Судья Тимохина Т.Т. 33а-8193/2017 019а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июля 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Корниенко А.Н., Жуля А.В.,
при секретаре Волкодаеве А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.
административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» к Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кежемского района Красноярского края, администрации Кежемского района Красноярского края о признании незаконными требований,
по апелляционной жалобе представителя администрации Кежемского района Красноярского края – Азизова Д.Д.
на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 16 декабря 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными требование №12от 15.06.2016г. и требование №29 от 29.06.2016г., вынесенные Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кежемского района, обязывающие ОАО «Лесосибирский ЛДК-1» выделить рабочих на тушение лесных пожаров».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» обратилось с административным исковым заявлением к Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кежемского района, администрации Кежемского района Красноярского края о признании незаконными и недействительными требований от 15.06.2016 г. № 12 и от 29.06.2016 г. № 29.
Требования мотивированны тем, что в Тагаринский филиал ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» 16.06.2016 г. поступило требование от 15.06.2016 г. № 12, а 29.06.2016 г. требование от 29.06.2016 г. № 29 Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кежемского района о предоставлении ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» работников и имущества для тушения лесного пожара № 8 в квартале 322 Проспихинского участкового лесничества и лесного пожара № 25 в квартале 185 Цембинского участкового лесничества КГБУ «Кодинское лесничество», на территории которых ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» не работает, поскольку арендует лесные участки за пределами указанных лесничеств. В требованиях указано, что они основаны на ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», однако в ст. 14 указанного закона отсутствует обязанность организации предоставлять людей и технику для тушения лесных пожаров либо для ликвидации чрезвычайных ситуаций иного характера. В статье 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указано, что его целью является разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Следовательно, перечень обязанностей организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Кроме того, решением комиссии от 11.06.2016 г. № 8 о введении чрезвычайной ситуации в связи с лесными пожарами не предусмотрено возложение на организации обязанности по предоставлению работников и имущества для тушения лесных пожаров. На основании п. 2 ст. 53.4 Лесного кодекса РФ лица, использующие лесные участки, каковым является ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1», обязаны лишь сообщить о пожаре и принять меры к его нераспространению. При этом обязанность по тушению лесного пожара на арендуемом лесном участке может быть возложена на арендатора лишь в силу договора аренды лесных участков. Если договор аренды лесных участков не содержит обязанности арендатора по тушению лесных пожаров на арендуемых участках, то такая обязанность может быть возложена на арендатора исключительно путем заключения специального договора при соблюдении процедуры и свободного волеизъявления сторон.
Судом принято приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации Кежемского района Азизов Д.Д. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в административном иске в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.ст. 7, 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация; организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794 (далее - Положение), в силу п. 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом N 68-ФЗ.
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (пункт 3 Положения).
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 23 Положения).
Порядок разработки плана тушения лесных пожаров определен в постановлениях Правительства Российской Федерации от 17.05.2011г. №377 и от 18.05.2011г. № 378.
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2011г. № 377 (в редакции, действующей с 20.04.2016г.) в план тушения лесных пожаров включаются силы и средства, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами на территории лесничества субъекта РФ, на основании договоров или соглашений.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.05.2011г. № 378 (в редакции, действующей с 20.04.2016г.) в сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ включаются силы и средства юридических лиц, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами, после заключения соответствующих договоров (соглашений), предусматривающих основания и порядок привлечения и использования таких сил и средств, а также гражданско-правовую ответственность за их непредставление или несвоевременное представление (п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016г №281, действующий с 20.04.2016г.).
Материалами дела установлено, что образованной 18.10.2010г. Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Кежемского района, 11.06.2016г. принято решение о введении режима чрезвычайной ситуации в лесах для районного звена территориальной подсистемы (ТП) Единой гос.системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на территории Кежемского района Красноярского края с 16 час. 11.06.2016г. в связи с двумя лесными пожарами общей площадью 290 га на территории Кежемского района.
На основании решения вышеуказанной комиссии постановлением главы администрации Кежемского района от 11.06.2016г. № 502-п на территории Кежемского района введен режим чрезвычайной ситуации в лесах (для категории всех лесов) с 16 час., установлен местный уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию; районное звено территориальной подсистемы Единой гос.системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации переведено в режим функционирования чрезвычайная ситуация.
13 июня 2016 года, в квартале 322, выдел 2 Проспихинского участкового лесничества КГБУ «Кодинское лесничество» был обнаружен лесной пожар №8 на площади 2га, который в последствии достиг площади 95га.
15 июня 2016 года Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кежемского района для ликвидации чрезвычайной ситуации вынесла ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» требование №12 от 15.06.2016г. о направлении на пожар №8, в квартале №322 Проспихинского участкового лесничества КГБУ «Кодинское лесничество», 16.06.2016г. 10 рабочих, обеспеченных шансовым инструментом и иными средствами тушения лесных пожаров. В требовании также указано, что: рабочие обязаны иметь при себе средства связи УКВ, спутниковые телефоны, таборное имущество, запас ГСМ и продукты питания на трое суток; рабочие механизаторы должны быть обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями по охране труда на тушении лесных пожаров; указанные силы и средства поступают в распоряжение Кодинского авиа и наземного отделения КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов».; рабочим быть готовыми к 16час. 16.06.2016г. для отправки вертолетом к месту тушения пожара, пункт сбора – нижний склад Тагаринского ЛДК-1; за невыполнение требования ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» будет привлечен к административной ответственности по ст.20.6 КоАП РФ.
Кроме того, 28.06.2016г., в квартале 185, выдел 5 Цембинского участкового лесничества КГБУ «Кодинское лесничество» был обнаружен лесной пожар №25 на площади 5га.
29 июня 2016 года Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кежемского района для ликвидации чрезвычайной ситуации вынесла ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» требование №29 от 29.06.2016г. о направлении 30.06.2016г. на пожар №25, в квартале №185 Цембинского участкового лесничества КГБУ «Кодинское лесничество» 12 рабочих, обеспеченных шансовым инструментом и иными средствами тушения лесных пожаров. В требовании также указано, что: рабочие обязаны иметь при себе средства связи УКВ, спутниковые телефоны, таборное имущество, запас ГСМ и продукты питания на трое суток; рабочие механизаторы должны быть обеспечены спецодеждой и СИЗ в соответствии с требованиями по охране труда на тушении лесных пожаров; указанные силы и средства поступают в распоряжение Кодинского авиа и наземного отделения КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов»; им быть готовыми к 14час. 30.06.2016г. для отправки вертолетом к месту тушения пожара; за невыполнение требования ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» будет привлечен к административной ответственности по ст.20.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, административный истец ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» являясь пользователем лесных участков Кодинского лесничества на основании соответствующих договоров аренды лесных участков, не входит ни в Единую гос.систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ни в состав сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для борьбы с лесными пожарами, ни в территориальное звено Красноярской краевой подсистемы Единой гос.системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 23 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. №794, мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы проворятся на основании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании Плана тушения лесных пожаров на территории Кодинского лесничества на 2016г. административный истец ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»: участвует в противопожарном обустройстве лесов (раздел II плана); не входит в состав лесопожарных формирований, на которые возложено тушение лесных пожаров; может привлекаться к тушению лесных пожаров путем предоставления сил и средств, перечисленных в приложении №8 плана, а именно: лесопожарные автоцистерны, тракторы лесопожарные, бульдозеры, тягач+трал, мотопомпы, бензопилы, воздуходувки, зажигательные аппараты, тракторы гусеничные, грузовые и легковые машины, пожарные емкости, ранцевые лесные огнетушители, лопаты, топоры-мотыги, радиостанции УКВ-диапозона.
При этом, планом тушения лесных пожаров на территории Кодинского лесничества на 2016г. не предусмотрена обязанность административного истца ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» предоставлять рабочих на тушение лесных пожаров.
При таких обстоятельствах, правильно применив нормы материального права, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконными требований Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кежемского района №12 от 15.06.2016г. и №29 от 29.06.2016г. о выделении рабочих для тушения лесных пожаров, и соответственно удовлетворил заявленные административные исковые требования.
Изложенные в жалобе доводы представителя администрации Кежемского района Азизова Д.Д., отвергаются судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку обязанность административного истца по предоставлению рабочих на тушение лесных пожаров не предусмотрена нормативными актами, а, следовательно, требование о выполнении такой обязанности не является законным, в том числе заявленное в период действия режима чрезвычайной ситуации в лесах.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что в требованиях была предусмотрена обязанность КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» заключить с административным истцом договор на оплату услуг по тушению лесного пожара, данный договор должен носить добровольный характер, в связи с чем, административный истец не может быть понужден к его заключению.
Кроме того, ст.14 Федерального закона № 68-ФЗ, которая положена в основание оспариваемых требований, не содержит обязанность организаций предоставлять людей и имущество для тушения пожаров, в связи с чем, данные требования не содержат правовые основания для их исполнения.
Учитывая, что согласно административного искового заявления административным истцом оспаривались требования, в части касающихся именно его, то суд правомерно удовлетворил заявленные требования, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о частичном удовлетворении требований административного искового заявления являются несостоятельными.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, направленным на переоценку исследованных доказательств и установленных обстоятельств, не опровергающих выводов суда в решении.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись безусловным основанием к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кежемского районного суда Красноярского края от 16 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: