Решение по делу № 2а-5118/2022 от 21.02.2022

УИД 11RS0001-01-2022-003132-74 Дело № 2а-5118/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

с участием административного истца Семенова А.Н., представителя административных ответчиков ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Шомысовой Л.Н.,

рассмотрев 28 июля 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Семенова Александра Николаевича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, начальнику ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильеву Виктору Владимировичу о признании действий незаконными, выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,

установил:

Семенов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4 300 000 рублей.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильев В.В., в качестве заинтересованного лица – УФСИН России по Республике Коми.

В обоснование требований к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми административный истец указал, что с ** ** ** административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в отряде СУОН, а также неоднократно выдворялся в ШИЗО и ПКТ. В отряде СУОН между комнатами ночного расположения проделаны арки в стенах, что способствует сквознякам. На окнах имеются сплошные локальные заграждения. Оконные проемы не оборудованы механизмами закрывания/открывания. Ремонт в отряде проводился в 2012 году. Ночное помещение не доступно в дневное время, в связи с чем не возможно использовать личные вещи, которые находятся в тумбочке. Планировка отряда напоминает зоопарк. Ночное освещение не дает выспаться. В помещениях ШИЗО, ПКТ холодно, поскольку батареи кустарного производства, маленького размера. Площадь камер не соответствует нормам, имеется плесень. Отсутствует горячее водоснабжение. В туалете отсутствует отдельная кабинка и вытяжка. Один из трех столов находится в непосредственной близости от туалета. На раковине ржавчина. Окна в камерах не оборудованы механизмами закрывания/открывания. Нехватка дневного света, в связи с маленьким размером окон. Искусственное освещение расположено углубленно в потолке, свет попадает через решетку. Ночное освещение не дает выспаться. Вытяжная система не исполняет своего назначения. Указывая на нарушение условий содержания, административный истец просит взыскать в его пользу денежную компенсацию.

В судебном заседании административный истец Семенов А.Н., участвующий посредством видео-конференц-связи, на требованиях настаивал.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Шомысова Л.Н. возражала на удовлетворении требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административный иск.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные в дело доказательства и установленные по делу обстоятельства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров; осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, куда прибыл ** ** **, содержался в отряде №... СУОН с ** ** ** по ** ** **. Также неоднократно административный истец содержался в камерах ШИЗО, ПКТ.

Отряд №... со строгими условиями содержания размещается на 2 этаже здания «Столовая и ПТУ», площадь спальных помещений которого составляет 188,03 кв.м. (45,4 кв.м., 47кв.м., 46,8 кв.м., 48 кв.м).

Отряд №... СУОН является запираемым помещением, оборудованным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осуждённых, отбывающих наказание в других условиях. Осуждённые переводятся в строгие условия содержания в целях обеспечения безопасности других осуждённых, пресечения отрицательного влияния других осуждённых, придания большей динамичности дифференцированному воспитательному воздействию.

В отряде по периметру в оконных проемах установлены пластиковые окна (окна из ПВХ-профиля). Данные окна находятся в хорошем техническом состоянии, что препятствует возникновению сквозняков. В отряде СУОН отопление центральное от котельной учреждения.

Невозможность пользоваться спальными секциями в дневное время обусловлено наличием установленных требований к порядку отбытия наказания.

Вместе с тем, в отряде СУОН имеется помещение для хранения личных вещей повседневного пользования, где у осужденных имеется возможность хранить личные вещи в отдельной ячейке. Также в отряде имеется сушилка, которая оборудована вешалками для одежды и стеллажами для обуви.

Вентиляция в отряде СУОН естественная через внутристенные вытяжные каналы, что обеспечивает постоянную вентиляцию и достаточный уровень воздухообмена.

Освещение в отряде СУОН №... обеспечивается установкой светодиодных светильников, а также естественное через оконные проемы.

Семенов А.Н. был водворен в ШИЗО ** ** ** на 12 суток, ** ** ** – 15 суток, ** ** ** – 7 суток, ** ** ** - 3 суток, ** ** ** – 7 суток, ** ** ** – 7 суток, ** ** ** – 13 суток, ** ** ** – 15 суток, ** ** ** – 15 суток, ** ** ** – 7 суток, в ПКТ ** ** ** – 5 месяцев.

Согласно книге количественной проверки лиц, содержащихся в ШИЗО ФКУ ИК-25, ** ** ** в камере №... площадью 5,3 кв.м. содержался 1 человек (административный истец), ** ** **, ** ** ** в камере №... площадью 4,90 кв.м. – 1 человек, ** ** ** в камере №... площадью 14,7 кв.м. – 2 человека, ** ** ** в камере ПКТ №... площадью 16,3 кв.м. – 3 человека, в связи с чем, норма площади на одного осужденного соответствует норме площади, установленной требованиям ст. 99 УИК РФ.

Таким образом, доводы административного истца о нарушении нормы площади, стесненных условиях содержания в указанные периоды не подтвердились.

Вместе с тем данных о номерах камер, в которых содержался истец и количестве осужденных, содержащихся совместно с ним, при водворении в ШИЗО ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, административным ответчиком не представлено.

Оценивая правомерность заявленных административным истцом требований по основанию отсутствия в камерах ШИЗО, ПКТ горячего водоснабжения, суд руководствуется следующим.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 № 245/пр утвержден и введен в действие с 04.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно – исполнительной системы. Правила проектирования» (СП 247.1325800.2016), в соответствии с пунктом 1.19 которого, здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 (Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).

Согласно пункту 19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.

В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений обязана выполнять установленные санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительном системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от ** ** **..., которая впоследствии была признана утратившем силу приказом Минюста России от ** ** **.... Согласно пункту 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

По материалам дела установлено, что в указанный период в камеры ШИЗО, ПКТ не обеспечены горячим водоснабжением.

Наличие горячего водоснабжения в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключения под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.

Поскольку кары ПКТ, ШИЗО, в котором содержался истец, не оборудованы подводом горячего водоснабжения, что в ходе рассмотрения дела представителем ответчиков не отрицалось, суд приходит к выводу об установлении нарушения прав административного истца в период с периоды водворения Семенова А.Н. в ШИЗО и ПКТ в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, что свидетельствует о ненадлежащих условиях его содержания.

Проверяя доводы административного истца о санитарно-эпидемиологическом состоянии помещений отрядов, камер ШИЗО и ПКТ, судом установлено, что отопление и горячее водоснабжение зданий ФКУ ИК-25 осуществляется от собственной котельной. Для контроля температуры в помещениях на стенах закреплены термометры. Подача холодной воды в ФКУ ИК-25 на жилые и производственные нужды осуществляет централизовано ОАО "Сыктывкарский Водоканал", который подает эту воду и в город Сыктывкар, и микрорайон Верхний Чов для населения.

Также ежегодно со специализированной организацией заключаются договора на проведение дератизации на объектах учреждения, что подтверждается представленными суду договорами. Дератизация проводится в жилых, коммунально-бытовых и административных зданиях, а именно: столовая, общежития для осужденных, здание ШИЗО ПКТ, медицинская часть, овощехранилище, продовольственный и вещевой склад, пекарня и других.

При этом сами осуждённые согласно п. 16 абз. 11 гл. 3 приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее Правила) также обязаны содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель (приложение N 3), следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых сумок в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение N 4), индивидуальных табличек на вещевых сумках, тумбочках и индивидуальных местах (ячейках) для хранения продуктов питания, соответствием описей личных вещей осужденных в вещевых сумках их содержимому, хранить продукты питания и посуду в комнатах для приема пищи, предметы индивидуального пользования - в помещениях для хранения личных вещей повседневного пользования (умывальные и письменные принадлежности, литературу в количестве до 5 книг, за исключением учебников осужденных, проходящих обучение в образовательных организациях, журналов, газет, табачные изделия не более 2 пачек сигарет, спички - 1 коробки, средства гигиены могут храниться в прикроватных тумбочках).

Таким образом, помещения ФКУ ИК-25 содержатся и обслуживаются, согласно Приказу Министерства Юстиции РФ № 276 от 28.09.2001 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

В здании ШИЗО и ПКТ ежегодно проводятся текущие ремонты помещений. Искусственное освещение в камерах соответствует п.20.33 СГ1 17-02 Минюста России и составляет более 100 лк (люминесцентные лампы), в центре потолка имеются два светодиодных светильника по 50 Ватт, искусственная освещенность на рабочих поверхностях столов соответствует нормативным показателям СанПин.

Камеры ШИЗО оборудованы вентиляцией с естественным побуждением, что допускается требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Имеется одно окно, оборудованное форточкой, позволяющей обеспечивать проветривание помещения.

В 2013 году в здании ШИЗО/ПКТ проведен капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания, что отвечает требованиям п.20.17 СП 17-02 Минюста России, в июне 2018 года произведена установка вентилятора, в коридоре здания ШИЗО-ПКТ установлена вентиляция с механическим побуждением.

Камеры штрафного изолятора, помещения камерного типа оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой.

В камерах ШИЗО на окнах установлены механизмы для открывания (закрывания) форточек. Механизмы находятся в исправном состоянии, своевременно ремонтируются при выходе из строя.

В камерах ШИЗО ведется контроль за температурным режимом, что подтверждается журналом № 68 «Учет температурного режима в камерах блока ШИЗО и ПКТ», согласно которого температура в камерах соответствовала требованиям с учетом времени года, в теплое время года – в пределах от 18 до 27 градусов, в холодное время года – от 17 до 23 градусов.

Санитарно-гигиеническое состояние камер ШИЗО и ПКТ, моечной и раздевалки ШИЗО/ПКТ оценивается медицинскими работниками филиала «Медицинская часть № 3» ежедневно, результат осмотра фиксируется в «Журнале санитарного состояния ШИЗО, ПКТ».

Таким образом, остальные перечисленные в иске неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания, не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы и является закономерным следствием его собственных действий.

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание. Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья, а также право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Принимая во внимание, что в силу вышеизложенного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-25 возлагается на указанное исправительное учреждение, как административного ответчика по делу, которому следует подтверждать факты, обосновывающие возражения относительно доводов и требований административного истца, при этом в данном рассматриваемом споре стороной административного ответчика не представлено доказательств того, что в период содержания административного истца с ШИЗО ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** (общее количество дней 51) норма площади отряда соответствовала требованиям ст. 99 УИК РФ, и составляла не менее 2 кв.м., суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными действия (бездействия) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республики ФИО1 в указанный период, что выразилось в не обеспечения административного истца нормой площади отряда, что свидетельствуют о нарушении условий содержания последнего.

С учетом установленных в рамках рассмотрения дела ряда нарушений, суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца действиями (бездействиями) исправительного учреждения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, что выразилось в не обеспечении истца горячим водоснабжением в ШИЗО, а также нормой площади при водворении в камеры ШИЗО ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, как то предусмотрено требованиями действующего законодательства.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.

При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Принимая во внимание требования Семенова А.Н., фактические обстоятельства настоящего дела, наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-25, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца, с учётом нахождения в указанный период в ШИЗО (101 день), ПКТ (5 месяцев), значимость последствий для него, а также требования разумности и справедливости, суд, определяя размер компенсации, полагает возможным определить размер такой компенсации равной сумме 14 500 рублей, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Семенова Алексея Николаевича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, начальнику ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильеву Виктору Владимировичу о признании действий незаконными, выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, выразившееся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Семенова Алексея Николаевича в исправительном учреждении в камерах ШИЗО И ПКТ.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Семенова Алексея Николаевича компенсацию за нарушение условий содержания в размере 14 500 (четырнадцать тысяч пятьсот) рублей путем перечисления взысканной суммы на банковский счет на имя Семенова Алексея Николаевича по представленным реквизитам.

В удовлетворении требований Семенова Алексея Николаевича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, начальнику ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильеву Виктору Владимировичу о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении - отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Судья Н.Н. Прилепова

...

2а-5118/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Семенов Александр Николаевич
Ответчики
ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Прилепова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация административного искового заявления
22.02.2022Передача материалов судье
24.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.05.2022Предварительное судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
28.07.2022Судебное заседание
08.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее