Дело №а-271/2022
УИД 05RS0№-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
21 января 2022 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Джамалдиновой Р.И.,
при секретаре судебного заседания Ахмедовой Х.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-271/2022 по административному иску Касимова Ж. Г. к Администрации ГО «<адрес>», Управлению имущественных отношений <адрес> о признании незаконным отказа Администрации ГО «<адрес>» в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Азимут», линия 3, участок 11, и обязании устранить допущенное нарушение и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Касимов Ж.Г. обратился с указанным иском в суд к Администрации ГО "<адрес>" и Управлению имущественных отношений <адрес> в обоснование приводя, что при обращении в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Азимут», линия 3, участок 11, ему в этом было отказано, сославшись на то, что вышеуказанный земельный участок расположен за пределами Административных границ <адрес>. Он является членом садоводческого товарищества «Азимут» и ему на основании решения Общего собрания членов товарищества был предоставлен указанный земельный участок. Полагая отказ административного ответчика незаконным, в связи с чем, административный истец просит признать незаконным отказ и возложить обязанность устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав.
В судебное заседание административный истец Касимов Ж.Г., и его представитель по доверенности Раджабов А.Р., извещённые о месте и времени рассмотрения дела не явились, в заявлении представленном в суд, просили о рассмотрении гражданского дела без их участия.
Администрация ГО «<адрес>», Управление имущественных отношений <адрес>, извещённые о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили, в судебное заседание своих представителей не направили.
Администрация МР «<адрес>», СНТ «Азимут» извещённые о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Таким образом, не явившиеся стороны, извещены надлежащим образом, что подтверждается, в том числе данными, содержащимися в разносной книге Каспийского городского суда Республики Дагестан, в суд не явились, ходатайств об отложении не заявляли, административный истец в направленном в адрес суда заявлении просят рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно п.2.8 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено в случае, предусмотренном п. 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: - схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом п.1 2.7. настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка указанной схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Схема утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным кодексом (п. 13 указанной статьи).
В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Касимова Ж.Г. к Администрации ГО «<адрес>» и Управлению имущественных отношений <адрес> о признании отказа № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и передаче его в собственность, расположенный в СНТ «Азимут» по линии 3, участок № и обязании устранить допущенное препятствие к осуществлению ее прав и свобод, утвердить схему его расположения на кадастровом плане территории, передать ему в собственность удовлетворен частично, решением суда постановлено:
«Признать отказ Администрации ГО «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ Касимову Ж. Г. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Возложить на Администрацию ГО «<адрес>» повторно рассмотреть заявление Касимова Ж. Г. о передаче в его собственность земельный участок расположенный в СНТ «Азимут» по линии 3, участок № и устранении допущенного препятствия к осуществлению прав и свобод, утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, а в удовлетворении остальной части исковых требований, отказать».
Вышеуказанным решением установлено, что Касимов Ж.Г. принят в члены садоводческого товарищества «Азимут» и за ним закреплен садовый участок № по линии 3, <адрес>, площадью 500 кв. м. Данный земельный участок расположен в <адрес>, в СНТ «Азимут» и ему присвоен условный номер: ЗУ1, <адрес>, СНТ «Азимут» линия 3, № и он расположен в середине других земельных участков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец с ДД.ММ.ГГГГ принят в члены в СНТ «Азимут», что подтверждается членской книжкой садоводческого товарищества.
Решением Каспийского городского совета народных депутатов от 26.11.1992г. № «О предоставлении земельного участка садоводческому товариществу «Азимут» садоводческому товариществу «Азимут» было выделено 20 га земли для ведения коллективного садоводства в районе Аэропорта.
В указанном садоводческом товариществе Касимову Ж. Г. предоставлен земельный участок, по адресу: <адрес> СНТ «Азимут», участок №, линия 3, с площадью 500 кв.м., что подтверждается выпиской из протокола общего собрания членов садоводческого товарищества № от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях оформления прав на указанный земельный участок, административный истец после вступления решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, обратился в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложив при этом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную кадастровым инженером.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались также, как и не оспаривались правоустанавливающие документы административного истца.
Из обжалуемого отказа административного ответчика следует, что отказано было в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием на то, что земельный участок административного истца расположен за пределами административных границ <адрес>.
Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в обжалуемом отказе не содержится.
Администрацией ГО «<адрес>» в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ № дан аналогичный ответ, которому дана оценка вступившим в законную силу решением Каспийского городского суда Республики Дагестан по делу №а-1266/2021.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела по существу административным ответчиком Администрацией ГО «<адрес>, доказательств того, что земельный участок №, по линии 3 <адрес>, выделенный Касимову Ж.Г. в СНТ «Азимут» расположен за пределами <адрес>, суду не представлено.
У суда оснований полагать, что образуемый земельный участок расположен за пределами административных границ <адрес>, как об этом указано в обжалуемом отказе не имеется и доказательств обратного материалы дела не содержат и таковые суду не представлены. При этом суд обращает внимание на представленные суду доказательства, свидетельствующие о предоставлении земельного участка садоводческому товариществу «Азимут» Каспийским городским советом народных депутатов от 26.11.1992г. №.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (части 1, 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В нарушение приведенных нормативных положений административным ответчиком не доказано законность принятия оспариваемого решения.
Изложенное свидетельствует о том, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка без правового обоснования нарушает права административного истца, в связи с чем, требований административного истца в части о признании незаконным отказа, суд находит обоснованными.
В части требований о возложении обязанности на административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение о признании оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Суд, рассматривая требования о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, находит их подлежащими удовлетворению, поскольку ранее принятое решение судом по делу №а-1266/2021 не привело к реальному восстановлению нарушенного права административного истца, поскольку Администрацией ГО «<адрес>» был дан аналогичный ответ который судом уже был признан незаконным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Касимова Ж. Г. к Администрации ГО «<адрес>», Управлению имущественных отношений <адрес> о признании незаконным отказа Администрации ГО «<адрес>» в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Азимут», линия 3, участок 11, и обязании устранить допущенное нарушение и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес> СНТ «Азимут», участок №, линия 3.
Обязать администрацию ГО «<адрес>» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 500 кв. м., расположенного по адресу: РД, <адрес> СНТ «Азимут», линия 3, участок №.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
Председательствующий: Р.И. Джамалдинова
Отпечатано в совещательной комнате.