Решение по делу № 2-1805/2019 от 23.04.2019

Дело № 2-1805/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,

при секретаре Говязовой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 17 июня 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Морозова В.С. к администрации МОГО «Ухта» об обязании включить в Список, предоставить жилое помещение,

установил:

Морозов В.С. обратился в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам социального найма специализированных жилых помещений (также Список), в обоснование требований указав, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать М.Е. решением Сысольского районного суда Республики Коми от 14.02.2001 лишена родительских прав, отец М.С. умер <...> г.. Постановлением главы администрации Межадорского сельсовета от 28.02.2001 № 2/4 за истцом закреплено жилье в ...., которое заключением межведомственной комиссии администрации МР «Сысольский» № 18 от 26.02.2009 признано непригодным для проживания. Иного жилого помещения на праве собственности или на ином праве у истца не имеется. Постановлением администрации МОГО «Ухта» от 21.05.2014 № 832 истцу отказано во включении его в Список в связи с представлением документов, которые не подтверждают право гражданина на включение в Список, а именно истцом не были предоставлены сведения об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ..... Постановлением администрации Сысольского района от 20 июля 2018 года установлен факт невозможности проживания истца в указанном жилом помещении. Постановлением администрации МОГО «Ухта» от 19.12.2018 № 2831 истцу вновь отказано во включении его в Список по достижении возраста 23 лет.

В предыдущем судебном заседании исковые требования дополнил требованиями об обязании предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи один человек не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в пределах территории МОГО «Ухта», указал, что ранее не мог обратиться с заявлением о включении в Список, поскольку не имел сведений о причинах отказа во включении в Список; определением суда от 30.05.2019 измененные исковые требования приняты к производству.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В предыдущем судебном заседании истец Морозов В.С., его представитель по доверенности Морозов А.С. поддержали измененные исковые требования.

В письменном отзыве представитель ответчика по доверенности Хомец А.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истец достиг возраста 27 лет.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из доводов иска, материалов дела и ответчиком не оспаривается, истец, <...> г. рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей: отец М.С. умер <...> г., мать М.Е. лишена родительских прав в отношении истца решением Сысольского районного суда Республики Коми от 14.02.2001 по делу № 2 – 54/2000.

Также из содержания постановления администрации МОГО «Ухта» № 832 от 21.05.2014 следует, что впервые с запросом о включении в Список истец обратился до достижения возраста 23 лет, однако в этом ему было отказано без указания оснований к отказу.

На основании ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с ч.1, ч.3 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

В силу ч.9 указанной статьи право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как следует из доводов ответчика, содержания постановления администрации МОГО «Ухта» от 19.12.2018 № 2831 «Об отказе во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, Морозова В.С.», сообщения КУМИ МОГО «Ухта» ОТ 10.12.2018 № 08/13179 «Об отказе во включении в список», единственным основанием для отказа во включении в Список явилось достижение истцом возраста 23 лет. Сведения о наличии у истца в собственности, в пользовании на условиях договора социального найма жилого помещения, а также об использовании истцом ранее мер социальной поддержки отсутствуют. Истец являлся сособственником (1/4 доли в праве собственности) жилого дома, находившегося по адресу: ...., общей площадью 30 кв.метров, сгоревшего в 2015 году и признанного непригодным для проживания решением Межведомственной комиссии администрации МР «Сысольский» 26.02.2009г.

В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в том числе если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

Таким образом, само по себе достижение истцом возраста 23 лет не является безусловным основанием для отказа в предоставлении истцу соответствующей меры социальной поддержки. Истец ссылается на уважительность причины несвоевременного обращения – отсутствие сведений о причинах отказа во включении в Список при первоначальном обращении.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, и на ответчика возложена обязанность доказать, что истцу разъяснялись причины отказа во включении в Список и способы их преодоления.

Однако таковых не представлено, а суд считает очевидным, что в отсутствие у истца сведений о причинах отказа во включении в Список при первоначальном обращении обжалование такого решения или своевременное обращение со всеми требуемыми документами (в том числе с решением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, принимаемом органом местного самоуправления по месту нахождения этого жилого помещения) для истца затруднительно.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным отсутствие у истца возможности своевременно обратиться к ответчику за реализацией своих жилищных прав. Таким образом, в отсутствие оснований для отказа истец должен быть включен в Список.

Согласно ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жк РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение, пользование для временного проживания в нем.

На основании ст. 109.1 Жк РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.3, ст. 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 года № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» включение граждан в Список осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц. жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в соответствующий список органами местного самоуправления по месту их жительства, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Следовательно, обязанность по включению в Список, обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на орган местного самоуправления по месту жительства истца, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части осуществляет ответчик.

Согласно п.7 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Пунктом 2 решения Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 года № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма администрацией МОГО "Ухта" - 14,0 квадратных метров на каждого члена семьи, кроме случаев предоставления одиноким гражданам однокомнатных квартир.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что действующее законодательство не определяет какую – либо очередность предоставления жилых помещений для указанной категории лиц, требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Морозова В.С. удовлетворить.

Обязать администрацию МОГО «Ухта» включить Морозова В.С. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать администрацию МОГО «Ухта» предоставить Морозову В.С., <...> г. рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи один человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в пределах территории МОГО «Ухта».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 24 июня 2019 года.

Судья Е.Г.Берникова

11RS0005-01-2019-001983-60

2-1805/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Морозов Вячеслав Сергеевич
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
17.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее