Дело № 2-2738/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» апреля 2019 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.
при секретаре Зориковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Докторовой Татьяны Николаевны к ГУ-ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области об установлении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Докторова Т.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, обязании включить в специальный трудовой стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию с момента первоначального обращения – с 03.10.2018 года.
Свои требования мотивировала тем, что 03.10.2018 года обратилась в Управление по Одинцовскому району, Рузскому району, г. Краснознаменск, г. Звенигород, ЗАТО пос. Власиха Московской области ГУ-Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения и наличием необходимого специального стажа, дающего права на назначение такой пенсии, однако получила отказ. Не согласившись с этим, истица вынуждена обратиться в суд.
Истица Докторова Т.Н. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме. Суду пояснили, что ответчиком неправомерно исключены периоды работы истицы из подсчета специального стажа, в связи с чем нарушено ее право на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
Представитель ответчика ГУ- Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что отказ ПФ РФ является законным и обоснованным. Суду пояснил, что досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Основным условием для назначения такой пенсии является наличие не менее 30 лет стажа на соответствующих видах работ и работа в определенных должностях и учреждениях. Поскольку на день обращения специальный стаж истицы составил 24 года 1 месяц 18 дней, при требуемом не менее 30 лет, данное обстоятельство лишает истицу права на досрочное назначение пенсии по старости.
Изучив представленные доказательства, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
В силу ст. 19, 39 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту и равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
03.10.2018 года Докторова Т.Н. обратилась в Управление по Одинцовскому району, Рузскому району, г. Краснознаменск, г. Звенигород, ЗАТО пос. Власиха Московской области ГУ-Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения и наличием необходимого специального стажа, дающего права на назначение такой пенсии.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1939049 от 28.12.2018 года истице отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа в 30 лет.
Так, из специального стажа истицы были исключен следующий период работы:
С 24.04.1991 года по 26.05.1998 года в должности медицинской сестры детского отделения, так как не соответствуют требованиям, предусмотренным п. 20 ст. 27 закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Согласно уставу 2муниципальная клиника «Юнона» не является учреждением. Структурно выделенных подразделений Муниципальная клиника «Юнона» не имеет.
Между тем, разрешая заявленные требования по существу, суд с указанным выводом ПФ РФ согласиться не может.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ « О страховых пенсиях », вступившего в силу 01 января 2015 года, (далее- Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.27 ФЗ Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, в том числе, лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п.1 п.п. «н» Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 закона определяется:
До 01.11.1999 года с учетом Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и дает право на пенсию за выслугу лет« (в редакции от 22.09.1993 года» и Списка профессий и должностей работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Совет Министров РФ от 06.09.1991 года № 464; а также Номенклатурой должностей работников здравоохранения и врачебного персонала, утвержденной Приказом Министра здравоохранения № 377 от 15.10.1999 года, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной тем же приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395;
Периоды с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года исчисляются с учетом Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Ф от 22.09.1999 года № 1066, а также Правилами исчисления сроков выслуг лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства Ф от 22.09.1999 года № 1066 года и Разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий и показателей, дающих в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию за выслугу лет;
За период с 01.01.2002 года с учетом Списка № 781, Правил № 781, Перечня № 781 а также правил № 516.
Следовательно, для реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости необходимо одновременное выполнение следующих условий: наличие не менее 30 лет стажа на соответствующих видах работ; работа в определенных должностях и учреждениях.
В силу статьи 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Согласно трудовой книжке Докторова Т.Н. с 24.04.1991 года по 26.05.1998 года работала в должности медицинской сестры детского отделения муниципальной клиники «Юнона» (л.д. 11).
Из представленной в материалы дела справки от 24.08.2018 года следует, что истица осуществляла лечебную деятельность в родильном доме № 26 Ворошиловского РЗО города Москвы, который с марта 1990 года переименован в Родильный дом № 26 Хорошевского района города Москвы, с января 19991 года – в муниципальную клинику «Юнона» Медицинского управления Северо-Западного административного округа города Москвы, с марта 1994 года – в родильный дом № 26 Медицинского управления Северо-Западного административного округа города Москвы, с сентября 1994 года – в родильный дом 3 26 Управления здравоохранения Северо-Западного административного округа города Москвы (л.д. 17).
В соответствии с уставом муниципальной клиники «Юнона» основной целью клиники является оказание квалифицированной медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам, гинекологическим больным и новорожденным.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" форма собственности не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 установлено, что лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право для досрочного назначения пенсии по старости независимо от того, в чьем ведении находится учреждение, где работал истец и кому принадлежит закрепленное за ним имущество - государству, муниципального образованию, акционерному обществу и прочим; право истца на назначение пенсии связано с характером ее трудовой деятельности.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 12 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", указано, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11 п.1 ст. 28 ФЗ № 173-лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретает право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста на соответствующих видах работ. Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов. По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающей право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».П.1 Постановления № 1066, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Кроме того, согласно сообщению Министерства здравоохранения РФ от 01.03.2000 года № 2510/2126, согласованному с Министерством труда и социального развития и Пенсионным фондом РФ, период до 01.11.1999 года включается в выслугу лет в соответствии со Списком и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464.Указанным списком предусмотрено право на получение пенсии за выслугу лет медицинским персоналом независимо от наименования должности и медицинского учреждения всех форм собственности.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что ответчиком не оспаривается медицинская деятельность истицы в определенном учреждении, в данном случае же в муниципальной клинике «Юнона».
В силу ст. 19, 39 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту и равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, анализируя приведенные выше правовые нормы и правила, суд приходит к выводу, что период работы Докторовой Т.Н. с 24.04.1991 года по 26.05.1998 года в должности медицинской сестры детского отделения клиники «Юнона» незаконно исключен ответчиком из подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Не включение рассматриваемого периода в льготный стаж по указанным комиссией основаниям нарушает конституционные права истицы и принцип равенства при осуществлении прав и свобод, поскольку на момент обращения Докторвоой Т.Н. в ПФ РФ с заявлением о досрочном назначении пенсии специальный стаж истицы превысил требуемый в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» 30 лет стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, что позволяет назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с данной деятельностью с момента обращения в ПФ РФ – с 03.10.2018 года.
При таких обстоятельствах, решение Государственного учреждения – Главного управления ПФ РФ № 2 по г. Москве и Московской области в лице Управления Пенсионного Фонда по Одинцовскому району, Рузскому району, ЗАТО г. Краснознаменск, г.о. Звенигород, ЗАТО пос. Власиха Московской области Государственного учреждения – Главного управления ПФ РФ № 2 по г. Москве и Московской области от 28.12.2018 года неправомерно и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1939049/18 от 28.12.2018 года.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление ПФР №2 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости Докторовой Татьяне Николаевне в календарном порядке период работы с 24.04.1991 года по 26.05.1998 года в должности медицинской сестры детского отделения муниципальной клиники «Юнона».
Назначить Докторовой Татьяне Николаевне досрочную страховую пенсию по старости с 03.10.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 17.04.2019г.