К делу №2-283/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
06 марта 2019 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Семенова Е.А.,
при секретаре судебного заседания Брошко Н.А.,
с участием представителя истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
представителя ответчика – РњРЈРџ ТГП ТР«Тихорецктепло» – Разливаева Р.Рђ., действующего РїРѕ доверенности в„–08-129 РѕС‚ 11.01.2019 РіРѕРґР°,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло» о признании незаконным бездействия,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Тихорецкий межрайонный прокурор (далее – прокурор) обратился в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло» (далее - МУП ТГП ТР«Тихорецктепло» о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения.
РСЃРє мотивирован тем, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства РІ сфере энергоснабжения Рё повышения энергетической эффективности, РІ результате которой установлен факт нарушения РњРЈРџ ТГП ТР«Тихорецктепло» указанного законодательства.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством.
Подпункт «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, регламентирует, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими установленную продолжительность.
РР· содержания пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что РІ случае, РєРѕРіРґР° абонентом РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться РѕС‚ исполнения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РІ одностороннем РїРѕСЂСЏРґРєРµ РїСЂРё существенном нарушении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° абонентом, РІ том числе РїСЂРё неоднократном нарушении СЃСЂРѕРєРѕРІ внесения платы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261- ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетически эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Так, в силу статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Статьями 13, 15, 19 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» определен порядок проведения поверок средств измерения, пределы осуществления федерального метрологического надзора федеральными органами исполнительной власти, а также требования к видам деятельности, требующим аккредитацию хозяйствующих субъектов для выполнения работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений.
В ходе проведенной проверки межрайонной прокуратурой установлено, что на территории Тихорецкого района из 59 котельных, эксплуатируемых МУП ТГП ТР«Тихорецктепло», в 30 котельных приборы учета газа не соответствуют требованиям ГОСТ Р8.740-201 1, в связи с чем 03.12.2018 при закрытии месяца были составлены акты о количестве поданного принятого газа за ноябрь 2018 года с объемами газа, рассчитанными по мощностям газоиспользующего оборудования (без применения приборов учета) в общем количестве 7949, тыс. м3. Согласно приборов учета общий объем количества потребленного газа составляет - 2932 тыс. м3, что на 5017 тыс. м3 меньше чем указано в актах. Таким образом, при среднесуточной температуре наружного воздуха +2,3 С, сумма по расчетам за потребленный газ составила по актам о количестве поданного - принятого газа за ноябрь 2018 год, предоставленным ООО «Газпро Межрегионггаз Краснодар», составила 68925,5 тысяч рублей, когда сумма расчетов оплат по приборам учета газа составляет 20263, 5 тысяч рублей. Данные обстоятельства обуславливают рост кредиторской задолженности МУП ТГП ТР«Тихорецктепло» перед ООО Газпром Межрегионгаз Краснодар».
РљСЂРѕРјРµ этого, РІ С…РѕРґРµ проведенной проверки 15.01.2018 установлено, что РїСЂРё эксплуатации 5 котельных РњРЈРџ ТГП ТР«Тихорецктепло», расположенных РїРѕ адресу: РіРѕСЂРѕРґ <адрес> (котельная в„– 7); РіРѕСЂРѕРґ <адрес> (котельная в„– 9); РіРѕСЂРѕРґ <адрес> (котельная 12); РіРѕСЂРѕРґ <адрес> (котельная в„– 25); Рї. <адрес>, допущены нарушения законодательства РѕР± обеспечении единства измерений, выразившиеся РІ несоблюдении требований ГОСТ Р 8.740-2011 Рї. 9 Расход Рё количество газа «Методика измерений СЃ помощью турбинных, ротационных Рё вихревых расходомеров Рё счетчиков», Р° именно учет газа вышеуказанных котельных, проводятся без применения системы измерения (далее-РЎР) температуры, СРдавления, СРобработки результатов измерений, что является недопустимым.
Бездействие должностных лиц предприятия по привидению приборов учета к требованиям предъявляемым законом Российской Федерации привело к необоснованному расходованию бюджетных средств, выделяемых администрацией поселения.
Просит признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло» выразившееся непринятии должных мер по проведению в соответствие ГОСТ Р8.740-2011 единиц измерений при потреблении природного газа газоиспользующим оборудованием (котельными тепловыми пунктами), находящихся на эксплуатации МУП ТГП ТР«Тихорецктепло». Привести в соответствие ГОСТ Р8.740-2011, 30 газовых приборов учета на котельных расположенных по адресу: г. <адрес> (котельная № 1), г. <адрес> (котельная № 2), г. <адрес>, г. <адрес>, ( котельная № 4), г. <адрес>, (котельная № 5), г. <адрес> (котельная № 6), г. <адрес>, (котельная № 8), г. <адрес>, (котельная № 10), г. <адрес>, (котельная № 11), г. <адрес>, (котельная № 14), г<адрес>), г. <адрес> (котельная № 35), пос. <адрес>, (котельная № 18), г. <адрес>, (котельная № 20), г. <адрес>, (котельная № 20), г. <адрес> (котельная № 24), г. <адрес> (котельная № 37), г. Тихорецк, ул. Меньшикова, д. 157, (котельная № 31), г. <адрес> (котельная № 38), пос. <адрес> (котельная № 2.1), ст. <адрес>, (котельная № 4), пос. <адрес> (котельная № 127), ст. <адрес> (котельная № 108), ст. <адрес>, (котельная № 1 12), ст. <адрес>
<адрес>, (котельная № 15), пос. <адрес>Котельная № 8), ст. <адрес>, (котельная 12), ст. <адрес>, (котельная № 6), ст. <адрес> (котельная № 13), ст. <адрес> (котельная № 24), ст. <адрес> (котельная № 123), ст. <адрес> (котельная № 114), ст. <адрес> (котельная № 122). Произвести установку СРтемпературы, СРдавления, СРобработки результатов измерений, на котельных расположенных по адресу: г. <адрес> (котельная № 7); г. <адрес> (котельная № 9); г. <адрес> (котельная 12); г. <адрес> (котельная № 25); п. <адрес> (котельная № 23).
В судебном заседании представитель истца Веселова Ж.Ю. уточнила исковые требования, пояснив, что ответчик момент рассмотрения дела частично устранил нарушения требований законодательства в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Просит признать незаконным бездействие муниципального МУПТГП ТР«Тихорецктепло» выразившееся непринятии должных мер по проведению в соответствие ГОСТ Р8.740-2011 единиц измерений при потреблении природного газа газоиспользующим оборудованием (котельными тепловыми пунктами), находящихся на эксплуатации МУП ТГП ТР«Тихорецктепло». Привести в соответствие ГОСТ Р8.740-2011, 30 газовых приборов учета на котельных расположенных по адресу: г. <адрес>, (котельная № 6), г. <адрес>, (котельная № 10), г. <адрес>, (котельная № 35), пос. <адрес>, (котельная № 18), пос. <адрес>, (котельная № 2.1), ст. <адрес>, (котельная № 4), пос. <адрес> (котельная № 127), ст. <адрес>, (котельная № 108), ст. <адрес> (котельная № 112), ст. <адрес> (котельная № 15), ст. <адрес> (котельная № 6), ст. <адрес>, (котельная № 24), ст. <адрес> (котельная № 114), ст. <адрес> (котельная № 122). Произвести установку СРтемпературы, СРдавления, СРобработки результатов измерений, на котельной расположенной по адресу: п. <адрес>
Представитель ответчика - РњРЈРџ ТГП ТР«Тихорецктепло» – Разливаев Р.Рђ. РІ судебном заседании РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РІ настоящее время предприятием приняты РІСЃРµ возможные меры Рє устранению выявленных нарушений.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством.
Подпункт «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, регламентирует, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими установленную продолжительность.
РР· содержания пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что РІ случае, РєРѕРіРґР° абонентом РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться РѕС‚ исполнения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РІ одностороннем РїРѕСЂСЏРґРєРµ РїСЂРё существенном нарушении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° абонентом, РІ том числе РїСЂРё неоднократном нарушении СЃСЂРѕРєРѕРІ внесения платы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261- ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетически эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Так, в силу статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Статьями 13, 15, 19 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» определен порядок проведения поверок средств измерения, пределы осуществления федерального метрологического надзора федеральными органами исполнительной власти, а также требования к видам деятельности, требующим аккредитацию хозяйствующих субъектов для выполнения работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений.
В результате проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, допущенные МУП ТГП ТР«Тихорецктепло».
Установлено, что территории Тихорецкого района в котельных, эксплуатируемых МУП ТГП ТР«Тихорецктепло», приборы учета газа не соответствуют требованиям ГОСТ Р8.740-201 1, в связи с чем 03.12.2018 при закрытии месяца были составлены акты о количестве поданного принятого газа за ноябрь 2018 года с объемами газа, рассчитанными по мощностям газоиспользующего оборудования (без применения приборов учета) в общем количестве 7949, тыс. м3. Согласно приборов учета общий объем количества потребленного газа составляет - 2932 тыс. м3, что на 5017 тыс. м3 меньше чем указано в актах. Таким образом, при среднесуточной температуре наружного воздуха +2,3 С, сумма по расчетам за потребленный газ составила по актам о количестве поданного - принятого газа за ноябрь 2018 год, предоставленным ООО «Газпро Межрегионггаз Краснодар», составила 68925,5 тысяч рублей, когда сумма расчетов оплат по приборам учета газа составляет 20263, 5 тысяч рублей. Данные обстоятельства обуславливают рост кредиторской задолженности МУП ТГП ТР«Тихорецктепло» перед ООО Газпром Межрегионгаз Краснодар».
РљСЂРѕРјРµ этого, РІ С…РѕРґРµ проведенной проверки 15.01.2018 установлено, что РїСЂРё эксплуатации котельной РњРЈРџ ТГП ТР«Тихорецктепло», расположенной РїРѕ адресу: Рї. <адрес>), допущены нарушения законодательства РѕР± обеспечении единства измерений, выразившиеся РІ несоблюдении требований ГОСТ Р 8.740-2011 Рї. 9 Расход Рё количество газа «Методика измерений СЃ помощью турбинных, ротационных Рё вихревых расходомеров Рё счетчиков», Р° именно учет газа вышеуказанной котельной, проводится без применения системы измерения (далее-РЎР) температуры, СРдавления, СРобработки результатов измерений, что является недопустимым.
Таким образом, МУП ТГП ТР«Тихорецктепло» требования законодательства в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности не соблюдены.
Бездействие должностных лиц предприятия по привидению приборов учета к требованиям предъявляемым законом Российской Федерации привело к необоснованному расходованию бюджетных средств, выделяемых администрацией поселения.
Положения действующего законодательства не исключают возможность приостановления и прекращения ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, бездействие ответчика следует признать незаконным.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден взыскиваются с не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
При удовлетворении исковых требований с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Р• РЁ Р Р›:
Удовлетворить исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло» о признании незаконным бездействия.
Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло», выразившееся непринятии должных мер по проведению в соответствие ГОСТ Р8.740-2011 единиц измерений при потреблении природного газа газоиспользующим оборудованием (котельными тепловыми пунктами), находящихся на эксплуатации муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло».
Обязать муниципальное унитарное предприятие Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло» привести в соответствие ГОСТ Р8.740-2011, 30 газовых приборов учета на котельных расположенных по адресу: г. <адрес> (котельная № 6), г. <адрес>, (котельная № 10), г. <адрес>, (котельная № 35), пос. <адрес>, (котельная № 18), пос<адрес>, (котельная № 2.1), ст. <адрес>, (котельная № 4), пос. <адрес>, (котельная № 127), ст. <адрес> (котельная № 108), ст. <адрес>, (котельная № 112), ст. <адрес> (котельная № 15), ст. <адрес>, (котельная № 6), ст. <адрес>, (котельная № 24), ст. <адрес> (котельная № 114), ст. <адрес> (котельная № 122); произвести установку СРтемпературы, СРдавления, СРобработки результатов измерений, на котельной расположенной по адресу: п. Каменный, Очистные сооружения (котельная № 23).
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло» государственную пошлину в доход муниципального образования Тихорецкий район в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца.
РЎСѓРґСЊСЏ