Дело № 2а-57/2020
75RS0002-01-2019-002462-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Чита 15 января 2020 года
Ингодинский районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Шишкаревой С.А., при секретаре Петровой В.А.,
с участием административного истца, представителя административных ответчиков Ковалевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комарова Е. Д. к призывной комиссии городского округа «Город Чита» о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
обратившись в суд с вышеназванным административным иском, Комаров Е.Д. просил признать незаконным решение призывной комиссии городского округа "Город Чита" № 2 от 02.10.2019 о призыве его на военную службу и присвоении категории годности "Б-3", поскольку при проведении медицинского обследования были допущены существенные нарушения действующих нормативно-правовых актов, Комаров Е.Д. допущен к освидетельствованию при отсутствии результатов диагностических исследований, направление на таковые перед явкой на комиссию ему не выдавалось, жалобы Комарова Е.Д. по плохое самочувствие, повышенное давление, боли в сердце оставлены без внимания, как и наличие хронического пиелонефрита, после прохождения медицинского освидетельствования в тот же день Комаров Е.Д. вызван на заседание призывной комиссии, где не оглашен её состав, на жалобы Комарова Е.Д., оставленные без внимания врачами, рекомендовано самостоятельно пройти обследование, и по итогам оглашено решение о том, что Комаров Е.Д. подлежит призыву на военную службу.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Военно-врачебная комиссия городского округа "Город Чита", в качестве заинтересованного лица - Призывная комиссия Забайкальского края.
В судебном заседании Комаров Е.Д. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков и Военного комиссариата <адрес> Ковалева Е.М. просила в административном иске отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Комаров Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, принят на воинский учет 30.09.2009.
В период до 04.10.2012 Комаров Е.Д. обучался в ВУЗе - ФГБОУ ВПО "ЗабГУ".
02.10.2019 на заседании призывной комиссии ему установлена категория годности – Б (годен к военной службе с незначительными ограничениями), показатель предназначения 3, принято решение о призыве на военную службу.
Выражая несогласие с данным решением, Комаров Е.Д. указывает, что в военном комиссариате ему не были разъяснены права и обязанности призывника, медицинское освидетельствование проводилось при отсутствии результатов диагностических исследований, направления для прохождения которых ему не были предоставлены. Высказанные им жалобы на повышенное давление, боли в сердце, плохое самочувствие, наличие заболевания - хронического пиелонефрита остались без внимания со стороны врача, направление на амбулаторное или стационарное медицинское обследование ему не выданы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - ФЗ №53) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ №53 при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 ФЗ №53 граждане при призыве на военную службу, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Положением о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565) установлены следующие правила.
Годность к военной службе граждан при призыве на военную службу, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению (пункт 6 Положения).
Для проведения освидетельствования граждан, призываемых на военную службу и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), военного комиссара выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием (пункт 9 Положения)
Организация освидетельствования возлагается при призыве граждан на военную службу - на призывную комиссию (пункт 13 Положения).
Освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей (пункт 15 Положения).
Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу (пункт 16 Положения).
По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе (пункт 18 Положения).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина (пункт 20 Положения).
В рассматриваемой ситуации, из личного дела Комарова Е.Д. следует, что при прохождении медицинского освидетельствования 02.12.2019 он осмотрен хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, дерматовенерологом. При этом анализы крови, мочи, флюорография органов грудной клетки, ЭКГ не проводились. По результатам медицинского освидетельствования установлена категория годности к военной службе – Б (годен к военной службе с незначительными ограничениями), показатель предназначения - 3.
В соответствии с приложением № 31 («Порядок организации работы призывного пункта и призывной комиссии при проведении призыва граждан на военную службу») к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663", граждан, прибывающих в военный комиссариат на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, встречает дежурный по призывному пункту (на период призыва назначается из числа офицеров или прапорщиков военного комиссариата), который знакомит их с порядком работы призывного пункта, разъясняет им обязанности призывников и ведет учет явившихся на основании списков по дням явки (пункт 3).
У каждого прибывшего гражданина начальник 2 отделения военного комиссариата проверяет наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям, сверяет их данные с содержанием личного дела призывника. В ходе беседы и из содержания представленных документов выявляются изменения в семейном положении гражданина, а также связанные с состоянием его здоровья, образованием, профессиональной подготовкой и др. В случае отсутствия у гражданина документов, позволяющих призывной комиссии вынести в отношении него соответствующее решение, он направляется начальником 2 отделения за недостающими документами. При этом ему устанавливается срок повторной явки на заседание призывной комиссии с вручением под личную подпись повестки. Результаты бесед заносятся в лист изучения (пункт 4).
Приказом Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" утверждена инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, в соответствии с п. 7 которой не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование. В день обследования проводится измерение роста и массы тела.
Кроме того, при необходимости, им проводятся плановые профилактические прививки по месту жительства.
В соответствии с п.п. 6,7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 ", оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Приложением N 30 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" установлено, что в повестка о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу указывается причина вызова в военный комиссариат: для уточнения документов воинского учета; для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним; для прохождения призывной комиссии, которая примет одно из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности, о зачислении в запас; для прохождения призывной комиссии субъекта Российской Федерации; для отправки к месту прохождения военной службы; для направления на альтернативную гражданскую службу.
В рассматриваемой ситуации Комаров Е.Д. при прохождении медицинского освидетельствования самостоятельно результаты диагностических исследований не представил, объяснив это тем, что в повестке не конкретизировано, результаты каких именно исследований следует представлять.
Действительно, из исследованной в судебном заседании повестки Комарова Е.Д. на 02.10.2019 отсутствует конкретное указание того, какие именно результаты исследований необходимо иметь при себе, отражена лишь общая фраза при себе иметь "результаты анализов".
При отсутствии у Комарова Е.Д. флюорографического (рентгенологического) исследования органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев), анализа крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализа мочи (удельный вес, белок), электрокардиографического исследования, он в ходе медицинского освидетельствования на данные виды исследований врачебной комиссией не направлялся, также Комарову Е.Д. не предоставлено время для их самостоятельного предоставления. В листе медицинского освидетельствования (представлен в суд в оригинале вместе с личным делом призывника) в графе "результаты диагностических исследований" какая-либо информация отсутствует, также не заполнена графа "анамнез".
Таким образом, перечисленные результаты диагностических исследований при проведении врачебной комиссии не были получены и исследованы, в связи с чем, исходя из вышеуказанного правового регулирования, проведенное 02.10.2019 медицинское освидетельствование в отношении Комарова Е.Д. и принятое на основании него решение призывной комиссии об установлении группы годности и призыве на военную службу являлось преждевременным, не отвечает требованиям объективности и законности.
Также в судебном заседании установлено, подтверждается представленной Комаровым Е.Д. аудиозаписью и не оспорено ответной стороной, что Комаровым Е.Д. действительно во время медицинского освидетельствования, так и на заседании призывной комиссии озвучивались жалобы на состояние здоровья, хронический пиелонефрит, которые оставлены без внимания, при том, что результаты диагностических исследований, перечень которых приведен выше, в распоряжении врачебной комиссии отсутствовали, как и отсутствовала медицинская документация Комарова Е.Д.
При наличии подобных жалоб и отсутствии необходимого перечня результатов исследований оканчивать медицинское освидетельствование Комарова Е.Д. было нельзя, следовало в целях соблюдения процедуры медицинского освидетельствования её отложить для получения названных результатов и изучения анамнеза, чего в данном случае выполнено не было.
При таком положении оспариваемое решение призывной комиссии нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению ввиду изложенных обстоятельств, а не остальных, перечисленных административным истцом в иске, которые по своей сути на законность оспариваемого решения не повлияли.
Руководствуясь ст. 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии городского округа «Город Чита» №2 от 02.10.2019.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Шишкарева