Дело № 2-7/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омутнинск, Кировская область 10 января 2019 года

Омутнинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Орловой И.В.,

при секретаре Волошко Л.Л.,

с участием представителей истца Савватеевой С.В., Бузмаковой И.П.,

ответчика Хуторянской Т.Б.,

представителей третьего лица Яковлевой Л.И., Гагариновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» к Хуторянской Татьяне Борисовне о взыскании излишне выплаченных сумм,

УСТАНОВИЛ:

КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе обратилось в суд с иском к Хуторянской Т.Б. о взыскании излишне выплаченных сумм. В обоснование заявленных требований указало, что 27.03.2017, 18.10.2017, 12.04.2018 Хуторянская Т.Б. обратилась в КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе с заявлениями и комплектами документов для предоставления социальной выплаты в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В периоды с 01.04.2017 по 30.09.2017, 01.10.2017 по 31.03.2018, 01.04.2018 по 30.09.2018 Хуторянской Т.Б. была назначена и выплачена субсидия. При проверке достоверности сведений, представленных Хуторянской Т.Б., 04.05.2018 КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе был направлен запрос в МРИ ФНС № 3 по Кировской области для подтверждения фактов доходов от трудовой деятельности членов семьи Хуторянской Т.Б.: Хуторянского В.С., Хуторянского К.В., Хуторянского Т.В. По информации налогового органа в отношении указанных граждан сведения за отдельные периоды не подтверждаются. Хуторянской Т.Б. были предоставлены заведомо недостоверные сведения о доходах членов семьи и субсидия за период с 01.04.2017 по 31.05.2018 назначена неправомерно. В результате у Хуторянской Т.Б. возникла переплата в размере 58299,16 руб. КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе просит взыскать с Хуторянской Т.Б. в пользу КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе денежные средства в размере 58 299,16 руб.

Представители истца КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе Савватеева С.В., Бузмакова И.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, привели доводы, изложенные в иске.

Ответчик Хуторянская Т.Б. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала.

Представители третьего лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области Яковлева Л.И., Гагаринова Е.С. против удовлетворения заявленных исковых требований возражали, полагают, что КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе не доказан факт неосновательного обогащения, его размер.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

27.03.2017 Хуторянская Т.Б. обратилась в КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе с заявлением о предоставлении социальной выплаты в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.6).

К заявлению в числе иных документов были приложены справки от 16.03.2017 о заработной плате, начисленной Хуторянскому Т.В., Хуторянскому К.В., Хуторянскому В.С., подписанные начальником колонии (л.д.107-109).

11.10.2017 Хуторянская Т.Б. обратилась в КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе с заявлением о предоставлении социальной выплаты в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.7).

К заявлению в числе иных документов были приложены справки от 05.10.2017 о заработной плате, начисленной Хуторянскому Т.В., Хуторянскому К.В., Хуторянскому В.С., подписанные начальником колонии (л.д.92-94).

12.04.2018 Хуторянская Т.Б. обратилась в УСЗН в Омутнинском районе с заявлением о предоставлении социальной выплаты в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.8).

К заявлению в числе иных документов были приложены справки от 12.04.2018 о заработной плате, начисленной Хуторянскому Т.В., Хуторянскому К.В., Хуторянскому В.С., подписанные начальником колонии (л.д.78-80).

В соответствии с ч.1 ст.159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Частью 3 ст.159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Согласно ч.7 ст.159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно протоколу КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе от 28.03.2017 № 300 Хуторянской Т.Б. назначена выплата субсидии с 01.04.2017 по 30.09.2017 в размере 2079,76 руб. (л.д.9).

Согласно протоколу от 18.10.2017 № 822 КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе вынесено решение о назначении Хуторянской Т.Б. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1625,36 руб. за период с 01.10.2017 по 31.03.2018 (л.д.10).

Согласно протоколу от 23.04.2018 № 366 КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе вынесено решение о назначении Хуторянской Т.Б. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 835,38 руб. за период с 01.04.2018 по 30.09.2018 (л.д.11).

04.05.2018 КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе обратилось в МРИ ФНС № 3 по Кировской области с запросом, в котором просило подтвердить доходы по Хуторянскому Т.В., Хуторянскому В.С., Хуторянскому К.В. (л.д.12).

В ответе на запрос налоговый орган сведения о доходах по Хуторянскому Т.В. за 01.09.2016-31.12.2016, 01.10.2017-31.03.2018, Хуторянскому В.С. за 01.09.2016-31.12.2016, 01.06.2017-31.07.2017, Хуторянскому К.В. за 01.09.2017-31.03.2018 не подтвердил (л.д.14).

09.06.2018 КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе вынесло решение № 34 о прекращении выплаты Хуторянской Т.Б. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и удержании с нее излишне выплаченной субсидии в размере 58299,16 руб. (л.д.16).

КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе составило справку о сумме переплаты от 09.06.2018 № 69: за апрель-май 2017 года по 2079,76 руб., июнь 2017 г. 7806,28 руб., июль-сентябрь 2017 г. по 3988,60 руб., октябрь-ноябрь 2017 г. по 1625,36 руб., декабрь 2017 г. – 14900,52 руб., январь-март 2018 г. 5405,44 руб. Всего – 58299,16 руб. (л.д.15).

Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», определен перечень документов, предоставляемых гражданами в целях получения субсидии. В числе прочего граждане представляют документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (пп.«д»).

Согласно п.60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

В соответствии с п.61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращаясь в суд с настоящим иском, КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе просит взыскать излишне выплаченную сумму субсидии, считая ее неосновательным обогащением. При этом КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе утверждает, что Хуторянской Т.Б. представлены заведомо недостоверные сведения о доходах членов ее семьи.

Выбор способа защиты своих прав принадлежит истцу, суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований.

В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что согласно справкам 2-НДФЛ, ответу налогового органа на запрос суда, отдельные сведения, содержащиеся в справках, представленных Хуторянской Т.Б. с заявлениями о предоставлении субсидии, отличаются от реальных доходов указанных граждан от трудовой деятельности.

Налоговым органом не подтверждены сведения о доходах Хуторянского Т.В. за период 01.09.2016 по 31.12.2016, 01.10.2017 по 31.03.2018.

Анализ представленных документов позволяет сделать следующие выводы. Так, по Хуторянскому Т.В. первоначально указаны доходы за сентябрь 2016 г. – 27397,59 руб. вместо 25 768,73 руб., октябрь 2016 г. – 27 485,13 руб. вместо 25 856,27 руб., ноябрь 2016 г. – 28 292,67 руб. вместо 60 685,16 руб., декабрь 2016 г. – 28293,26 руб. вместо 27 864,40 руб.

За октябрь 2017 г. – 29 472,05 руб. вместо 43983,92 руб., за ноябрь 2017 г. – 27814,04 руб. вместо 26825,91 руб., за декабрь – 27814,04 руб. вместо 38683,41 руб.

Сведения за январь-март 2018 г. соответствуют сведениям, содержащимся в справках 2-НДФЛ.

По Хуторянскому В.С. налоговым органом не подтверждены сведения о доходах за периоды 01.09.2016-31.12.2016, 01.06.2017 по 31.07.2017.

Анализ представленных документов позволяет сделать следующие выводы. Так, по Хуторянскому В.С. первоначально указаны доходы за сентябрь 2016 г. – 9680,96 руб. вместо 8625 руб., октябрь 2016 г. – 9920,95 руб. вместо 8864,99 руб., ноябрь 2016 г. – 9680,96 руб. вместо 8625 руб., декабрь 2016 г. – 9680,96 руб. вместо 21 296,51 руб.

За июнь 2017 г. – 10 168,67 руб. вместо 14 011,36 руб., за июль 2017 г. – 8665 руб. вместо 4822,31 руб.

По Хуторянскому К.В. налоговым органом не подтверждены сведения о доходах за период с 01.09.2017-31.03.2018.

Анализ представленных документов позволяет сделать следующие выводы. Так, по Хуторянскому В.С. первоначально указаны доходы за сентябрь 2017 г. –21 334,64 руб. вместо 21 721,04 руб., октябрь 2017 г. – 24 409,40 руб. вместо 22 624,40 руб., ноябрь 2017 г. – 29 697,65 руб. вместо 27 912,65 руб., декабрь 2017 г. – 24 633,37 руб. вместо 44 268,27 руб.

Сведения за январь-март 2018 г. соответствуют сведениям, содержащимся в справках 2-НДФЛ.

Из справки, выданной бухгалтерией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области в ответ на запрос суда, указано, что при предоставлении справок о начисленной заработной плате сумма премии по итогам года, которая начислена и выплачена в декабре, была разделена на 12 месяцев, также отпускные за июль у Хуторянского В.С., начисленные и выданные в июне 2017 г., в справке занесены в июле 2017 г.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области подтвердил указанные пояснения, объяснить причины такого оформления справок не смог. На просьбы Хуторянских выдать справки о заработной плате, содержащие искаженные сведения, не ссылался.

Из буквального содержания пп. «в» п.60 Правил предоставления субсидий следует, что правовым последствием представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, является прекращение предоставления субсидии.

Пункт п.61 Правил предусматривает возврат в бюджет необоснованно полученной субсидии.

Истец обосновывает свои требования нормами о неосновательном обогащении.

Исходя из положений ст.1102 ГК РФ и определенного ст.56 ГПК РФ общего порядка распределения бремени доказывания лицо, требующее взыскания неосновательного обогащения, должно представить доказательства, подтверждающие факт неправомерного использования ответчиком принадлежащего истцу имущества, период такого использования, размер полученного неосновательного обогащения.

Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения.

Между тем, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ истец, указывая на неосновательное обогащение, не представил доказательств того, что сведения о доходах членов семьи, представленные Хуторянской Т.Б. с заявлениями о выплате субсидии, имели существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (пп. «в» п.60 Правил предоставления субсидий).

Представителю истца в судебных заседаниях 27.11.2018, 10.01.2019 года было предложено представить мотивированные пояснения с расчетами о наличии либо отсутствии у Хуторянской Т.Б. права на получение субсидии в случае предоставления достоверных сведений о доходах членов ее семьи, в случае утвердительного ответа - ее размер.

В судебном заседании 10.01.2019 представителям истца также было разъяснено, что бремя доказывания по делам о неосновательном обогащении распределяется таким образом, что обязанность доказывания размера неосновательного обогащения возложена на истца. Отсутствие расчетов не позволяет делать выводы о существенном значении информации, представленной с заявлениями о назначении субсидии, для решения о вопроса о возможности ее назначения и определения ее размера, как то предусматривает пп. «в» п.60 Правил предоставления субсидий.

Соответствующие расчеты истцом не сделаны, от времени для подготовки расчетов представители истца отказались.

При таких обстоятельствах суд считает отсутствующей совокупность обстоятельств, которая давала бы основания для взыскания неосновательного обогащения.

Так, истцом не доказано, что Хуторянской Т.Б. была представлена заведомо недостоверная информация, имеющая существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.

Суд считает несостоятельными ссылки стороны истца на п.14 Правил предоставления субсидий, который предусматривает, что заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Предметом настоящего судебного разбирательства не является оспаривание отказа в предоставлении субсидии, когда для рассмотрения спора существенное значение имел бы сам факт предоставления недостоверных сведений. При этом не имела бы значения суть (конкретный размер доходов) содержащейся в документах информации. Стадия рассмотрения заявлений Хуторянской Т.Б. о назначении субсидии завершена, субсидия была назначена и выплачивалась. Правом проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации (предусмотренным п.11 Правил) КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе не воспользовалось.

Предметом настоящего судебного разбирательства является взыскание неосновательного обогащения. Таким образом, с учетом непредставления безусловных доказательств отсутствия у Хуторянской Т.Б. права на предоставление субсидии в каком-либо размере за спорный период, доказательств размера неправомерно полученной субсидии, сама по себе констатация факта предоставления заявителем недостоверных сведений не является достаточным основанием для взыскания денежных средств, выплаченных Хуторянской Т.Б. в виде субсидии, в полном объеме как неосновательного обогащения.

Более того, суд полагает необходимым отметить, что в судебном заседании установлено, что Хуторянский К.В., Хуторянский Т.В., Хуторянский В.С. действительно являются сотрудниками ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области. Справки об их заработной плате содержат все необходимые реквизиты, подписаны уполномоченными лицами. Оснований полагать, что они обращались к работодателю с просьбами исказить сведения о доходах, не имеется. Правила предоставления субсидий требований к форме справок не содержат. Из пояснений ФКУ ИК-1 следует, что содержащиеся сведения в справках также содержали сведения о выплаченной премии только не в виде единовременной выплаты, а с разбивкой помесячно.

Таким образом, суд полагает, что Хуторянские умысла на предоставление заведомо недостоверных сведений в целях неправомерного получения субсидии и искажения ее размера не имели. Хуторянская Т.Б., предоставляя сведения в отношении своих родственников, достоверно не могла знать о размерах полученных ими доходов. Получив справки, содержащие необходимые реквизиты и подписанные уполномоченными лицами, оснований сомневаться в достоверности содержащихся в них сведений у нее не имелось.

При таких обстоятельствах заведомость в предоставлении Хуторянскими недостоверных сведений не подтверждена.

Оснований для взыскания с Хуторянской Т.Б. в пользу КОГКУ УСЗН в Омутнинском районе неосновательного обогащения в виде выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.01.2019.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

2-6/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КОГКУ "Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе"
Ответчики
Шипицына Ольга Михайловна
Шипицына О. М.
Другие
ООО "АРИАДА"
Суд
Омутнинский районный суд Кировской области
Судья
Орлова Ирина Витальевна
Дело на сайте суда
omutninsky.kir.sudrf.ru
09.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2018Передача материалов судье
15.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2018Судебное заседание
27.11.2018Судебное заседание
10.01.2019Судебное заседание
14.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2019Дело оформлено
09.04.2019Дело передано в архив
02.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2020Передача материалов судье
02.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2020Дело оформлено
02.04.2020Дело передано в архив
10.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее