К делу № 2а-1994/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2017 года город Крымск
Судья Крымского районного суда Лях Д.Г.
рассмотрев дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования к администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района о признании незаконным бездействия в части непринятия нормативных правовых актов по муниципальному контролю в сфере благоустройства,
У С Т А Н О В И Л:
Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах муниципального образования к администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района о признании незаконным бездействия в части непринятия нормативных правовых актов по муниципальному контролю в сфере благоустройства.
Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена осуществлены надзорные мероприятия, в ходе которых выявлено бездействие администрации Мерчанского сельского поселения в части исполнения полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).
Так, в соответствии с п. 19 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2014 № 3039-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, установленных в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников здания (помещений в них) и сооружений в благоустройстве территорий; организация благоустройства территорий поселения (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Решением Совета Мерчанского сельского поселения Крымского района от 19.02.2015г. № 25, утверждены правила благоустройства и санитарного содержания территории Мерчанского сельского поселения Крымского района.
Статьей 3.2. Закона Краснодарского края от 23.07. 2003 № 608-КЗ (ред. от 18.05.2017) «Об административных правонарушениях» установлена ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Обладая полномочиями по установлению требований к благоустройству территории поселения, администрация Мерчанского сельского поселения Крымского района не приняла мер к нормативному определению полномочий по муниципальному контролю в сфере благоустройства. В результате данного бездействия в поселении не разработаны и не приняты нормативные акты по муниципальному контролю в указанной сфере, а именно: положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства и административный регламент исполнения муниципальной функции муниципального контроля в сфере благоустройства.
Поскольку проверкой установлено незаконное бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района в исполнении полномочий направленных на решение вопросов местного значения, то в силу ст. 39, 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
Просит признать незаконным бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района Краснодарского края в части непринятия нормативных правовых актов по муниципальному контролю в сфере благоустройства.
Обязать администрацию Мерчанского сельского поселения Крымского района Краснодарского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и обеспечить принятие нормативных правовых актов по муниципальному контролю в сфере благоустройства территории поселения, а именно: положения о муниципальном контроле и административного регламента исполнения муниципальной функции муниципального контроля.
От представителя административного истца Крымского межрайонного прокурора поступило заявление с просьбой удовлетворить исковые требования и рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
От представителя административного ответчика главы Мерчанского сельского поселения Крымского района Краснодарского края поступило заявление с просьбой рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме, не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 и пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена осуществлены надзорные мероприятия, в ходе которых выявлено бездействие администрации Мерчанского сельского поселения в части исполнения полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).
Так, в соответствии с п. 19 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2014 № 3039-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, установленных в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников здания (помещений в них) и сооружений в благоустройстве территорий; организация благоустройства территорий поселения (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Решением Совета Мерчанского сельского поселения Крымского района от 17.04.2015г. № 19, утверждены правила благоустройства и санитарного содержания территории Мерчанского сельского поселения Крымского района.
Статьей 3.2. Закона Краснодарского края от 23.07. 2003 № 608-КЗ (ред. от 18.05.2017) «Об административных правонарушениях» установлена ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Обладая полномочиями по установлению требований к благоустройству территории поселения, администрация Мерчанского сельского поселения Крымского района не приняла мер к нормативному определению полномочий по муниципальному контролю в сфере благоустройства. В результате данного бездействия в поселении не разработаны и не приняты нормативные акты по муниципальному контролю в указанной сфере, а именно: положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства и административный регламент исполнения муниципальной функции муниципального контроля в сфере благоустройства.
Поскольку проверкой установлено незаконное бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района в исполнении полномочий направленных на решение вопросов местного значения, то в силу ст. 39, 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
Статьей 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие вины контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку правила благоустройства – это муниципальный правовой акт, приняты по вопросам местного значения, то и контроль за их соблюдением в силу закона относится к компетенции органов местного самоуправления, способствует соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, призван обеспечивать эффективное функционирование государственных и муниципальных органов.
Защита прав граждан при осуществлении муниципального контроля представляет собой принятие мер, направленных на обеспечение возможности реализации их прав, законных интересов и гарантий, которые им представлены федеральным законодательством, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля « к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Таким образом, органы местного самоуправления, кроме собственно организации контроля, обязаны:
- разрабатывать административные регламенты осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности;
- проводить мониторинг эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, в том числе в защите прав населения муниципального образования.
Согласно ч.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ порядок организации осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливаются муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В ч.1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ оговорено, что определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установлении е их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности местного самоуправления и иным муниципальным правовым актом.
Частью 1 статьи 41 Устава Мерчанского сельского поселения Крымского района, утвержденного решением от 26.04.2017 № 93 определено, что органы местного самоуправления поселения организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края.
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является администрация поселения.
Функции, порядок деятельности администрации поселения, как органа уполномоченного на осуществление муниципального контроля, перечень должностных лиц, их полномочия подлежат установлению муниципальным правовым актом, принимаемым администрацией Мерчанского сельского поселения Крымского района.
Поскольку проверкой установлено незаконное бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района в исполнении полномочий направленных на решение вопросов местного значения, то в силу ст. 39, 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Крымского межрайонного прокурора, заявленные в интересах муниципального образования – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района Краснодарского края в части непринятия нормативных правовых актов по муниципальному контролю в сфере благоустройства.
Обязать администрацию Мерчанского сельского поселения Крымского района Краснодарского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и обеспечить принятие нормативных правовых актов по муниципальному контролю в сфере благоустройства территории поселения, а именно: положения о муниципальном контроле и административного регламента исполнения муниципальной функции муниципального контроля.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись