Дело №12-12/2022 дело №14-032-П/2022
УИД: 21RS0020-01-2022-000090-86
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
23 марта 2022 года село Яльчики
Судья Яльчикского районного суда Чувашской Республики Викторов А.А.,
с участием помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Игнатьева М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики протест прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Орловой И.В. от ДД.ММ.ГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы администрации Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Ермаковой Светланы Валерьевны в связи с отсутствием события административного правонарушения,
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, выслушав помощника прокурора, поддержавшего протест прокурора, судья
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Орловой И.В. (далее Госинспектор) от ДД.ММ.ГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении по ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении должностного лица - главы администрации Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Ермаковой С.В. (далее Глава сельского поселения) в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Из материалов административного дела следует, что прокуратурой Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокуратура района) в ходе проведенного во исполнение п.1.2 приказа прокурора Чувашской Республики от 19.08.2021 №139 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» мониторинга соблюдения органами местного самоуправления Яльчикского района требований водного законодательства Российской Федерации в деятельности сельского поселения, расположенного в ... выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в части не представления информации, установленной законодательством, в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведения для внесения в государственный реестр за 2020. По итогам проверки прокурором района постановлением от ДД.ММ.ГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ в отношении главы сельского поселения Ермаковой С.В.
Дело рассмотрено Госинспектором Орловой И.В. с участием должностного лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении Ермаковой С.В. и постановлением от ДД.ММ.ГГ № производство по делу об административном правонарушении по ст.8.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы сельского поселения Ермаковой С.В. прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением Госинспектора, прокурором района Кудряшовым А.Н. подан протест, в котором, ссылаясь на нормы Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды), Водного кодекса Российской Федерации (далее Водный кодекс РФ) указывает, что Ермакова С.В., являясь должностным лицом, в нарушение требований приведенного законодательства не представила необходимую информацию (сведения) для внесения в государственный реестр за 2020 в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов, то есть не довела ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.8.5 КоАП РФ.
Отсутствие у сельского поселения сведений, о находящихся в собственности водных объектах, для квалификации действий должностного лица, обязанного предоставлять информацию, по ст.8.5 КоАП РФ значения не имеет.
Просит постановление Госинспектора от ДД.ММ.ГГ о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ в отношении главы сельского поселения Ермаковой С.В. отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.
Помощник прокурора района Игнатьев М.Ю. в судебном заседании протест прокурора поддержал по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их судье, просил удовлетворить.
Должностное лицо – глава сельского поселения Ермакова С.В., в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, извещалась о месте и времени судебного разбирательства в назначенное время в судебное заседание не явились. Причина неявки суду не известна.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1 ст.46 Конституции РФ).
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответствен-ности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие администра-тивную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст.3 Закона об охране окружающей среды, одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Статьей 31 Водного кодекса РФ предусмотрено ведение государственного водного реестра уполномоченным органом.
Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальный образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения: 1) о бассейновых округах; 2) о речных бассейнах; 3) о водохозяйственных участках; 4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях; 5) о водохозяйственных системах; 6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты; 7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах; 8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования; 9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; 10) о договорах водопользования; 10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях; 10.2) о местоположении береговой линии (границы водного объекта); 11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
В соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 №253, ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Форма реестра и правила внесения в него сведений, а также правила оформления регистрации в реестре утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе, в том числе органами местного самоуправления - о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, принятых решениях о предоставлении в пользование водных объектов, о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений, водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21.08.2007 №214 утверждены Порядок представления органами местного самоуправления сведений для внесения в государственный водный реестр и состав указанных сведений (далее Порядок).
В соответствии с Порядком, сведения о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых являются органы местного самоуправления, о принятых органами местного самоуправления решениях о предоставлении в пользовании водных объектов представляются органами местного самоуправления для внесения в государственный водный реестр в порядке, установленном правилами оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утверждаемыми в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 28.04.2007 №253 (п.2).
Сведения для внесения в государственный водный реестр, за исключением указанных в п.2 названного Порядка, представляются органами местного самоуправления в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов ежегодно в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, актуализированными по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Сведения для внесения в государственный водный реестр представляются на бумажных и электронных носителях в документированном виде с сопроводительном письмом и описью вложения (п.3).
Органы местного самоуправления несут ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для внесения в государственный водный реестр (п.7).
В соответствии со ст.8.5 КоАП РФ административная ответственность наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объективную сторону данного правонарушения образуют:
- несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;
- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;
- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
При этом под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц (органов).
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, прокуратурой района в ходе проведенного во исполнение п.1.2 приказа прокурора Чувашской Республики от 19.08.2021 №139 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» мониторинга соблюдения органами местного самоуправления Яльчикского района требований водного законодательства РФ в деятельности администрации сельского поселения, расположенной по вышеуказанному адресу, выявлены нарушения в экологической сфере в части представления информации, установленной законодательством, в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведения для внесения в государственный реестр.
Мониторингом установлено, что сведения, подлежащие представлению для внесения в государственный водный реестр, за 2020 в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов администрацией сельского поселения не представлены.
Постановлением Госинспектора от ДД.ММ.ГГ производство по делу об административном правонарушении по ст.8.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы сельского поселения Ермаковой С.В. прекращено в соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Однако, как видно из материалов дела, информации сельского поселения, на территории Лащ-Таябинского сельского поселения имеются гидротехнические и иные сооружения: - плотина на ... у ... по адресу: ..., расположенное в ... км от ...;
- плотина на ... у ... по адресу: ..., расположенное в ... км. к северо-западу от ....
Перечисленные гидротехнические сооружения были поставлены на учет в Росреестре в качестве бесхозяйных. Иных данных и материалов свидетельствующих о наличии на балансе сельского поселения гидротехнических и иных сооружений не имеется.
Согласно решению Собрания депутатов Лащ-Таябинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ № главой администрации Лащ-Таябинского сельского поселения избрана Ермакова С.В.
Как следует из письменных объяснений главы сельского поселения Ермаковой С.В., необходимые сведения в установленном порядке действительно администрацией поселения в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов не направлены, впредь обязалась подобных нарушений не допускать.
Непредставление должностным лицом Ермаковой С.В. сведений в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов за 2020 установлено материалами дела.
При этом отсутствие у сельского поселения сведений о находящихся в собственности водных объектах для квалификации действий должностного лица по ст.8.5 КоАП РФ значения не имеет.
Определяющим в данном случае является то, что сведения, установленные приказом МПР России от ДД.ММ.ГГ № «Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых органами местного самоуправления, для внесения в государственный водный реестр», должны быть представлены для внесения в государственный водный реестр, в том числе, в случае их отсутствия.
Следует также отметить, что непредставление актуальной экологической информации препятствует ведению указанного выше реестра, целями которого являются информационное обеспечение комплексного использования водных объектов, целевое использование водных объектов, их охраны, а также планирование и разработка мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Указание о необходимости направления всех сведений, касающихся состояния земель, водных объектов и других объектов окружающей среды, содержится в Порядке представления органами местного самоуправления сведений для внесения в государственный водный реестр.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностным лицом соблюдены не были.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения приведенных правовых норм.
Согласно материалам административного дела, основания для возбуждения в отношении главы сельского поселения Ермаковой С.В. настоящего дела об административном правонарушении, имели место с ДД.ММ.ГГ с момента истечения срока представления сведений для внесения в государственный водный реестр в соответствии с п.2 Порядка.
Установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГ.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Указанная правовая позиция корреспондирует к положениям ст.46, ч.1 ст.50, ст.55 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ст.4 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
В силу правовой позиции, изложенной в п.13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по истечении срока давности привлечения к административной ответственности проверка и оценка доводов об отсутствии состава административного правонарушения может быть дана лишь по жалобе лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Поскольку обжалуемым постановлением Госинспектора от ДД.ММ.ГГ производство по данному делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, и срок давности привлечения к административной ответственности главы сельского поселения Ермаковой С.В. на момент подачи и рассмотрения протеста прокурора истек, поэтому возможность правовой оценки ее действий на предмет наличия состава административного правонарушения, его доказанности, ее вины в совершении инкриминируемого ей правонарушения, а также возможность выводов судьи по этим вопросам по жалобе должностного лица Росприроднадзора утрачена.
Ввиду невозможности ухудшения положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.13, п.1 ч.2 ст.30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГ, вынесенное в отношении должностного лица – главы Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Ермаковой Светланы Валерьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а протест прокурора Яльчикского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями п.1 ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через Яльчикский районный суд Чувашской Республики
Судья А.А. Викторов