Дело № 2-747//2022
УИД 26 RS0010-01-2022-001080-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2022 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,
при секретаре Жуковой А.Е.,
с участием помощника Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края Апольского О.В., действующего в интересах истца Грабекина М.В.,
истца Грабекина М.В.,
представителя ответчика Закияна А.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края в интересах Грабекина Михаила Венедиктовича к Акционерному Обществу «Георгиевскмежрайгаз» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности по выплате заработной платы за вынужденный прогул, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Георгиевский межрайонный прокурор Ставропольского края, действуя в интересах Грабекина М.В., обратился в суд с настоящим иском к ответчику, в котором, с учетом его последующего уточнения, просит признать приказ исполнительного директора Акционерного Общества «Георгиевскмежрайгаз» от 19.11.2021 об отстранении от работы работника Грабекина М.В. незаконным, возложив обязанность по выплате работнику заработной платы за вынужденный прогул за период с 19.11.2021 по 17.01.2022, взыскать в пользу Грабекина М.В. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обоснование требований указал, что Георгиевской межрайонной прокуратурой по обращению Грабекина М.В. проведена проверка соблюдения трудового законодательства АО «Георгиевскмежрайгаз», и установлено, что 19.11.2021 исполнительным директором Общества - Кундрюковым Д.Н., издан Приказ № 484 «Об отстранении от работы», на основании которого Грабекин М.В. отстранен от работы без сохранения заработной платы до нормализации эпидемиологической обстановки в Ставропольском крае, в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
Вышеуказанный приказ 27.12.2021 был опротестован первым заместителем Георгиевского межрайонного прокурора Шейкиным В.В., поскольку положения приказа противоречат действующим федеральным законам Российской Федерации.
В этот же день протест был направлен для рассмотрения по существу исполнительному директору АО «Георгиевскмежрайгаз» Кундрюкову Д.Н.
19.01.2022 в Георгиевскую межрайонную прокуратуру поступил ответ на принесенный протест, из которого следует, что Общество с доводами, изложенными в протесте, не согласилось, и считает изданный приказ законным, с чем нельзя согласиться, так как из содержания приказа видно, что он издан на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и п. 2 ст. 5 Закона № 157-ФЗ, и во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю от 18.10.2021 №231-П.
Между тем, в соответствии с абз. 8 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника и в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако, постановление Главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю от 18.10.2021 № 231-П «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Ставропольском крае», не является нормативным правовым актом, так как структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009).
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений постановление от 25.12.201 8 № 50, и. 2).
Таким образом, основанием для издания приказа № 484, в данном конкретном случае, являются только два указанных в приказе федеральных закона - ТК РФ и Закон № 157-ФЗ.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей: это возможно как называлось выше не только в случаях, предусмотренных ТК РФ, но и другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и один из таких случаев - нарушение положений Закона №.157-ФЗ. в котором указано, что отсутствие профилактических прививок влечет: отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абз. 5 п. 2 ст. 5 Закона № 157-ФЗ).
Во исполнение требований абз. 5 п. 2 ст. 5 Закона № 157-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
В период распространения новой коронавирусной инфекции дополнений в этот перечень в установленном законом порядке не внесено.
В указанном Перечне содержится 12 видов деятельности с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, однако осуществляемая Обществом деятельность в данном Перечне отсутствует, а занимаемая истцом должность, не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и не требует обязательного проведения профилактических прививок.
Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве следует, что главные санитарные врачи, как Российской Федерации, так и субъектов, не вправе расширять перечень работников, установленный Постановлением № 825, так как такой перечень утверждает только федеральный орган исполнительной власти.
Постановление главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю от 18.10.2021 № 23 1-П «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Ставропольском крае», не утверждено Федеральным органом власти и не отвечает требованиям, установленным в Законе 157-ФЗ.
В нарушение действующего законодательства, работодатель Грабекина М.В. в Приказе № 484 указал лишь п. 2 ст. 5 Закона № 157-ФЗ, в котором указаны несколько различных оснований для отстранения работников от работы.
При таких обстоятельствах, Приказ исполнительного директора АО «Георгиевскмежрайгаз» № 484 «Об отстранении от работы» об отстранении Грабекина М.В. от работы с 19.11.2021, принятый в нарушение требований ТК РФ и во исполнение постановления главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю от 18.10.2021 №231-П «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Ставропольском крае», нельзя признать законным.
В судебном заседании помощник Георгиевского межрайонного прокурора Апольский О.В. и истец Грабекин М.В. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержали, просили их удовлетворить.
При этом истец Грабекин М.В. пояснил, что он действительно отказался от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, поскольку не желает участвовать в этом эксперименте, за медицинским отводом он не обращался, поскольку его друзья не смогли получить таких отводов. Он опасается за свое здоровье, с которым имеются серьезные проблемы.
Представитель ответчика Закиян А.Ж. возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку оспариваемый приказ в отношении Грабекина М.В. принят строго в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание не явились третьи лица – представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора Половинка И.А., представившая суду письменные возражения относительно заявленных исковых требований, и указавшая в ходе предварительного судебного заседания о правомерности действий ответчика в отношении работника Грабекина М.В., а также главный государственный инспектор труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Гурджиева Г.В., принимавшая участие в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, и указавшая об отсутствии нарушений норм трудового законодательства при отстранении Грабекина М.В. от работы его работодателем.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, счел возможным разрешить спор в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ ст. 2 ТК РФ относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
В силу ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим Кодексом.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ч. 3 ст. 16 ТК РФ).
В соответствии со ст. 16 ТК РФ, основанием для возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Данная норма представляет собой дополнительную гарантию для работников, приступивших к работе с разрешения уполномоченного должностного лица без заключения трудового договора в письменной форме, и призвана устранить неопределенность правового положения таких работников (пункт 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 597-О-О).
В силу ч. 2 ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы 1 и 2 ч. 1 ст. 5 ТК РФ).
Установлен перечень оснований, в соответствии со ст. 76 ТК РФ по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 2 ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 октября 2020 г. принято постановление N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" (далее - Постановление).
Нормативный правовой акт 26 октября 2020 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 60563, и 27 октября 2020 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) гласит, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.
В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.
Вместе с тем необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
С учетом этого введение тех или иных ограничений прав граждан, обусловленных распространением опасных - как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социально-экономическим последствиям - эпидемических заболеваний, требует обеспечения конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания. При этом обеспечение при необходимости соблюдения ограничений мерами юридической ответственности, в том числе административной, является естественным элементом механизма правового регулирования. Осуществление же соответствующего регулирования и правоприменения представляет собой особую задачу, уклониться от решения которой государство не вправе (статья 18 Конституции Российской Федерации). (Постановление 'Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 № 49-П)
Введение режима повышенной готовности регламентировано пунктом "б" части 6 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ. Принятыми на этой основе нормативными актами органов власти в качестве ограничительных мер изоляционного характера предусмотрены обсервация, недопуск работника на рабочее место и (или) территорию организации.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Российской Федерации с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» новая коронавирусная инфекция включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ставропольского края, оценки эпидемиологической обстановки как неблагополучной постановлением Губернатора Ставропольского края от 16 марта 2020 г. N 101 "О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности" с 18.03.2020 г. на территории Ставропольского края введен режим повышенной готовности.
Как следует из п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Аналогичная норма закреплена в ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825. Между тем, деятельности в области энергетики в этом перечне нет.
Однако, в соответствии приказом Минздрава России от 3 февраля 2021 г. №-7н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н» новая коронавирусная инфекция SARS-CoV-2 (Covid-19) включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В соответствии с приложением № 2 Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (с изменениями на 3 февраля 2021 года) приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н категорий граждан, работники организаций энергетики относятся к приоритету 2-го уровня, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
На основании перечисленных норм законодательства, в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), главным государственным санитарным врачом по Ставропольскому краю вынесено постановление № 231-п от 18 октября 2021 г. «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям в Ставропольском крае», согласно которому постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 с охватом не менее 80% с учетом переболевших за последние 6 месяцев следующим категориям граждан: «1.7 работникам организаций транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, промышленных предприятий, сельского хозяйства и перерабатывающей пищевой промышленности», «3.4 отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы работников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19 с 19.11.2021 г. без законченного курса вакцинации с 20.11.2021 г. на период эпидемиологического неблагополучия».
Таким образом, Постановление №231-п содержит в себе норму права, которая оговаривает, каким конкретно категориям граждан необходимо пройти вакцинацию эпидемическим показаниям.
Как установлено судом, Грабекин М.В. на основании трудового договора № 256 от 06.10.2006 (с учетом последующих дополнительных соглашений), и по настоящее время является ... в АО «Георгиевскмежрайгаз».
22.10.2021 за подписью исполнительного директора Кундрюкова Д.Н. он уведомлен о том, что ему рекомендовано в срок до 19.11.2021 сделать профилактическую прививку против COVID-19 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 20.12.2021 вторым компонентом и сообщить о дате вакцинации начальнику структурного подразделения или в группу по работе с персоналом. При наличии противопоказаний к вакцинации предложено представить медотвод из медицинской организации, а в случае отказа от вакцинации или при полном отсутствии прививки разъяснено об отстранении от работы без сохранения заработной платы с 19.11.2021, без законченного курса вакцинации – с 20.12.2021 на период эпидемиологического неблагополучия.
От прохождения вакцинации работник Грабекин М.В. отказался, о чем указано им в своем обращении в Георгиевскую межрайонную прокуратуру 29.11.2021.
19.11.2021 Приказом № 484 исполнительного директора Общества работник Грабекин М.В. отстранен от работы с указанной даты до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации, как работник, отказавшийся от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19, и не имеющий противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях не представлены).
Указанный приказ принят работодателем в соответствии со ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998, Постановления Главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю от 18.10.2021 № 231-П.
С данным приказом Грабекин М.В. ознакомлен под роспись.
В период с 19.11.2021 по 17.01.2022 он не осуществлял свою трудовую деятельность в АО «Георгиевскмежрайгаз» в связи с действием приказа № 484, а с 17.01.2022 по 18.04.2022 в связи с временной нетрудоспособностью.
03.03.2022 исполнительным директором АО «Георгиевскмежрайгаз» вынесен приказ № 154 о допуске Грабекина М.В. к работе с 04.03.2022 на основании постановления Главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю от 03.03.2022 № 28-П «О признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю от 18.10.2021 № 231-П «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям в Ставропольском крае».
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).
Главным государственным санитарным врачом по Ставропольскому краю было принято Постановление от 18.10.2021 N 231-П "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Ставропольском крае", а согласно ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, в связи с чем руководством АО «Георгиевскмежрайгаз», во исполнение подпункта 3.4 пункта 3 вышеуказанного постановления, было принято решение (издан приказ № 484 от 19.11.2021 г.) об отстранении от работы сотрудников, отказавшихся от профилактических прививок против коронавирусной инфекции, и не имеющих противопоказаний для вакцинации.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей.
Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения". Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ и приказом Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение N 2 "Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям").
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса.
Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).
Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
С учетом вышеизложенного, организацией ответчика, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю от 18.10.2021 N 231-П, работникам было предложено принять участие в вакцинации, как и предложено представить работодателю документы о том, что у работника есть медицинские противопоказания или иные уважительные причины отказа от прививки.
Истец не был лишен возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования, чего им осуществлено не было.
Подлежит отклонению довод истца о том, что та работа, которую выполнял Грабекин М.В., не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, поскольку трудовая деятельность Грабекина М.В. подразумевает контакты с неограниченным кругом лиц, соответственно, носила риск распространения новой короновирусной инфекцией, во исполнение, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю, при этом истец был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой короновирусной инфекции с указанием сроков прохождения вакцинации, а также последствий в случае отказа от вакцинации.
При этом суд отмечает, что Постановление Главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю от 18.10.2021 N 231-П, в установленном законом порядке не отменялось, и незаконным не признавалось.
При таких обстоятельствах, отстранение Грабекина М.В. от работы ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, в связи с чем оснований для признания приказа об отстранении его от работы от 19.11.2021 N 484 противоречащим нормам действующего законодательства, не имеется, а потому отсутствуют и основания для удовлетворения заявленных требований как о взыскании заработной платы за период отстранения Грабекина М.В. от работы, так и для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, предусмотренной ст. 237 Трудового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края в интересах Грабекина Михаила Венедиктовича к Акционерному Обществу «Георгиевскмежрайгаз» о признании приказа исполнительного директора от 19.11.2021 об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности по выплате работнику заработной платы за вынужденный прогул за период с 19.11.2021 по 17.01.2022, взыскании в пользу Грабекина Михаила Венедиктовича компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2022 года.
Судья Ю.В. Курбанова