Решение по делу № 2а-949/2020 от 22.09.2020

УИД 11RS0008-01-2020-001637-82                    Дело № 2а-949/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Якименко М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 20 ноября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению администрации городского поселения «Нижний Одес» к Отделу судебных приставов по г.Сосногорску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Сосногорску УФССП по Республике Коми Дроженко Л.И. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация ГП «Нижний Одес» обратилась в суд с указанным административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Сосногорску УФССП по Республике Коми Дроженко Л.И., в котором просит освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству .

В обоснование административного иска указано, что решением Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора г. Сосногорска, администрация МО ГП «Нижний Одес» обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности: обеспечить населенный пункт Конашъель достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения с площадками для установки пожарной техники; обеспечить требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Сосногорску Дроженко Л.И. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству на АГП «Нижний Одес» наложен исполнительский сбор, от взыскания которого административный истец просит себя освободить. Мотивирует указанную просьбу затратностью мероприятий, составляющих <данные изъяты> тыс.руб., фактическим проживанием в п.Конашъель 12 человек, нецелесообразностью расходования бюджетных средств.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Отдел судебных приставов по г.Сосногорску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, будучи извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, на требованиях иска настаивал, указав на комиссионно установленный факт проживания в п.Конашъель 15 человек, отсутствие необходимости обустраивать дополнительный пожарный водоем.

Представитель надлежащих образом извещенных административных ответчиков УФССП по Республике Коми и ОСП по г.Сосногорску Сармина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, выразила согласие на рассмотрение дела в свое отсутствие, с исковыми требованиями не согласилась. В письменном отзыве просила отказать в удовлетворении административного иска, указав на непринятие должником мер к своевременному исполнению решения суда.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Дроженко Л.И. в судебном заседании участия не принимала, будучи извещена.

Заинтересованное лицо прокуратура г.Сосногорска явку представителя в судебное заседание не обеспечила, возражений по существу требований не выразила, письменно сообщив о неисполнении решения суда.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о месте и времени рассмотрения дела, согласие сторон на рассмотрение дела в их отсутствие, суд полагает возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.

Исследовав материалы административного дела, гражданских дел , , исполнительного производства , суд приходит к следующему выводу.

Как установлено судом, заочным решением Сосногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования и.о.прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского поселения «Нижний Одес» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, на нее возложена обязанность в сок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки поселка <адрес> до лесного массива не менее 30 м.; в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить населенный пункт <адрес> достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, соответствующим нормами расходы воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники.

Кроме того, решением Сосногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора г.Сосногорска на администрацию ГП «Нижний Одес» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести действия, направленные на устранение требований пожарной безопасности: обеспечить населенный пункт <адрес> достаточным количество источников наружного противопожарного водоснабжения с площадками для установки пожарной техники; обеспечить требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ АГП «Нижний Одес» отказано в предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда.

Указанные решения вступили в законную силу, на их основании выданы исполнительные листы, предъявлены к принудительному исполнению.

ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по г.Сосногорску возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа по делу от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неисполнением требований постановлением от ДД.ММ.ГГГГ установлен исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по г.Сосногорску возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа по делу от ДД.ММ.ГГГГ. Должнику АГП «Нижний Одес» предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства добровольно исполнить требования исполнительного документа, разъяснена ответственность в виде взыскания исполнительского сбора.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Дроженко Л.И. требованием от ДД.ММ.ГГГГ предложено должнику исполнить решение суда, предоставить документы, подтверждающие исполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением указанного требования постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Дроженко Л.И., утвержденным начальником ОСП по г.Сосногорску Кучумовой И.А., с администрации городского поселения «Нижний Одес» взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб., установлен новый срок для исполнения решения суда.

Разрешая требование об освобождении АГП «Нижний Одес» от его уплаты, суд руководствуется следующим.

Частью 1 статьи 46 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Данное право предполагает в качестве неотъемлемого элемента обязательность исполнения судебных решений.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Статьей 105 Закона №229-ФЗ предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона).

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно положениям настоящей статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстанавливающей санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Изложенная позиция также отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Материалами дела и установленными на основании их оценки обстоятельствами подтверждается, что должник, будучи уведомлен о возбуждении исполнительного производства, не исполнил требования исполнительного документа в отведенный для добровольного исполнения срок.

Таким образом, исполнительский сбор как мера публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным должником правонарушением в процессе исполнительного производства, применена судебным приставом-исполнителем обоснованно.

При этом требования закона, предъявляемые к постановлению судебного пристава-исполнителя об установлении исполнительского сбора, к порядку его вынесения, форме и содержанию судебным приставом-исполнителем полностью соблюдены, правовые основания для применения установленной меры ответственности в виде наложения исполнительского сбора судом установлены.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от установленного исполнительского сбора исходя из следующего.

В соответствии с частями 6,7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, и суд вправе удовлетворить данное требование при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом.

Как установлено судом, решениями Сосногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию ГП «Нижний Одес» возложена обязанность совершения аналогичных действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В соответствии с положениями ст.ст. 134, 220 ГПК РФ суд отказывает в принятии искового заявления, а в случае принятия иска прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

Поскольку при рассмотрении гражданского дела не нашел своей оценки факт наличия решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по данному делу не было прекращено.

Данное обстоятельство, несмотря на состоявшееся решение суда, не может служить поводом для привлечения администрации ГП «Нижний Одес» к двойной ответственности в виде взыскания исполнительского сбора по каждому из возбужденных по данному предмету исполнительных производств, поскольку иное противоречило бы общепризнанному принципу, в силу которого никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно и то же деяние (non bis in idem).

В соответствии с ч.3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.

Руководствуясь ст.ст.358, 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ :

Освободить администрацию городского поселения «Нижний Одес» от оплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Сосногорску УФССП по Республике Коми Дроженко Л.И. от 08.09.2020 в рамках исполнительного производства

Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья                                         О.Н.Судовская

Верно                                        О.Н.Судовская

2а-949/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация ГП "Нижний Одес"
Ответчики
ОСП по г. Сосногорску
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Сосногорску Дроженко Л.И.
УФССП России по Республике Коми
Другие
Прокуратура г.Сосногорска
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Судовская О.Н.
Дело на странице суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
22.09.2020Регистрация административного искового заявления
22.09.2020Передача материалов судье
24.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2020Судебное заседание
20.11.2020Судебное заседание
20.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2020Дело оформлено
22.12.2020Дело передано в архив
20.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее