УИД 89RS0001-01-2021-005138-44
дело №88-2902/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 15 февраля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А.,
судей Пашкульской Т.Д., Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-91/2022 по иску Боровковой Елены Анатольевны к Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу о восстановлении на учете нуждающихся в получении единовременной выплаты,
по кассационной жалобе Боровковой Елены Анатольевны на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Пашкульской Т.Д. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Боровкова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее -УМВД России по ЯНАО) о восстановлении на учете нуждающихся в получении единовременной выплаты.
В обоснование исковых требований указано, что решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по ЯНАО от 29 декабря 2012 года она принята на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи трех человек (она, супруг сын). По результатам заседания комиссии УМВД России по ЯНАО от 21 февраля 2013 года в учетное дело Боровковой Е.А. внесены изменения, постановлено считать её очередником на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе двух человек (она, супруг), потребность в жилой площади определена в 42 кв.м. Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по ЯНАО №14 от 06 августа 2021 года она снята с учета на получение единовременной выплаты в связи с утратой оснований состоять на учете. Полагает решение незаконным, так как она с супругом обоснованно приняты на жилищный учет, жилыми помещениями по линии МВД она и члены семьи не обеспечивались, социальную выплату не получали, жилищные условия не улучшали, поэтому оснований для снятия с учета очередников в связи с утратой оснований состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имелось. Продажа мужем Боровковым В.М. наследственного имущества – жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> не повлекло ухудшение их жилищных условий, поскольку указанный жилой дом был непригоден для проживания.
Определением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 202 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Боровков В.М.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2022 года, в удовлетворении исковых требований Боровковой Е.А. отказано.
В кассационной жалобе Боровкова Е.А., просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным при его рассмотрении, нарушение норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых актов.
В обосновании доводов кассационной жалобы указывает, что судом необоснованно не принято во внимание заключение экспертизы, согласно которой спорное жилое помещения является непригодным для постоянного проживания. Кроме того, не принято во внимание отсутствие в поселке инфраструктуры, газоснабжения, водоснабжения и телефонизации. Полагает, что намеренного ухудшения жилищных условий с их стороны допущено не было.
От ответчика поступили возражения на кассационную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Боровкова Е.А. проходила службу в органах внутренних дел с 3 сентября 1993 года по 8 января 2018 года, стаж службы на 8 января 2018 года составляет 26 лет 9 месяцев в календарном исчислении.
Брак между Боровковой Е.А. и Боровковым В.М. зарегистрирован 4 ноября 1989 года.
28 августа 2012 года Боровкова Е.А. обратилась в УМВД России по ЯНАО с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив необходимые документы.
Боровкова Е.А. и её супруг на момент обращения с заявлением в УМВД России по ЯНАО жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, не имели.
Решением комиссии УМВД России по ЯНАО по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД России, утвержденным распоряжением Управления МВД России по ЯНАО от 29 декабря 2012 года № 166-р, Боровкова Е.А. с семьей в составе трех человек принята на учет для получения единовременной социальной выплаты.
По результатам заседания комиссии УМВД России по ЯНАО от 21 февраля 2013 года в учетное дело Боровковой Е.А. внесены изменения, постановлено считать её очередником на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе двух человек, потребность в жилой площади определена в 42 кв.м.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии УМВД России по ЯНАО от 17 сентября 2013 года Боровкова Е.А. зарегистрирована и проживает с семьей по договору найма жилого помещения в комнатах 201, 202 общежития по адресу: <данные изъяты>, принадлежащего администрации МО г. Надыма.
24 января 2018 года Боровкову В.М. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок, площадью 1 500 кв.м., жилой дом, общей площадью 42,6 кв.м, расположенные по адресу: <данные изъяты>
Право собственности Боровкова В.М. на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в ЕГРН 2 февраля 2018 года.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности Боровкова В.М. зарегистрировано на здание, назначение объекта – жилое, площадью 42,6 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>
На основании договора купли-продажи от 18 июня 2020 года указанный земельный участок и жилой дом проданы Боровковым В.М.. Дата государственной регистрации прекращения права – 25 июня 2020 года.
6 августа 2021 года Боровкова Е.А. снята с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты. При этом основанием для снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи двух человека послужило то обстоятельство, что супруг Боровков В.М. произвел отчуждение принадлежащего ему жилого дома, площадью 42.6 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №247-ФЗ), пришел к выводу, что Боровкова Е.А., претендующая на получение спорной выплаты, после изменения жилищных условий не представила ответчику документы, содержащие необходимые сведения о приобретении и отчуждении жилого помещения, его пригодности для проживания, с целью оценки принятия комиссией решения о снятии её с учета для получения спорной выплаты, у УМВД России по ЯНАО не имелось правовых оснований для не снятия Боровковой Е.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом № 247-ФЗ, который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и устанавливает условия реализации этого права.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Подпунктами 1, 2 части 2 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник:
- не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в частью 2 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).
Во исполнение части 5 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила № 1223).
В соответствии с пунктом 10 Правил № 1223 для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по ее предоставлению сотрудникам. Функции такой комиссии определены в пункте 14 Правил № 1223, среди них – принятие решений о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета (подпункт «в»).
Согласно подпункту «б» пункта 19 Правил № 1223 сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.
В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (пункт 23 Правил № 1223).
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта (пункт 24 Правил № 1223).
Руководствуясь приведенными нормами права, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам в совокупности, установив, что имущество в виде наследственного дома с земельным участком приобретено в порядке наследования после того, как семья истца была поставлена на учет, однако сведений о получении недвижимого имущества в комиссию по учету истцом предоставлено не было, как и не было предоставлено в последующем сведений о его отчуждении, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Боровковой Е.А. о восстановлении на учете сотрудников органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на непригодность для постоянного проживания жилого дома, полученного супругом в наследство, судом кассационной инстанции отклоняются.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (далее - Положение).
Согласно пункта 2 Положения действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, экспертное заключение, выполненное ООО «Экспертиза и оценка», согласно которой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> является непригодным для постоянного проживания на основании аварийного технического состояния несущих элементов строения (тип А), ухудшения параметров микроклимата помещений вследствие отсутствия системы отопления, не является достаточным основанием для вывода о непригодности жилого помещения для проживания, поскольку необходимо руководствоваться Порядком признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.
Однако истица не представила в материалы дела соответствующее решение о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Таким образом, судами верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие существенных нарушений процессуального закона.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Боровковой Елены Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи