Дело № 2-3887/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 октября 2022 года г.Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе судьи Морева Е.А.,
при секретаре Столбушкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нейского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Орлова Сергея Викторовича к Департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах Орлова С.В., требования мотивированы тем, что Нейской межрайонной прокуратурой Костромской области проведена проверка по обращению Орлова С.В. по вопросу ненадлежащего обеспечения медицинскими изделиями. В ходе проверки установлено, что Орлов С.В., <дата> года рождения, состоит на учете в ОГБУЗ «Нейская районная больница» с диагнозом сахарный диабет 2 типа. Для лечения Орлову С.В. врачом ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» рекомендован ежедневный самоконтроль гликемии не менее 4 раз в день натощак и через 2 часа после еды, инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) на ночь. Решением Свердловского районного суда Костромской области от 28 февраля 2022 года исковое заявление Нейской межрайонной прокуратуры в интересах Орлова С.В. к Департаменту здравоохранения Костромской области удовлетворено, на Департамент возложена обязанность организовать обеспечение Орлова Сергея Викторовича, 14.10.1959 года рождения, тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови и иглами инсулиновыми по медицинским показаниям в полном объеме, с Департамента в пользу Орлова С.В. взысканы расходы, понесенные им на приобретение глюкометра и тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови в размере 3728 рублей. Указанным решением было установлено, что Орлов С.В. не был обеспечен тест-полосками и инсулиновыми иглами. В период с момента подачи обращения в Нейскую межрайонную прокуратуру Орловым С.В. до вступления решения Свердловского районного суда в законную силу, т.е. с 08.11.2021 года по 31.03.2022 Орлов С.В. продолжал за счет собственных денежных средств приобретать тест-полоски для глюкометра. За указанный период на данные цели им было затрачено 6 003,90 рублей. В обоснование заявленных требований ссылаются на ст. ст. 4, 10, 43, 81 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Не предоставление Орлову С.В. тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови и игл инсулиновых в рекомендованном врачом количестве, влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо. На основании изложенного, просят взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Орлова Сергея Викторовича расходы, понесенные на приобретение тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови в размере 6003,90 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, окончательно просил взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в свою пользу расходы, понесенные на приобретение тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови в размере 5940 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Михина Д.А. исковые требования поддержал.
В судебное заседание Орлов С.В. не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. против удовлетворения исковых требований возражал.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, по заявленным требованиям, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет основные принципы охраны здоровья, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно п. 12 ст. 14 Федерального закона № 323-ФЗ организация обеспечения лекарственными препаратами является полномочием федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Статьей 43 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ установлено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Орлов С.В., <дата> года рождения, состоит на учете в ОГБУЗ «Нейская районная больница» с диагнозом ....
Согласно выписке ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» для лечения Орлову С.В. врачом рекомендован ежедневный самоконтроль гликемии не менее 4 раз в день натощак и через 2 часа после еды, инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) на ночь.
Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 28 февраля 2022 года исковое заявление Нейской межрайонной прокуратуры в интересах Орлова С.В. к Департаменту здравоохранения Костромской области удовлетворено, на Департамент возложена обязанность организовать обеспечение Орлова Сергея Викторовича, <дата> года рождения, тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови и иглами инсулиновыми по медицинским показаниям в полном объеме. С Департамента в пользу Орлова С.В. взысканы расходы, понесенные им на приобретение глюкометра и тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови в размере 3728 рублей.
Указанным решением было установлено, что Орлов С.В. не был обеспечен тест-полосками и инсулиновыми иглами.
В период с момента подачи обращения в Нейскую межрайонную прокуратуру до вступления решения Свердловского районного суда в законную силу, т.е. с 08.11.2021 года по 31.03.2022, Орлов С.В. продолжал за счет собственных денежных средств приобретать тест-полоски для глюкометра.
Согласно представленным заявителем кассовым чекам, Орловым С.В. приобретены тест-полоски для глюкометра на сумму 5940 рублей.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 №2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в третьем разделе которой предусмотрено обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи и медицинскими изделиями. В разделе 5 указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 21.06.2017 № 353 «О порядке информационного обмена в системе обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального и регионального бюджетов на территории Костромской области» утвержден перечень отдельных категорий граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания за счет средств федерального бюджета.
Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее по тексту - Порядок №695).
В соответствии с пунктами 1.3.5, 1.5 Порядка №695 к федеральным льготникам относятся граждане Российской Федерации, проживающие на территории Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).
В соответствии с п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление № 890) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно постановлению № 890 диабет определен в качестве заболевания, при амбулаторном лечении которого по рецептам врачей бесплатно отпускаются все лекарственные средства.
Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов. Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании Справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания (далее - Справочник препаратов), который формируется Департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка №695).
Согласно п. 2.7 Порядка №695 отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяется ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлеченные на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).
Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками Департамента.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. №715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому заболевание сахарный диабет включено в перечень социально значимых заболеваний.
В соответствии со статьей 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения РФ, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2017 № 522-а была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2018 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Аналогичное постановление № 511-а в части гарантий на 2020-2022 г.г. издано Администрацией Костромской области 23.12.2019.
Аналогичные нормы содержит постановление Администрации Костромской области от 29.11.2020 № 648-а «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов».
В соответствии с п. 32 (Постановление от 29.12.2017 № 522-а), п.39 (Постановление от 23.12.2019 № 511-а) программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Одновременно в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 10.12.2018 № 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 г. и 2021 г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи.
В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Исходя из указанного, тест-полоски к глюкометру являются медицинскими изделиями, применяемыми для определениями уровня глюкозы в крови в соответствии с приказом Минздрава России от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете».
Согласно приложению №1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лица с заболеванием диабет обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, инсулиновыми шприцами и иглами к ним, средствами диагностики.
Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру и инсулиновых игл не только детей, но и взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.
В силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии с п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Поскольку материалами дела подтверждено несение истцом расходов на самостоятельное приобретение медицинских изделий и препаратов, на что израсходовано 5940 руб., исковые требования о взыскании данных убытков подлежат удовлетворению.
Таким образом, учитывая вышеизложенное и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что требования Нейского межрайонного прокурора Костромской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Нейского межрайонного прокурора Костромской области удовлетворить.
Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Орлова Сергея Викторовича расходы, понесенные на приобретение медицинских изделий и лекарственных препаратов в сумме 5 940 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: