.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Новокуйбышевск 22 апреля 2020 года
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего Строганковой Е.И.,
с участием помощника прокурора Саппа С.О.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи административное дело № 2а-735/2020 (<№>) по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области к Ефанову А. Г. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области Мардасов И.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований административный истец указал, что осужденный Ефанов А.Г., <Дата> рождения, освобождается <Дата> из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области, следует к месту жительства по адресу: <Адрес> (со слов Ефанова А.Г.), имеет непогашенную судимость за совершение умышленного преступления по <...> УК РФ. В период отбывания в местах лишения свободы не признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, имеет 32 поощрения, 6 взысканий, последнее взыскание было в июне 2018 года. В учреждении в настоящее время не трудоустроен. Имеет исполнительные листы на общую сумму ... руб., из которых погасил ... руб. Социально-полезные не нарушены, поддерживает отношения с родственниками путем свиданий и переписки. Ссылаясь на указанные обстоятельства, начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области просит суд установить административный надзор в отношении Ефанова А.Г. на срок – 8 (восемь) лет с установлением следующих ограничений: не менять место жительства без согласия специализированного государственного органа; запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в его отсутствие, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Ефанов А.Г. в судебном заседании, с использованием системы видео-конференц-связи, пояснил суду, что с заявленными требованиями он не согласен, поскольку в установлении административного надзора и дополнительных ограничений нет необходимости, он не является злостным нарушителем, встал на путь исправления, просил о снижении срока, на которых устанавливается админстративный надзор.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Саппа С.О., полагавшего возможным установить в отношении Ефанова А.Г. административный надзор сроком на 08 (восемь) лет, с установлением при этом вышеуказанных ограничений, суд считает, что административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Согласно п.1 ч.2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ, в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Судом установлено, что приговором Самарского областного суда от <Дата> Ефанов А.Г. осужден за совершение преступления, предусмотренного <...> УК РФ, и ему назначено наказание в виде 9 (девяти) лет лишения свободы без права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, с ограничением свободы на 1 год, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из представленной суду характеристики следует, что за время отбывания наказания Ефанов А.Г. зарекомендовал себя следующим образом: будучи трудоустроенным на оплачиваемую работу Центра трудовой адаптации осужденных, а также за активное участие в жизни отряда и колонии поощрялся правами начальника колонии, имеет 32 поощрения. Допустил 6 нарушений установленного порядка отбывания наказания. Последнее нарушение было допущено в июне 2018 года. Состоит на профилактическом учете как «Склонен к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность». Принимает участие в общественной жизни осужденных отряда и колонии. Выполняет работы по благоустройству территории колонии без оплаты труда согласно графику ст.106 УИК РФ. Спальное место содержит в чистоте и порядке. На проводимую с ним работу воспитательного характера реагирует правильно. В общении с сотрудниками администрации не всегда проявляет вежливость, корректность, за что привлекался к дисциплинарной ответственности. Пользуется уважением среди положительно настроенных осужденных. В целом взаимоотношения с осужденными стабильные, бесконфликтные.
<Дата> Ефанов А.Г. освобождается из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области по отбытию срока наказания и следует к месту жительства по адресу: <Адрес> (со слов Ефанова А.Г.).
Таким образом, Ефанов А.Г. относится к категории лиц, указанных в п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, в отношении которых имеются основания для установления административного надзора и административных ограничений.
Определяя срок административного надзора в отношении осужденного, суд исходит из следующего.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
При установлении срока административного надзора суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного Ефановым А.Г. преступления, срока погашения судимости за совершенное преступление, его поведение в период отбывания наказания в исправительном учреждении, назначения ему наказания с ограничением свободы на срок 1 год.
Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ст. 10 УК РФ).
Согласно статье 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Определяя срок административного надзора, суд учитывает, что в соответствии с п. "д" ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения преступления (<Дата>), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, в отношении Ефанова А.Г., с учетом установленных по делу обстоятельств, необходимо установить административный надзор сроком на 08 лет, исчислять который со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Вместе с тем, следует также отметить, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормами ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Разрешая требования административного истца в отношении установления в отношении Ефанова А.Г. административных ограничений, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Устанавливая предложенные административным истцом ограничения, суд учитывает сведения, характеризующие личность Ефанова А.Г. до освобождения из мест лишения свободы, и приходит к выводу о необходимости их установления на весь срок административного надзора.
Административные ограничения в виде: не менять место жительства без согласия специализированного государственного органа; запретить пребывание в определенных местах; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запретить пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запретить выезд за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, соответствуют требованиям закона, не носят произвольного характера, направлены на предупреждение совершения Ефановым А.Г. преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия.
В связи с чем, суд полагает необходимым установить следующие ограничения: не менять место жительства без согласия специализированного государственного органа; запретить пребывание в определенных местах в детских образовательных и воспитательных учреждениях; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 6.00 часов следующего дня кроме случаев связанных с работой или учебой; запретить выезд за пределы территории Самарской области; обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
На основании вышеизложенного, заявленный административный иск, подлежит удовлетворению.
При этом, суд полагает необходимым разъяснить, что поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
В данном случае началом течения срока административного надзора суд устанавливает со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 272 – 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., <░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ 08 ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ 22.00 ░░░░░ ░░ 6.00 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.