Решение по делу № 3а-331/2021 от 05.03.2021

УИД 76OS0000-01-2021-000121-75

Дело № 3а-331/2021

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2021 года                                                           гор. Ярославль

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Громовой А.Ю.,

при секретаре Матюшкиной Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борисоглебского районного потребительского общества к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

В административном исковом заявлении Борисоглебское районное потребительское общество просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, количество этажей: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, равной рыночной стоимости в размере 16 735 000 рублей.

Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания, вследствие чего относится к числу плательщиков налога на имущество организации. Налог на имущество организации исчисляется из кадастровой стоимости, которая выше рыночной стоимости здания, чем нарушаются права административного истца как плательщика налога.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.

Представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, о чем имеется телефонограмма.

Административный ответчик департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представил письменное объяснение от 25 мая 2021 года, в котором указал на непризнание административных исковых требований ввиду недостоверности отчета определения рыночной стоимости объекта недвижимости, подтвержденной заключением судебной экспертизы.

Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, администрация Борисоглебского муниципального района, правительство Ярославской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, возражений относительно административных исковых требований, ходатайства об отложении рассмотрении дела не представили.

От ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области поступили письменные объяснения, в которых изложены сведения об объекте оценки.

Заинтересованное лицо Правительство Ярославской области о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещено, своего представителя в судебное заседание не направило.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Борисоглебское районное потребительское общество является собственником здания с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты> количество этажей: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьями 372 – 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Объектами налогообложения признаются:

1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.

В соответствии со статьей 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378<2> Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16.12.2019 N 31-н «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год» объект капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, включен в данный перечень (п. 223 Перечня).

Указанный объект капитального строительства включен также в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 18.12.2020 N 34-н (п. 2 Перечня).

Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество организации, являются публичными, вопрос определения налога на имущество организаций урегулирован Налоговым кодексом РФ, региональным законодательством. Изменение размера налога на имущество организации, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> определена Актом об определении кадастровой стоимости № <данные изъяты> от 17 марта 2020 года ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» по состоянию на 10 марта 2020 года в размере 42 517 129,55 рублей.

Административным истцом представлен отчет № <данные изъяты> от 11 февраля 2021 года, выполненный оценщиком ООО <данные изъяты>, об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 10 марта 2020 года составляет 16 735 000 рублей.

В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Для проверки соответствия указанного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков определением Ярославского областного суда от 05 апреля 2021 года была назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению судебного эксперта ФИО<данные изъяты> от 27 апреля 2021 года отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания, выполненный оценщиком ООО <данные изъяты>, об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная в отчете, не является достоверной.

Судебным экспертом произведен расчет рыночной стоимости нежилого здания, согласно которому по состоянию на 10 марта 2020 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 21 582 000 рублей.

Судебная экспертиза проведена специалистом, имеющим право на проведение подобного рода исследований.

Заключение судебной экспертизы выполнено в соответствии с законодательством об экспертной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют постановленным вопросам и носят исчерпывающий характер. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о недостоверности размера рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете.

По форме и содержанию заключение эксперта соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследование рыночной стоимости объекта недвижимости выполнено негосударственным экспертом, отвечающим требованиям Закона N 73-ФЗ и Приказа Минтруда России от 26 ноября 2018 года N 742н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности», обладающим квалификационным аттестатом по оценке недвижимости, застраховавшим свою профессиональную ответственность оценщика и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статьи 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При определении рыночной стоимости объекта оценки судебным экспертом требования законодательства об оценочной деятельности, включая требования федеральных стандартов оценки, выполнены.

Из заключения судебной оценочной экспертизы следует, что судебный эксперт проанализировал рынок объекта оценки, в том числе представил обзор коммерческой недвижимости (нежилых зданий). Для определения рыночной стоимости объектов оценки использованы сравнительный и доходный подходы. В заключении судебной экспертизы также изложено обоснование отказа от использования затратного подхода, описание процесса оценки. В экспертном заключении приведен расчет рыночной стоимости объекта, в котором подробно изложены последовательность оценки объекта сравнительным и доходным подходами, данные для сравнения аналогов с объектом оценки. Экспертом приведено описание объекта экспертизы, его местоположение, качественных и количественных характеристик, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования. Расчет рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом. Приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.

В связи с этим оснований для критической оценки заключения судебной экспертизы не имеется, заключение судебной экспертизы расценивается как допустимое и достоверное доказательство, поскольку доказательств нарушения экспертом при составлении заключения принципа достаточности в материалах дела не представлено и содержание заключения эксперта не допускает неоднозначного толкования.

В силу изложенного административные исковые требования о пересмотре кадастровой стоимости подлежат удовлетворению, при разрешении административного спора учитываются выводы судебного эксперта о размере рыночной стоимости объекта оценки.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                        решил:

Административное исковое заявление Борисоглебского районного потребительского общества к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 10 марта 2020 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, количество этажей: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, равной рыночной стоимости в размере 21 582 000 (двадцать один миллион пятьсот восемьдесят две тысячи) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 02 марта 2021 года.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                   А.Ю. Громова

3а-331/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Борисоглебское районное потребительское общество
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Другие
Шевченко Оксана Николаевна
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области,
Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов»
Администрация Борисоглебского сельского поселения
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Громова Анна Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
05.03.2021Регистрация административного искового заявления
09.03.2021Передача материалов судье
10.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Производство по делу возобновлено
11.05.2021Рассмотрение дела начато с начала
27.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.06.2021Судебное заседание
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее