Судья Рочева Е.А. |
№ 33-3997/2022 10RS0011-01-2022-011791-73 № 2-5993/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 декабря 2022 года |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,
судей Мишеневой М.А., Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 сентября 2022 года по исковому заявлению Москаева В. В. к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Москаев В.В. обратился с иском к государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее Фонд) по тем основаниям, что является получателем льгот как инвалид (...) группы, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ХХ.ХХ.ХХ, представив медицинскую справку, однако до настоящего времени путевка ответчиком ему не предоставлена. На основании изложенного истец просил возложить на ответчика обязанность в срок до ХХ.ХХ.ХХ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за ХХ.ХХ.ХХ в соответствии с имеющимся заболеванием.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает, что действиями ответчика нарушено его право на получение путевки в летний период времени. На момент подачи апелляционной жалобы истцу была предоставлена путевка в санаторий (...), расположенный в (.....), которая, по мнению истца, не соответствует требованиям, предъявляемым для пребывания в нем инвалидов, имеющим ограничения в физических возможностях. Считает, что Фонд не выполнил возложенную на него обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение в нарушение требований ст.ст.6.2, 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и возражения на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе и дополнениях к ней, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч.1 ст.6.2 Закона № 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст.6.3 Закона №178-ФЗ).
В силу ч.5 ст.6.3 Закона № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Частью 3 ст. 6.5 Закона № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа), о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
В соответствии с п.п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п.п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864).
При этом, отбор санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки для санаторно-курортного лечения для льготных категорий граждан осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вопрос участия конкретного санатория в конкурсе зависит только от самого лечебно-профилактического учреждения.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Судом установлено, что Москаев В.В. является инвалидом (...) группы бессрочно.
Истец ХХ.ХХ.ХХ обратился в адрес ответчика с заявлением, в котором просил предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии со ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ, после чего был включен в очередь для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. В соответствии с медицинскими показаниями для санаторно-курортного лечения и с учетом распределенных путевок номер заявления истца в электронной очереди по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ – (...).
Право Москаева В.В. на получение путевки на санаторно-курортное лечение ответчиком не оспаривалось и подтверждено материалами дела.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 6.2, 6.3 Закона № 178-ФЗ, Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, обоснованно исходил из того, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
При этом суд принял во внимание права иных граждан, получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу,
Поскольку права истца как гражданина - получателя социальной услуги в виде санаторно-курортной путевки не нарушены, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для защиты его права посредством возложения на ответчика обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке путевку на санаторно-курортное лечение.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 № 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный год, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Законодательством не предусмотрено приоритетного обеспечения санаторно-курортным лечением отдельных граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Обеспечение санаторно-курортным лечением в порядке очередности не противоречит закону. Конституционный суд РФ в определениях от 24.12.2013 № 1923-О и от 11.05.2012 № 817-О указал, что установление ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периода предоставления социальных услуг (календарный год), является элементом механизма реализации (государством) права на государственную социальную помощь (объективно связанного с порядком организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации). Установление указанного годичного срока само по себе не регулирует порядок предоставления путевок.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с выводами суда, правовых оснований к отмене состоявшегося судебного постановления не содержат и основаны на неправильном толковании положений материального закона, регулирующих спорные отношения сторон.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда по существу рассмотренного спора, не влияют на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке и не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон определены судом первой инстанции правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 сентября 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи