., в соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 50597-2017.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                  Н.Н. Прилепова

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2022 года.

2а-5933/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора г. Сыктывкара
Ответчики
Администрация МО ГО "Сыктывкар"
Другие
МКП МО ГО "Сыктывкар "Дорожное хозяйство"
ОГИБДД УМВД по г. Сыктывкару
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Прилепова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
28.04.2022Регистрация административного искового заявления
04.05.2022Передача материалов судье
06.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
06.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2022Судебное заседание
10.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее