Решение по делу № 2а-5621/2021 от 15.03.2021

Дело № 2а-5621/2021 30 апреля 2021 года

47RS0004-01-2021-003119-08

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.,

при секретаре ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО3 к администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес>, Комитету по образованию администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> о признании незаконным бездействия администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> в решении вопроса устройства несовершеннолетней ФИО3 в муниципальном дошкольном учреждении на территории <адрес> в 2020/2021г.,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес>, Комитету по образованию администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> о признании незаконным бездействия администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> в решении вопроса устройства несовершеннолетней ФИО3 в муниципальном дошкольном учреждении в доступной близости от места проживания на 2020/2021 учебный год, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В предоставлении места несовершеннолетней ФИО3 в МДОУ «ДСКВ », МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ », МДОБУ «ДСКВ » Медвежий стан, выбранные административным истцом, как учреждения, находящиеся в территориальной доступности по месту жительства, письмом от ДД.ММ.ГГГГ было отказано, по основаниям очередности и отсутствия свободных мест в выбранном учреждении, поскольку формирование очереди и направление детей в образовательную организацию осуществляется исключительно в автоматическом режиме с учетом даты подачи заявления, желаемого зачисления, возрастной категории, льгот, и при условии наличия свободных мест. Вопрос о зачислении ребенка будет рассматриваться в период планового комплектования образовательных учреждений на 2020/2021 учебный год, исключительно в порядке очереди. Плановое комплектование образовательных учреждений на 2020/2021 учебный год производилось в период с 15 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ проводится доукомплектование образовательных учреждений на 2020-2021 учебный год.

При этом, административному истцу было разъяснено о Порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных), индивидуальным предпринимателям, реализующим основные образовательные программы дошкольного образования, для возмещения части затрат, связанных с содержанием имущества и оказанием услуг по присмотру и ухожу за детьми, в рамках государственной программы <адрес> «Стимулирование экономической активности <адрес>».

Административный истец полагает отказ в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении незаконным, вынесенным с существенными нарушениями норм законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец явился, настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, ранее возражали против удовлетворения требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях.

В силу положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку их явка не признана судом обязательной.

Выслушав мнение административного истца, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

Дочь ФИО2ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно зарегистрированная по месту жительства с родителями по адресу: ЛО, <адрес>, состоит на учете на предоставление места в МДОУ «ДСКВ », МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ », МДОБУ «ДСКВ » Медвежий стан в возрастной группе от 3 до 4 лет на 2020 - 2021 учебный год.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по образованию сообщил ФИО2, что вопрос о зачислении ФИО3 в названные учреждения будет рассматриваться в период доукомплектования образовательных или в период планового комплектования образовательных учреждений на 2020/2021 учебный год исключительно в порядке очередности.

Поскольку, несмотря на достижение ФИО2 соответствующего возраста, место ему в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства не было предоставлено.

Конституция Российской Федерации, провозглашая ФИО1 социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).

Федеральный закон N 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Как следует из материалов дела, согласно данным автоматизированной информационной системы ребенок истца состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «ДСКВ » (плановая очередь: 184 место), в МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ » (плановая очередь: 111 место), в МДОБУ «ДСКВ » Медвежий стан (плановая очередь: 262 место), в возрастной категории от 3 до 4 лет на 2020-2021 г. учебный год с учетом планового комплектования.

Планируемый срок зачисления – с ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела имеется письмо Комитета по образованию администрации от ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на обращение родителя ФИО2, согласно которому вопрос о зачислении несовершеннолетнейФИО3будет рассмотрен в период доукомплектования образовательных учреждений МДОУ «ДСКВ » (плановая очередь: 184 место), в МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ » (плановая очередь: 111 место), в МДОБУ «ДСКВ » Медвежий стан (плановая очередь: 262 место) в течение учебного года при появлении свободных мест исключительно в порядке очереди.

Материалами дела подтверждено достижение ребенком истца требуемого возраста, ребенок был поставлен на очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, административный истец обратилась в уполномоченный орган, соответственно, имелись основания для получения места в детском дошкольном учреждении, в связи с этим у администрации МО Всеволожский муниципальный район возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Однако мер к устройству ребенка в дошкольном образовательном учреждении уполномоченным органом предпринято не было.

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность, в том числе муниципальных образований, обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам, всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

При разрешении поставленного вопроса суд учитывает, что несовершеннолетняя ФИО3 достигла возраста для обеспечения его местом в детском дошкольном образовательном учреждении для получения дошкольного образования, на этот момент состояла на соответствующем учете в органах местного самоуправления.

С учетом изложенных фактических обстоятельств перечисленные выше действия со стороны административного ответчика не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению малолетнего ребенка административного истца местом в детском дошкольном образовательном учреждении.

Поскольку ребенок должен быть зачислен в образовательное учреждение с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о нарушении прав несовершеннолетней ФИО3

Кроме того, суд считает необходимым применить положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ, обязывающие органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Между тем административный ответчик в нарушение требования части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил доказательств принятия таких мер.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).

Таким образом, суд считает, что поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребенку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетней ФИО3 на доступное и бесплатное дошкольное образование.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования – удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО Всеволожский муниципальный район ЛО предоставить несовершеннолетней ВизитиуЭмилие ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания несовершеннолетней в 2020/2021 г. учебном году, в течение месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований ФИО2 к Комитету по образованию администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья

Мотивировочная часть изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

2а-5621/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Визитиу Виолетта Владимировна
Ответчики
Администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
Комитет по образованию Администрации МО Всеволожский муниципальный район ЛО
Суд
Всеволожский городской суд Ленинградской области
Судья
Дмитриева Диана Евгеньевна
Дело на сайте суда
vsevgorsud.lo.sudrf.ru
15.03.2021Регистрация административного искового заявления
15.03.2021Передача материалов судье
18.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.03.2021Предварительное судебное заседание
27.04.2021Предварительное судебное заседание
30.04.2021Предварительное судебное заседание
30.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021Дело оформлено
30.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее