Дело №а-219/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Волосово 16 апреля 2019 года
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Егоровой С.Е.,
с участием прокурора Затонской К.О.,
при секретаре Сидоренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Сельцовское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Волосовского района Ленинградской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Волосовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации МО Сельцовское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, указав, что прокуратурой Волосовского района Ленинградской области на основании Приказа Генерального Прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка соблюдения жилищных прав и интересов инвалидов, в ходе которой, в деятельности администрации МО Сельцовское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области выявлены нарушения закона. Установлено, что комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности, для инвалидов в Администрации не создана, обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, не проводились. Вместе с тем, государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Просит признать бездействие администрации муниципального образования Сельцовское сельское поселение незаконным, обязать создать комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и обязать в течении 6 месяцев после создания комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, провести обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды.
В судебном заседании помощник прокурора Волосовского района Ленинградской области, Затонская К.О., административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО Сельцовское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области Догуревич А.А. просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, пояснил, что комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов создана на территории Волосовского муниципального района Ленинградской области администрацией МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, поэтому нет необходимости создавать комиссию отдельно на территории Сельцовского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности, для инвалидов в Администрации МО Сельцовское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области не создана, обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, не проводились.
В силу абз. 5 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, утверждены «Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Правила), которые устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Согласно п. 4 Правил, обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных:
а) стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения;
б) стойкими расстройствами функции слуха, сопряженными с необходимостью использования вспомогательных средств;
в) стойкими расстройствами функции зрения, сопряженными с необходимостью использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств;
г) задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека.
В силу п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия).
Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 9 Правил в состав муниципальной комиссии включаются представители:
а) органов муниципального жилищного контроля;
б) органов местного самоуправления, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства;
в) общественных объединений инвалидов.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений
В соответствии со ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 24.06.2014 № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Отсутствие комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов на территории Сельцовского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области нарушает право инвалидов на обеспечение условий доступности жилья для них, что является недопустимым.
Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание приведенные выше нормы права, суд находит законными и обоснованными заявленные требования прокурора.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также органы местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-177, 227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Сельцовское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области по не принятию мер по созданию комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, не обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Сельцовское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области создать комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования Сельцовское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области в течение 6 месяцев после создания комиссии провести обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья