Дело № 2-185/2024 22RS0024-01-2024-000262-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2024 года с. Ключи
Ключевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Шевченко В.И., при секретаре Рощиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконным и отмене решения Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе в предоставлении меры социальной поддержки,
установил:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконным и отмене решения Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе в предоставлении меры социальной поддержки и о возложении обязанности рассчитать доход семьи ФИО1 за вычетом суммы алиментов, выплаченных ее супругом ФИО3 на содержание несовершеннолетнего ребенка в соответствии с судебным приказом мирового судьи судебного участка <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае не превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума, установленного в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, назначить ежемесячное пособие на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с дачи подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что ими проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу признания решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее - Фонд) об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Фонд с заявлением № о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которое возвращено на доработку.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратились в Фонд с исправленным заявлением №, по которому ДД.ММ.ГГГГ решением Фонда № ей отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.
Расчетный период при рассмотрении заявления учитывается исходя из даты подачи исходного заявления гражданином, в данном случае датой подачи заявления будет являться ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что доход семьи ФИО1, состоящей из 4-х человек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 727 384,18 руб. Ответчиком в доход были включены: заработная плата супруга заявителя – 323 908,00 руб., заработная плата заявителя – 190 210,28 руб., пособие временной нетрудоспособности, полученное заявителем – 46 537,46 руб., пособие по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 29 903,07 руб., ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ребенка 2018 года рождения – 116 825,33 руб., алименты на содержание ребенка, указанные в заявлении – 20 000,04 руб.), среднедушевой доход на 1 человека составил 15 153,84 руб., что превышает величину прожиточного минимума на территории <адрес>, размер которого в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на дату обращения ФИО1 составлял 13 975,00 руб.
Вместе с тем, при исчислении общего дохода семьи ответчиком необоснованно не исключена сумма уплаченных супругом заявительницы ФИО3 алиментов в пользу ФИО4 на содержание ребенка от предыдущего брака. В соответствии с ведомостями удержаний по исполнительному листу из заработной платы ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано алиментов в сумме 69763, 75 руб.
В случае исключения выплаченной суммы алиментов из общего дохода семьи, среднедушевой доход семьи составит 13700,40 руб., в связи с чем, ФИО1 имеет право на назначение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка ФИО2 в сумме 50 процентов от величины прожиточного минимума, установленного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № для детей в сумме 13975 руб. с ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, при таких обстоятельствах, истец имеет право назначение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием второго ребенка ФИО2 исходя из первоначальной даты подачи ею заявления в Фонд – ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании пом. прокурора <адрес> ФИО8 на иске настаивала по основаниям изложенным в нем, требования уточнила просила суд признать незаконным и отменить решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе в предоставлении меры социальной поддержки и о возложении обязанности рассчитать доход семьи ФИО1 за вычетом суммы алиментов, выплаченных ее супругом ФИО3 на содержание несовершеннолетнего ребенка в соответствии с судебным приказом мирового судьи судебного участка <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ №, назначить ежемесячное пособие на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с дачи подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, согласно представленных возражений, с иском не согласны, указали, что Положениями Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2330 определены составы учитываемых п. 47 Правил и не учитываемых п. 53 Правил доходов, используемых при расчете среднедушевого дохода семьи при определении права на получение ежемесячного пособия. При этом, требований о не включении при расчете среднедушевого дохода каких-либо расходов семьи Правила не содержат, в связи с чем у Отделения отсутствуют правовые основания для исключения из доходов семьи при расчете среднедушевого дохода суммы алиментов, уплачиваемых одним из родителей на содержание детей от предыдущего брака.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пом. прокурора, материального истца ФИО1, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. является получателем ежемесячного пособия на первого ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
По заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие назначено на ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в размере 6686,50 рублей – 50% величины прожиточного минимума для детей, установленной в <адрес> на дату обращения за пособием на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По этому же заявлению ФИО1 назначено ежемесячное пособие беременной женщине в размере 6 972,50 рублей – 50% величины прожиточного минимума трудоспособного населения установленной в <адрес> на дату обращения за пособием на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до месяца родов включительно).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения – 14991 рублей, для детей – 13975 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об изменении назначения меры социальной поддержки в отношении ФИО5 21.11.2018г.р. согласно которому ежемесячное пособие установлено в размере 6987,50 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 родила дочь ФИО2 от брака с ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением №.001527/2024-0047753 о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которое последней было возвращено на доработку.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратились в Фонд с исправленным заявлением №.001527/2024-0053801, по которому ДД.ММ.ГГГГ решением Фонда №.001527/2024/0163251 ей отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.
Расчетный период при рассмотрении заявления учитывается исходя из даты подачи исходного заявления гражданином, в данном случае датой подачи заявления будет являться ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ответов на запросы, поступивших в рамках межведомственного электронного взаимодействия, было установлено, что доход семьи ФИО1, состоящей из 4-х человек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 727 384,18 руб. (в доход ответчиком включены: заработная плата супруга заявителя ФИО3 – 323 908,00 руб., заработная плата заявителя ФИО1 – 190 210,28 руб., пособие временной нетрудоспособности, полученное заявителем ФИО1 – 46 537,46 руб., пособие по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 29 903,07 руб., ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ребенка 2018 года рождения – 116 825,33 руб., алименты на содержание ребенка, указанные в заявлении – 20 000,04 руб.), среднедушевой доход на 1 человека составил 15 153,84 руб., что исходя из решения ответчика превышает величину прожиточного минимума на территории <адрес>, размер которого в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на дату обращения составляет 13 975,00 руб.
Указанное также подтверждено в ответе ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данному прокурору <адрес> на л.д. 116-117.
Судом установлено, что при исчислении общего дохода семьи ФИО1 не исключена сумма уплаченных супругом заявительницы ФИО3 алиментов в пользу ФИО4 на содержание ребенка Софьи, ДД.ММ.ГГГГ г.р. от предыдущего брака.
Так, согласно судебному приказу мирового судьи судебного участка <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 обязан ежемесячно выплачивать алименты на содержание несовершеннолетних детей в размере 1/3 доли всех видов заработной платы и (или) иного дохода на содержание несовершеннолетних детей ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в пользу ФИО11
В настоящее время алименты выплачиваются в сумме 25% на содержание одного ребенка ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в пользу ФИО11 (л.д. 126,127,128-130).
В соответствии с ведомостями удержаний по исполнительному листу из заработной платы ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано алиментов в сумме 69763, 75 руб. на л.д. 128,129.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
В соответствии с действующим правовым регулированием с ДД.ММ.ГГГГ нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации, предоставляется право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает, если рассчитанный в установленном порядке размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину регионального прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя на дату обращения за назначением пособия (статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Среднедушевой доход семьи, как правило, рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением пособия, путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (часть 2 статьи 3, часть 6 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ; пункты 48, 49 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2330 (далее - Правила от ДД.ММ.ГГГГ N 2330).
В состав семьи включаются заявитель, его супруг (супруга), а также не состоящие в браке его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам) (части 7, 8 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 47 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 2330 при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается в качестве дохода, полученная в денежной форме сумма полученных алиментов.
Подпунктом "н" пункту 53 указанных Правил установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются пособия и иные аналогичные выплаты, а также алименты на ребенка, который на день подачи заявления о назначении ежемесячного пособия достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния. Фактически, федеральным законодательством предусмотрено, что алименты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.
Разрешая возникший спор, суд руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2330, исходит из того, что поскольку при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается в качестве дохода, полученная в денежной форме сумма полученных алиментов, то есть они учитываться в доход семьи, члену которой они выплачены, соответственно выплаченные алименты, не могут быть включены в доход того члена семьи, который их выплатил, в связи с чем приходит к выводу о том, что произведенные из заработной платы ФИО3 - супруга ФИО1 удержания алиментов на содержание детей от предыдущего брака не должны быть учтены в качестве дохода семьи ФИО1
Произведя расчет среднедушевого дохода семьи ФИО1 без учета указанных алиментов, суд приходит к выводу, что данный доход 13 700 рублей из расчета (727 384, 18 рублей – общий доход семьи) - (69 763, 75 рублей – сумма уплаченных алиментов) = 657 620, 43 рублей – общий доход семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), 657 620, 43 :12 месяцев = 54801, 70 рублей – общий доход семьи в месяц, 54 801,70 рублей : 4 – количество членов семьи), что не превышает установленный в <адрес> постановлением № от 14.09.2023г. для детей прожиточный минимум – 13 975 рублей с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем приходит к выводу о том, что истец имеет право назначение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием второго ребенка ФИО2 исходя из первоначальной даты подачи ею заявления в Фонд – ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому заявленные прокурором <адрес> в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконным и отмене решения Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе в предоставлении меры социальной поддержки требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика ОСФР по <адрес> о том, что доход семьи ФИО1 превышает величину прожиточного минимума на душу населения, поскольку при его расчете необходимо учитывать заработную плату супруга истца до удержания из них алиментов на содержание детей от предыдущего брака, являются необоснованными, поскольку включение в расчет среднедушевого дохода денежных средств, которые были начислены, но не получены семьей истца (в данном случае алиментов на содержание детей ФИО11 от предыдущего брака) не могут быть учтены. Иное толкование противоречит государственной гарантии предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей, позволяющих улучшить их материальное положение и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░.░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░