Дело №2а-170/2019
УИД58RS0024-01-2019-000295-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2019 года с. Неверкино
Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Улбутовой М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Неверкинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, выразившегося в неисполнении обязанности по опубликованию на официальном сайте в сети "Интернет" нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы, а также о понуждении к выполнению данной обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Неверкинского района Пензенской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, о признании незаконным бездействия администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, выразившегося в неисполнении обязанности по опубликованию на официальном сайте в сети "Интернет" нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы, а также о понуждении к выполнению данной обязанности. В административном исковом заявлении указаны следующие требования:
Признать незаконным бездействие администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, выразившееся в невыполнении обязанности разместить на официальном сайте в сети «Интернет» нормативно-правовые акты пи роекты нормативно-правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы: проект решения от 21.02.2019 № 286-134-6 «О внесении изменений в бюджет Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; проект решения от 18.04.2019 № 295-138-6 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области за 2018 год», а также решение от 18.04.2019 № 295-138-6 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области за 2018 год».
Обязать администрацию Бигеевского сельсовета Неверкинского района опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» для проведения антикоррупционной экспертизы проекты нормативно-правовых актов: проект решения от 21.02.2019 № 286-134-6 «О внесении изменений в бюджет Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; проект решения от 18.04.2019 № 295-138-6 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области за 2018 год», а также нормативно- правовой акт - решение от 18.04.2019 № 295-138-6 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области за 2018 год».
В административном иске прокурор района ссылается на факт проведения прокуратурой района проверка соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в части исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области. В ходе названной прокурорской проверки выявлены нарушения вышеназванного законодательства.
В суд поступило ходатайство прокурора Неверкинского района Пензенской области о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик - Администрация Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, заявив ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие его представителя, выразил согласие на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Из поступившего заявления административного ответчика следует, что административный ответчик признает заявленные требования в полном объеме, ему разъяснены и понятны нормы, содержащиеся в ст. 291-294 КАС РФ.
Судом постановлено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закрепил принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в их числе открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 4); достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления (п. 2 ст. 4).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Статья 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ устанавливает требования к объему размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления. В частности, подлежит размещению в сети «Интернет» информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований (подпункт 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ).
В соответствии со статей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к мерам по профилактике коррупции включает в себя антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов.
При этом антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации (подпункт 3 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Частью 1. ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено, что институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Согласно пп. а п. 2 ч. 1.1 Перечня информации о деятельности Комитета местного самоуправления Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, утвержденного решением КМС Бигеевского сельсовета Неверкинского района от 27.06.2012 № 186-91-4, (далее - Перечень), администрацией Бигеевского сельсовета Неверкинского района в Интернет-сайте размещается информация о нормотворческой деятельности Комитета местного самоуправления Бигеевского сельсовета Неверкинского района, в том числе муниципальные нормативные правовые акты, изданные Комитетом местного самоуправления Бигеевского сельсовета Неверкинского района, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных нормативных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В части 1.2 Перечня установлено, что Комитет местного самоуправления Бигеевского сельсовета Неверкинского района наряду с информацией, указанной в пункте 1 и относящейся к деятельности Комитета местного самоуправления Бигеевского сельсовета Неверкинского района, размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Согласно ч. 2.2 Перечня непосредственные функции по осуществлению контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности Комитета местного самоуправления Бигеевского сельсовета Неверкинского района возлагаются на главу администрации Бигеевского сельсовета.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Неверкинского района Пензенской области, установлено, что по стоянию на 10.06.2019 на официальном сайте администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района test.big.never.pnzreg.ru размещены не все проекты НПА.
В частности, Комитетом местного самоуправления Бигеевского сельсовета Неверкинского района приняты следующие НПА: решение от 21.02.2019 № 286-134-6 «О внесении изменений в бюджет Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; решение от 18.04.2019 № 295-138-6 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области за 2018 год», а также решение от 18.04.2019 № 295-138-6 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области за 2018 год». Однако проекты решения от 21.02.2019 № 286-134-6 «О внесении изменений в бюджет Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; решения от 18.04.2019 № 295-138-6 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области за 2018 год», а также решение от 18.04.2019 № 295-138-6 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области за 2018 год» на официальном сайте администрации Бигеевского сельсовета на момент проведения проверки не размещены.
Выявленные нарушения, препятствуют доступу к информации о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Бигеевского сельсовета, реализации независимой экспертизы и нарушает права граждан в указанной сфере. Неисполнение администрацией Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области требований действующего законодательства о противодействии коррупции в части размещения на официальном сайте в сети Интернет вышеуказанных сведений нарушает права неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации.
В статье 12 ГК РФ определены способы защиты гражданских прав, среди которых признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом вышеизложенного, суд находит заявленный прокурором Неверкинского района Пензенской области административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При вынесении решения суд учитывает, что административный ответчик согласен с заявленным административным иском.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает необходимым, с учетом требований разумности, установить административному ответчику срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанности по опубликованию на официальном сайте в сети «Интернет» проектов нормативно-правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы и нормативно-правовых актов: проекта решения от 21.02.2019 № 286-134-6 «О внесении изменений в бюджет Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; проекта решения от 18.04.2019 № 295-138-6 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области за 2018 год», а также решение от 18.04.2019 № 295-138-6 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области за 2018 год» – 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
На основании п.10 ст. 227 КАС РФ суд считает правильным обязать административного ответчика опубликовать решение суда в печатном издании, в котором публикуются правовые акты органа местного самоуправления – администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, установив для этого конкретный срок исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21.02.2019 № 286-134-6 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2020 ░ 2021 ░░░░░»; ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18.04.2019 № 295-138-6 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░ 18.04.2019 № 295-138-6 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21.02.2019 № 286-134-6 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2020 ░ 2021 ░░░░░»; ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18.04.2019 № 295-138-6 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░ 18.04.2019 № 295-138-6 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░