Административное дело № 2а-220/2018
Рязанского районного суда Рязанской области
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань 01 февраля 2018 года
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Панкиной Г.Н.,
при секретаре судебного заседания Сватко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-220/2018 по административному исковому заявлению прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Министерству природопользования Рязанской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Рязанского района Рязанской области обратился в Рязанский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному ответчику Министерству природопользования Рязанской области о признании бездействия незаконным, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Рязанского района Рязанской области проведена проверка соблюдения условий пользования участками береговой полосы в границах водоохранных зон, в ходе которой установлено, что на территории Рязанского района Рязанской области в бассейне реки Солотча расположено озеро Старица Солотчинская, площадью 510 га, находящееся в федеральной собственности, границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос в государственный водный реестр не внесены. Согласно ст.55 Водного кодекса Российской Федерации, п.п. б п.3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 №79, мероприятия по охране водных объектов осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 №79, установлено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. №17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов". Однако границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос озера Старица Солотчинская не установлены, что свидетельствует о бездействии Министерства природопользования Рязанской области, которое в соответствии с Законом Рязанской области от 18.04.2008 №47-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Рязанской области", Постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 №240 (ред. от 19.12.2017) "Об утверждении Положения о министерстве природопользования Рязанской области" является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Поскольку отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, что влечёт за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор Рязанского района Рязанской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Министерству природопользования Рязанской области о признании бездействия незаконным, выразившееся в не принятии мер по охране водного объекта – озеро Старица Солотчинская, расположенное на территории Рязанского района Рязанской области; обязать Министерство природопользования Рязанской области определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, описать границу водоохраной зоны и границу прибрежной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах, предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, включающие картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окского бассейнового водного управления, предоставить сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, их координаты и опорные точки в уполномоченный орган для регистрации в Единый государственный реестр недвижимости, установив в соответствии со ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок для исполнения судебного решения 48 (Сорок восемь) месяцев со дня вступления решения суда по делу в законную силу.
Прокурор Рязанского района Рязанской области в судебное заседание 01 февраля 2018 года не явился, о времени и месте судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил.
Представитель административного ответчика Министерства природопользования Рязанской области в судебное заседание 01 февраля 2018 года не явился, о времени и месте судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил.
Представитель заинтересованного лица отдела водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание 01 февраля 2018 года не явился, о времени и месте судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом, представил в суд письменное заявление исходящий № от 25 января 2018 года, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против заявленных прокурором Рязанского района Рязанской области административных исковых требований, в связи с чем суд на основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации продолжил судебное разбирательство в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства по делу, представленные в порядке ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Министерству природопользования Рязанской области о признании бездействия незаконным подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, ч.2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.
Согласно п.11 ст.25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся, в том числе, осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. б п.3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 №79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч.1 Положения о министерстве природопользования Рязанской области, утверждённого Постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 №240 (ред. от 19.12.2017) Министерство природопользования Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что на территории Рязанского района Рязанской области в бассейне реки Солотча расположено озеро Старица Солотчинская, площадью 510 га, которое находится в федеральной собственности, охрана которого осуществляется исполнительными органами государственной власти.
Таким исполнительным органом государственной власти на территории Рязанской области является Министерство природопользования Рязанской области (административный ответчик по делу), действующий на основании Положения, утверждённого Постановлением Правительства Рязанской области от 05 октября 2010 года № 240 (ред. от 19.12.2017), которым на него возложена обязанность по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Рязанской области.
Согласно п.4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 №79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Согласно пункту 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз.1 п.3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. №17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. №17, в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:
а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Согласно требованиям п.,п. 5, 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. №17, сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра".
Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений.
Оценив в силу ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставленные административным истцом по делу доказательства, в том числе, ответ Министерства природопользования №ВД/9-9389 от 13 октября 2017 года о предоставлении информации о водоохранных зонах на территории Рязанского района Рязанской области (л.д.,л.д.12-13), ответ отдела водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов №485 от 09 октября 2017 года (л.д.,л.д.15-18), перечень озер, расположенных на территории Рязанского муниципального района (л.д.,л.д.19-20), суд приходит к выводу, что при проведении прокуратурой Рязанского района Рязанской области проверки соблюдения условий пользования участками береговой полосы в границах водоохранных зон выявлены нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, а именно: не установлены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта – озера Старица Солотчинская, расположенного на территории Рязанского района Рязанской области и не включении данных сведений в государственный водный реестр, которые до настоящего времени административным ответчиком по делу не устранены, что влечёт за собой нарушение интересов Российской Федерации и прав и охраняемых законом интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, создаётся угроза причинения им имущественного ущерба, а также вреда их жизни и здоровью, что свидетельствует о том, что прокурор Рязанского района Рязанской области на законных основаниях обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая при этом, что стороной административного ответчика Министерства природопользования Рязанской области в силу ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательств суду, опровергающих данные обстоятельства по делу, не предоставлено, хотя такая обязанность на него была возложена судом определением о принятии, подготовке и назначении административного дела к судебному разбирательству от 18 января 2018 года (л.д., л.д.1-2), в связи с чем суд приходит к выводу о признании бездействия административного ответчика Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в не принятии мер по охране водного объекта – озера Старица Солотчинская, расположенного на территории Рязанского района Рязанской области, незаконным и необходимости возложения на него обязанности по определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, описании границы водоохраной зоны и границы прибрежной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах, предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, включающие картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окского бассейнового водного управления, предоставить сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, их координаты и опорные точки в уполномоченный орган для регистрации в Единый государственный реестр недвижимости.
Кроме того, обсуждая вопрос о сроке, в течении которого административным ответчиком подлежат исполнению заявленные требования прокурора Рязанского района Рязанской области, суд исходит из норм ч.2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, существа административного искового заявления, позиции сторон по делу, и полагает целесообразным установить срок для их исполнения – не позднее 48 (Сорока восьми) месяцев со дня вступления решения суда по делу в законную силу.
При этом, судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением данного административного дела в виде государственной пошлины, подлежат возмещению за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на основании ч.3 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку обе стороны по делу освобождены от её уплаты в силу положений подп.9 ч.1 ст.333.36, подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 175-180, 227,228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Министерству природопользования Рязанской области о признании бездействия незаконным, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в не принятии мер по охране водного объекта – озеро Старица Солотчинская, расположенное на территории Рязанского района Рязанской области.
Обязать Министерство природопользования Рязанской области определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, описать границу водоохраной зоны и границу прибрежной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах, предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, включающие картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окского бассейнового водного управления, предоставить сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старица Солотчинская, их координаты и опорные точки в уполномоченный орган для регистрации в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установить Министерству природопользования Рязанской области срок для исполнения решения суда не позднее 48 (Сорока восьми) месяцев со дня вступления решения суда по делу в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:подпись.
Копия верна:судья Г.Н.Панкина
Решение в окончательной форме изготовлено 05 февраля 2018 года.
Судья Г.Н.Панкина