УИД 04RS0021-01-2024-003533-55
Решение в окончательной форме принято 26 июля 2024 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2024 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьиЛомако Н.Н., при секретаре Зайковой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Перевозчик» об обязании обеспечить автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок средствами дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации или с использованием информационного терминала,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения иска,просит обязать ООО «Перевозчик» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок ..., ..., ... г. Улан-Удэ, средствами дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации или с использованием информационного терминала.
В судебном заседании старший помощник прокурора Михалева Т.С. поддержала исковые требования.
Представитель Комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ Никольская И.В. в письменной заявлении просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ООО «Перевозчик», извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В силу пункта «а» статьи 9 Конвенции о правах инвалидов (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В статье 2 данного Федерального закона указано, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии с пунктами 2, 5, 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников)условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортоми городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира или доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
В силу ч. 1 ст. 21.1 указанного Закона пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно ч. 2 ст. 21.1 Закона владельцем объекта транспортной инфраструктуры обеспечиваются условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом наравне с другими пассажирами, в том числе:
1) оборудование объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи;
2) дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации;
3) ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажира из числа инвалидов форме.
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2021г. №321.
Согласно пункту 1 обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов автовокзалов, автостанций и услуг перевозки пассажиров и багажа осуществляется владельцами автовокзалов, автостанций и оказывающими такие услуги организациями, индивидуальными предпринимателями соответственно.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении, обеспечивают размещение в транспортном средстве, оборудованном кнопкой оповещения водителя о необходимости открывания двери для выхода пассажиров на остановке, рядом с указанной кнопкой на высоте от 1,3 м до 1,5 м от пола транспортного средства тактильно-визуальной информирующей таблички с надписью "Открытьдверь на остановке", выполненной рельефно-линейным шрифтом, обеспечивающим, доступность информации для всех граждан, включая слабовидящих, дублированной рельефно-точечным шрифтом Брайля для незрячих; оповещение пассажиров из числа инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров посредством звукового и визуального информирования.
Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ была проведена проверка доступности общественного транспорта г. Улан-Удэ для глухонемых граждан в деятельности ООО «Перевозчик».
В ходе проверки установлено, чтоавтобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок ..., ..., ... г. Улан-Удэ не оснащены средствами дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации или с использованием информационного терминала.
В этой связи прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ. в адрес генерального директора ООО «Перевозчик» внесено представление об устранении нарушений закона.
Из информации Комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Комитетом заключены контракты с ООО «Перевозчик», осуществляющим перевозку пассажиров по городским маршрутам г. Улан-Удэ ..., ..., .... Всего транспортных средств 52 единицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Представлены муниципальные контракты от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между Комитетом по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ и ООО «Перевозчик, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок ..., ..., ....
Таким образом, не оснащенность автобусов ООО «Перевозчик», осуществляющих регулярные пассажирские перевозки граждан по городским маршрутам, средствами дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации или с использованием информационного терминала, влечет ограничение прав инвалидов на беспрепятственное пользование городским транспортом.
На основании изложенного, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Советского района г.Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать ООО «Перевозчик» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок ..., .... ... г. Улан-Удэ, средствами дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации или с использованием информационного терминала.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение месяцасо дня принятия решения суда вокончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Н.Н. Ломако