Решение в окончательной форме изготовлено 12 января 2018 года
Дело № 2а-128/2018
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Алапаевск 09 января 2018 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Подкиной Е.Д., при секретаре Куткиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Автономной некоммерческой организации «Газета «Алапаевская искра» о ликвидации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее – ГУ МЮ РФ по СО) обратилось в суд с иском к Автономной некоммерческой организации «Газета «Алапаеавская искра» о ликвидации и исключении сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).
РР· содержания РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления следует, что ДД.РњРњ.ГГГГ Автономная некоммерческая организация «Газета «Алапаевская искра» зарегистрирована РФНС РїРѕ Верх-Рсетскому району Рі.Екатеринбурга, местом нахождения постоянного действующего руководящего органа которой является Свердловская область, Рі.Алапаевск, СѓР». Софьи Перовской, 13, РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ государственный регистрационный в„–, ведомственный регистрационный в„–.
Вместе с тем, в нарушение п.п.3, 3.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» АНО «Газета «Алапаевская искра» не представлены в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее его соответствие п.3.1 указанной статьи, и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2013-2016 годы.
Кроме этого, в нарушение п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» АНО «Газета «Алапаевская искра» не уведомила Главное управление об изменении сведений об адресате (месте нахождения) в течение трех дней со дня наступления таких изменений и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Непредставление в Главное управление сведений о продолжении своей деятельности в период 2013-2016 гг., а также не уведомление Главного управления об изменении сведений об адресате (месте нахождения) в течение трех дней со дня наступления таких изменений и не представление соответствующих документов для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, послужило основанием для обращения ГУ МЮ РФ по СО в суд с иском о ликвидации данной некоммерческой организации и об исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца Кудряшова Р.Р®., действующая РЅР° основании доверенности, извещенная надлежащим образом, РІ судебное заседание РЅРµ явилась, представила письменное заявление, РІ котором настаивала РЅР° удовлетворении заявленных требований Рё просила рассмотреть дело РІ её отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне, времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – АНО «Газета «Алапаевская искра», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся лиц.
Рзучив материалы дела, СЃСѓРґ находит исковые требования обоснованными Рё подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Главное управление Министерства юстиции РФ по Свердловской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 25 от 03.03.2014 г., утверждено Положение о Главном Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечень Главных Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, согласно которому Главное управление наделено также правом обращения в суд с заявлением об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со ст. 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.
Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Так, согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях» данный Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на все некоммерческие организации, созданные или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческой организации.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
В соответствии с п.3 ст.32 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
Как следует из п.3.1 ст.32 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В силу подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о её деятельности, сведения о персональном составе её руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Как разъяснено в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
В ходе судебного заседания было исследовано регистрационное дело № в отношении Автономной некоммерческой организации «Газета «Алапаевская искра».
Согласно выписке РёР· Единого государственного реестра юридических лиц ДД.РњРњ.ГГГГ Автономная некоммерческая организация «Газета «Алапаевская искра» зарегистрирована РФНС РїРѕ Верх-Рсетскому району Рі.Екатеринбурга, местом нахождения постоянного действующего руководящего органа которой является Свердловская область, Рі.Алапаевск, СѓР». Софьи Перовской, 13, РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ государственный регистрационный в„–, ведомственный регистрационный в„–.
Судом установлено, что в нарушение п.п.3 и 3.1 ст.32 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях» АНО «Газета «Алапаевская искра» не представлены в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, либо информация о продолжении своей деятельности за 2013-2016 годы.
По факту выявленных нарушений Главным управлением в адрес постоянно действующего руководящего органа АНО «Газета «Алапаевская искра» были вынесены письменные предупреждения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ обязывающие устранить допущенные нарушения в установленный срок.
К установленному сроку нарушения, указанные в предупреждении не были устранены. Письменные предупреждения были возвращены в Главное управление с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу».
АНО «Газета «Алапаевская искра» была привлечена к административной ответственности и постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Алапаевского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000,00 рублей.
В соответствии с п.7 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
АНО «Газета «Алапаевская искра» не уведомила Главное управление об изменении сведений в адресе (месте нахождении) в течение трех дней со дня наступления таких изменений и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
По факту нарушения, Главным управлением в адрес постоянно действующего руководящего органа АНО «Газета «Алапаевская искра» вынесено письменное предупреждение № от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее устранить допущенные нарушения в установленный срок.
До настоящего времени указанные нарушения законодательства Российской Федерации АНО «Газета «Алапаевская искра» не устранены.
В соответствии с п.10 ст.32 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях» неоднократное не предоставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации
Согласно ст. 21 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях», ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
При таких обстоятельствах требование ГУ МЮ РФ по СО к АНО «Газета «Алапаевская искра» о ликвидации и исключении данных об автономной некоммерческой организации из ЕГРЮЛ, подлежит удовлетворению.
Так как заявитель при подаче иска в соответствии с законом был освобожден от уплаты госпошлины, суд согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает взыскать госпошлину в размере 300 руб. в доход местного бюджета МО г. Алапаевск с Автономной некоммерческой организации «Газета «Алапаевская искра».
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 262-265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Автономной некоммерческой организации «Газета «Алапаевская искра» о ликвидации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Газета «Алапаевская искра» (основной государственный регистрационный №, ведомственный регистрационный номер – №, место нахождения: Свердловская область, г.Алапаевск, ул. Софьи Перовской, 13,) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Газета «Алапаевская искра» в доход местного бюджета МО г. Алапаевск госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ: РџРѕРґРєРёРЅР° Р•.Р”.